Крест на театре

Почему между церковью и театром образовался раскол

 
Когда этот номер «Театрала» уходил в печать, в Новосибирске завершался суд над директором Театра оперы и балета Борисом Мездричем, а также над режиссером оперы «Тангейзер» Тимофеем Кулябиным. Напомним, история разгорелась зимой нынешнего года, после того как митрополит Тихон написал письма губернатору, в Заксобрание и прокурору, решив, что образ Христа, представленный в опере, оскорбляет чувства верующих. Прокуратура устроила проверку и передала дело в суд.
Вслед за этим в Новосибирске состоялся тысячный митинг против «богохульных постановок», и поезд, что называется, помчался с бешеной скоростью. Задетые до глубины души православные активисты, размахивая плакатами «Спасем Россию», припомнили, что их оскорбляет не только «Тангейзер», но и спектакль «Красного факела» Kill с обнаженной девушкой на кресте, а также «История о православном ежике», показанная на малой сцене театра «Глобус»…

В начале марта к числу горячих точек на театральной карте страны добавился Ижевск. Священник Свято-Михайловского собора Владимир Андрианов объявил богохульным пушкинский спектакль «Метель» (инсценировка Василия Сигарева), в котором есть намек на то, что священник, возможно, был пьян и потому взял дорого. Андрианов требует, чтобы режиссер Максим Соколов убрал из постановки эту «кощунственную сцену», а также принес публичные извинения через СМИ. В противном случае он пожалуется в суд.

Во всем виновен «внешний враг»

Вполне очевидно, что в ближайшее время к этим историям добавятся новые. Во времена, когда центральные телеканалы с настойчивым упорством ищут внешних врагов, внедряют идею мирового заговора, борются с инородцами и стравливают между собой людей разных политических убеждений, тотальная истерия неизбежна. Она охватывает все слои общества, проникает в госструктуры и образовательные учреждения, она призывает к цензуре и заставляет принимать множество новых законов, направленных на усиление режима.

Но удивительно, что именно церковь, которая по сути своей должна призывать к всепрощению, выстраивать мирный диалог, взывать к душе и совести, требует судебных разбирательств. Почему священники, окончившие, надо полагать, не церковно-приходские школы, а высшие учебные заведения, забывают о том, что в обществе множество так называемых социопатов, людей с холодной этической составляющей? В любом обществе очень много акцентуированных людей, которые заряжены тотальной ненавистью. И митинг, прошедший в Новосибирске во время поста (!), в очередной раз это доказал. Ведь именно там, в этой тысячной толпе, размахивающей флагами и транспарантами, раздались призывы перевести судебное разбирательство из административного – в уголовное (то есть православные граждане не против того, чтобы режиссер понес наказание в тюрьме).

5 марта их поддержал председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов, который сказал:

– Слава богу, что у нас есть закон. У нас наказываются граждане не за оскорбление, а за действие, совершенное с целью оскорбления. Вне зависимости от пострадавшей стороны есть соответствующие основания для возбуждения уголовного дела.

Такой поворот событий буквально взорвал театральное сообщество. Деятели культуры стали на защиту Кулябина, выступив с требованием немедленно прекратить травлю режиссера. В их числе Олег Табаков и Ирина Прохорова, Евгений Миронов и Александр Калягин, Валерий Фокин и Галина Волчек.

Не по-христиански?

Тимофей Кулябин говорит, что отвечает за каждую секунду своего спектакля. Предъявленных обвинений он не признает и готов до конца отстаивать свое право художника.

– Люди, которые видят в этом спектакле выпад против христианских ценностей, не очень внимательно отнеслись и к сюжету новой постановки, и к тому, что имелось в виду в оригинальном либретто, – цитирует его слова «Открытая Россия». – Приглашаю всех усомнившихся посетить ближайшие спектакли и не доверять поспешным выводам, сделанным, как правило, на основании публикаций в СМИ.

Напоследок имеет смысл напомнить, что весь конфликт оперы Вагнера (который пережил периоды и атеизма, и истового католицизма) имеет отношение к католической вере, и сама ситуация паломничества Тангейзера в Рим за отпущением грехов у Папы выводит сюжет за рамки православия. Все это создает достаточную дистанцию между православными верующими и реалиями постановки.

Православные активисты утверждают, что в опере христианская символика «используется не по назначению». Прокуратура, устроив проверку, решила, что Кулябин и в самом деле нарушил вторую часть статьи 5.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Говоря юридическим языком, он осуществил «умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики…»

Человек, совершивший такое преступление, наказывается штрафом в размере до 50 тыс. рублей, а должностное лицо (т.е. в данном случае это директор театра Мездрич) – до 200 тыс. рублей. В случае неуплаты штраф заменяется обязательными работами на срок до 120 часов.

