Страдания молодого шалопая

В театре «Сфера» обратились к первой пьесе Чехова

 
Театральный сад расходящихся тропок меняет конфигурацию постоянно. Какие-то ранее популярные дороги зарастают, какие-то вновь обретают актуальность. Кто еще лет семь назад мог предположить паломничество на премьеры Вахтанговского театра или Маяковки?
Первыми провозвестниками перемен обычно становятся студенты театральных вузов. Именно они в этом сезоне упорно рекомендуют друг другу сходить на «Безотцовщину» по Чехову в театр «Сфера». Новый худрук «Сферы» Александр Коршунов позвал на постановку недавнего выпускника ГИТИСа Владимира Смирнова, и выбор оказался удачным.

Пьеса-монстр, сохранившаяся без титульного листа, оказалась подарком для режиссерского театра. 200 страниц убористого текста позволяли высекать любой собственный сюжет. В крутом бульоне первого драматургического опыта Чехова находили прообразы героев и коллизии всех его будущих великих творений. Режиссер-дебютант разглядел в «Безотцовщине» материал также и коротких комических водевилей. Путаницы и недоразумения, сердечная тоска, принимающая формы гротескные, печальные положения, оборачивающиеся фарсом. Собственно, и в классических пьесах Чехов любит одно и то же положение обыграть то как фарс, то как трагедию. Фарсом оборачивается первое, неудачное покушение на самоубийство Кости Треплева, трагедией – самоубийство удачное.

Череда объяснений и выяснений отношений, все более спутывающиеся взаимные претензии, любови, дружбы приводят в «Безотцовщине» к тому, что буквально все главные действующие лица подносят револьвер к виску… Впрочем, согласно жанру, ни одно самоубийство не состоится…

Действие пьесы разворачивается на веранде имения Войницкой, заставленной пустыми банками и шкафчиками с вином в первом действии и пустой, подготовленной к передаче новому хозяину – во втором. Там за дверями накрывают на ужин, слышны звуки музыки… Там жилые комнаты и длинный парадный коридор, по которому то убегает встревоженная Саша (Евгения Казарина), то удаляется несчастный Глагольев-старший (Павел Степанов), то, гордо постукивая каблуками, уходит красавица Софья (Анна Халилулина).

А здесь, на веранде, происходят многочисленные тет-а-теты, впрочем, все время нарушаемые непрошеными свидетелями.

Актеры «Сферы» на удивление точно и тонко поняли жанровую природу предложенной режиссером инсценировки. И удивление тут вызывает сам факт того, сколько оказалось в давно находящемся на обочине театральных интересов театре умных, изящных и сильных мастеров, готовых подхватить и развить любую режиссерскую блестку-задумку.

Пара – генеральша Войницкая (Нелли Шмелева) и ее пасынок (Сергей Рудзевич) – просто хороша. Это тот случай, когда роль хочется описывать в каждой детали – от точно найденного внешнего облика до легкости перехода от смеха к истерике и слезам… Среди расставленных пустых банок, то и дело роняя то одну, то другую, неуверенно ступает женщина с какой-то немыслимо кокетливой прической, с избыточно длинной юбкой, в ботинках на платформе с девятисантиметровыми каблуками. Она так заливисто и так некстати смеется, так неумело и трогательно кокетничает и вдруг так естественно поднимается до «вопля женщин всех времен»: «Ну зачем ему эта пустая кукла?!!» Сергей Войницкий здесь настоящий дворянский недоросль-оболтус, неуклюжий, неловкий, смешной. Но разве смешные люди страдают как-то по-другому и менее сильно, чем герои?

Любимая мысль Чехова о том, что в жизни трагедия и пошлость, трагедия и фарс очень часто так переплетаются, что не разорвать, здесь кинута впроброс, но сама мысль верная. Когда-то в фильме Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино» Платонов – Александр Калягин, пытаясь покончить с собой, прыгал в реку и…попадал на мелководье. Жестокая ирония жизни, где слабым неудачникам не удается даже уйти красиво, здесь была воплощена с опрокидывающей убедительностью. Взрослые герои фильма понимали, что жизнь кончена, силы кончены и от осознания краха не уйти.

Юные герои спектакля все по очереди прикладывают пистолет к виску, но отставляют его в сторону… Как резюмирует очень юный и, прости господи, очень глупый Платонов (Анатолий Смиранин): «Хочется жить чертовски»… И разыгравшаяся вереница драм остается для всех пусть неприятными, но никак не итожащими эпизодами еще только начинающейся жизни.

Имя Владимира Смирнова стоит запомнить. Давно дебюты не радовали таким сочетанием юмора, умения, фантазии. Впрочем, уверена, что этот режиссер вряд ли даст себя забыть.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Марк Розовский ставит Достоевского

    Театр «У Никитских ворот» 1 ноября представит новый спектакль «Убивец» по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». В преддверии премьеры режиссер-постановщик Марк Розовский рассказал о своей новой работе: «Наше прочтение Достоевского зиждется на литературоведческом открытии Михаила Михайловича Бахтина, который назвал «Преступление и наказание» полифоническим романом, гениально обнаружив двойниковость и другие взаимоотражения в персонажной системе этого произведения. ...
  • Дмитрий Крымов проведет мастер-класс в Петербурге

    Художник Дмитрий Крымов принял предложение Мастерской Современного Театра провести мастер-класс (28 и 29 октября), посвященный извечной теме театрального искусства «Замысел и его воплощение». «Как рождаются шедевры на сцене? Как подобрать тот самый ключик образного языка, который будет вскрывать смысл пьесы и затрагивать душу зрителя? Мастер-класс Дмитрия Крымова не дает ответы на все вопросы, но позволяет прийти к самостоятельным выводам экспериментальным путем», – говорится в аннотации на странице Мастерской Современного Театра в Вконтакте. ...
  • «Ленком» готовит премьеру последнего спектакля Марка Захарова

    Творческая команда «Ленкома» продолжает работу над спектаклем «Капкан» по произведениям Владимира Сорокина, который не успел закончить Марк Захаров. Первоначально премьера намечалась на 2 декабря. Эту дату дирекция «Ленкома» решила не менять. ...
  • Театр «Практика» обратился к польской драматургии

    Театр «Практика» готовится представить премьеру спектакля «У нас все хорошо» по пьесе польского драматурга Дороты Масловской. Над постановкой работают артисты театра «Июльансамбль» под руководством молодого режиссера Ивана Комарова, известного работами «Баал» и «Абюьз» в Центре им. ...
Читайте также