Римская история на все времена

В Театре Моссовета Павел Хомский поставил пьесу Леонида Зорина

 
Пьеса Леонида Зорина «Римская комедия» (другое ее название – «Дион») не столь знаменита, чем, скажем, «Варшавская мелодия». И не имеет богатой сценической истории. Но дело вовсе не в ее мифических «недостатках», а, наоборот, в остроте достоинств, социальной направленности, пусть и заключенной в комедийную форму.
Комедия эта сатирического свойства, а сатира, как известно, не всегда поощрялась. Первым ее поставил легендарный руководитель БДТ Георгий Товстоногов, и спектакль тут же был запрещен. Случилось это в 1965 году, когда и была написана «Римская комедия». Чуть больше повезло спектаклю «Дион» Театра Вахтангова, уцелевшему в репертуаре на некоторое время. Быть может, потому, что режиссера Рубена Симонова привлек не жанр политического памфлета с опасными аллюзиями, а любопытный исторический сюжет. В постановке роль опального поэта играл Михаил Ульянов, а рядом с ним блистали Николай Гриценко, Николай Плотников и другие замечательные актеры-вахтанговцы.

Спустя полвека к этой истории обратился художественный руководитель Театра имени Моссовета Павел Хомский. «Римская комедия» оказалась отличным подарком к 90-летию Леонида Зорина, который был приглашен на премьеру. И оказалось, что своей актуальности давным-давно написанная пьеса ничуть не утратила, поскольку общественные ситуации и умонастроения, как известно, способны повторяться. И настоящий, мудрый и прозорливый художник по-прежнему противостоит власти, пытаясь вразумить ее и направить на путь истинный. Вразумить своим творчеством, своей жизненной позицией, пониманием происходящего, неравнодушием к судьбам родины, в конце концов.

В «Римской комедии» в качестве такого художника выступает поэт Дион, то ласкаемый властью в лице императора Домициана, то попадающий в опалу. Эти вечные творческие «качели» как нельзя лучше художественно проанализированы драматургом и воплощены режиссером и его актерской командой во главе с Георгием Тараторкиным, сыгравшим Диона.

Речь в спектакле идет о событиях имперского масштаба. А потому Павел Хомский вместе с художником Борисом Бланком воплотили на сцене «большой стиль», который редко встретишь на современной сцене. Огромные портики, трибуны и колонны, бюсты и статуи вращаются на поворотном круге, представляя публике все новые и новые места действия. «Римские» костюмы Виктории Севрюковой оказались весьма вольного свойства и превосходно вписались в пышный антураж. Тут и тоги, и туники, и котурны, и лавровые венки, и блестки – все, что полагается «золотому веку». Впрочем, античные мотивы – средство, но не суть. Ее-то, как уже говорилось, стоит искать не столько в делах давно минувших дней, сколько в вечном конфликте художника и власти.

Власть представлена императором Домицианом в исполнении Виктора Сухорукова, который к кинематографическому Павлу I и театральному Федору Иоанновичу в моссоветовском же спектакле «Царство отца и сына» добавил еще одну «монаршую» роль. Этот император – темпераментный комедиант, затевающий игры имперского масштаба, порой терпящий в них поражение, переодевающийся в рубище, пытаясь спасись от разгневанных соотечественников в убогом жилище Поэта – Георгия Тараторкина. Потом же переменчивая фортуна вновь возносит его на царственные вершины, а о свидетелях временного унижения лучше побыстрее забыть. Еще лучше изгнать за пределы Рима.

Дион Георгия Тараторкина полон сдержанного достоинства и осознания своей «миссии». Он опытен и мудр, прекрасно понимает сущность происходящего, знает цену императорским милостям, но все равно, несмотря ни на что, не теряет надежды словом своим вразумить окружающих. Он читает стихи, не прибегая к декламации, отторгая всяческий пафос, но вкладывает в них всю душу. И получает лишь робкие, какие-то унылые аплодисменты. Он не лишен чувства юмора, помогающего переносить удары судьбы. Но обреченность любого Поэта, противостоящего любой же власти, слышна в каждой его интонации, угадывается даже в молчании.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Алексей Кузнецов представит «Случайно затянувшуюся связь»

    Актер Театра им. Вахтангова, педагог Щукинского театрального института Алексей Кузнецов подготовил инсценировку спектакля «Случайно затянувшаяся связь», посвященного судьбам Осипа Мандельштама и Бернарда Шоу. Спектакль сыграют в театральном лофте «Компас» 22 и 24 октября. ...
  • В «Театре.doc» выходит премьера по стихам современного поэта

    Премьера спектакля «Мелиемелинам» по стихам современного поэта Всеволода Емелина состоится 22 октября в «Театре.doc». Постановку осуществила Мастерская Руслана Маликова, режиссера, хорошо известного постоянным зрителям театра по спектаклям «Манагер», «Синий слесарь», а также «Война молдаван за картонную коробку», «Трансфер» и «Сентябрь. ...
  • В Театре на Малой Бронной появится «Норма»

    Спектакль Максима Диденко по роману Владимира Сорокина «Норма» станет первой премьерой Театра на Малой Бронной в новом сезоне (показы пройдут 6 и 7 ноября) во «Дворце на Яузе». Как сообщал «Театрал», в связи с предстоящей реконструкцией, свои ближайшие премьеры театр выпускает на временной площадке (окончательно переезд состоится во второй половине сезона). ...
  • Миндаугас Карбаускис готовит премьеру

    Первой премьерой сезона Театра им. Маяковского (Сцена на Сретенке) станет спектакль по роману Уильяма Фолкнера «Когда я умирала». В сценической версии театра произведение получило название «Йокнапатофа» – в честь вымышленного округа на юге США, в котором разворачиваются события большинства произведений Фолкнера. ...
Читайте также