На новый лад

И все же в голове не укладывается, что режиссер, который априори имеет право на самовыражение (иначе какой он режиссер!), сидит на скамье подсудимых. Получается, что советская традиция, когда в любом свободном высказывании видели «инакомыслие» и травили за это деятелей искусства, никуда не исчезла? Неужели столь страшный вирус по нынешний день живет в нашем сознании?

Новосибирский митинг, призывавший сделать из режиссера уголовника, показывает, что в любой момент эпидемия может возродиться с новой силой. Достаточно лишь нажать на рычаг…

Причем пляски вокруг этого «рычага» наблюдаются не первый год. Вспомнить хотя бы, как в марте 2011 года в Армавире по инициативе одного из священнослужителей произведение Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде» вышла в новой редакции, где пьяницу попа заменили купцом. Следом за этим священнослужители распорядились переписать «Снежную королеву» Андерсена. Или вспомнить пресловутый скандал, связанный с богомоловским «Идеальным мужем»: протоиерей Всеволод Чаплин раскритиковал спектакль и обратился в правоохранительные органы с просьбой проверить постановку на предмет оскорбления чувств верующих. Вскоре, когда в МХТ вышли «Братья Карамазовы», православная общественная организация «Божья воля» начала сбор подписей с требованием не просто убрать «Карамазовых» из репертуара МХТ, но и немедленно отправить в отставку всех, кто имеет к этой постановке отношение.

Подобных примеров можно привести еще не один десяток. В мае 2012 года группа православных верующих потребовала прекратить показ оперы «Золотой петушок» в Большом театре, сочтя ее богохульной, а в июне 2013 года за одно только «богохульное название» активисты призвали запретить рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда», которая приехала на гастроли в Ставрополь. Кстати, рок-оперу в конечном итоге удалось спасти. Она и сегодня гастролирует по югу России, однако с небольшой поправкой, которую внес руководитель «Православного союза» Роман Плюта. Каждый спектакль начинается… с краткой проповеди священника.

«Зло на зло – это двойное зло»

– Удивительно, что исторический опыт никого не учит и каждое новое поколение наступает на одни и те же грабли, – считает худрук театра «У Никитских Ворот» Марк Розовский. – Почему-то все очень быстро забыли, что искусство по сути своей свободно и не подчиняется никаким чиновничьим взглядам (а в данном случае – мнению священника). Конечно, во все времена были люди, которые хотели бы расстрелять Пушкина за «Сказку о попе и о работнике его Балде» или повесить его за «Гавриилиаду». Но пусть это остается на их совести.

Марк Григорьевич затронул важную тему: испокон веков между церковью и искусством – напряженное противостояние. Священники взывают к человеческой душе, но то же самое делают и деятели культуры. Вот только система мировоззрения у каждого своя. Когда одна из этих систем начинает критиковать или оценивать другую – конфликт неизбежен.

Церковь, ополчившаяся на «Идеального мужа» МХТ, была оскорблена тем, что образ отца Артемия (его играет Максим Матвеев) в этом спектакле отрицательный. Актер вынужден был оправдываться в интервью, что сам он человек верующий, но в спектакле играет «дьявола во плоти» – оборотня в рясе.

– Что касается оперы «Тангейзер», – продолжает Марк Розовский, - то, собственно, и господин Вагнер сам был большой фанатик. И если его и осуждать, то не за музыку, а за его позицию, как гражданина, как немца, как националиста. Это я еще понимаю. Но то, что он был гениальный композитор, это абсолютно не нуждается ни в каких доказательствах.

Если говорить конкретно о «Тангейзере», то я постановку не видел, но твердо знаю, что подавать в суд, как это делает священник, по меньшей мере безнравственно. Он, значит, не очень верует в Христа. Потому что зло на зло – это двойное зло. И его действия разрушительны в отношении других людей. А Христос ни к этому нас призывал.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор театра Karlsson Hause Анна Павинская: «Мы любим риск»

    У репертуарного театра в России есть очевидное преимущество: здесь возможен риск. Например, не сложился спектакль, и постановку списали уже на генеральной репетиции. Но в частном театре, наверное, подобные риски недопустимы. ...
  • Артисты «Ленкома» попросили присвоить театру имя Марка Захарова

    Артисты «Ленкома» обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой присвоить театру имя Марка Захарова, который был художественным руководителем коллектива. «Сейчас подготовлено обращение от труппы театра, со всеми народными артистами и другими уважаемыми артистами, на имя Сергея Семеновича Собянина о том, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», – сказал ТАСС председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. ...
  • Мосгорсуд отменил возврат дела «Седьмой студии» в прокуратуру

    Во вторник, 8 октября, Мосгорсуд признал незаконным возвращение в прокуратуру уголовного дела «Седьмой студии» и постановил вернуть дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда. Это решение принято по ходатайству прокуратуры. ...
  • В устав Большого театра внесли изменения

    Назначения и отставки в филиалах Большого театра будут согласовываться с Министерством культуры РФ. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России». ...
Читайте также