«Россия, повернись к нам передом!»

Конгресс русских театров зарубежья пытался достучаться из Тбилиси до Москвы

 
Грибоедовцы принимают поздравления на сцене родного театра
В конце минувшей недели в Грузии завершились масштабные торжества по случаю 170-летия Тбилисского государственного русского драматического театра имени Грибоедова. К этому празднику был приурочен и Конгресс русских театров зарубежья, на который съехались театральные деятели из 25 стран мира. Официальная Москва к этому историческому событию отнеслась, мягко говоря, сдержанно.
Такого радушия, с каким осенний Тбилиси встречал русских театралов, мне, пожалуй, не приходилось видеть не только в других странах мира, но и в самой России. Складывалось впечатление, что любой житель города, который даже не догадывался о нашем конгрессе, был рад встрече с его участниками. Пожилой таксист, услышавший русскую речь, продавец сувениров, молодой полицейский, уличный музыкант?– каждый из них реагировал по-своему, но все так, словно давно ждали этой встречи и готовы были своим приветливым обаянием искренне согреть в дождливый осенний день. И, согреваясь этим сердечным радушием, мы словно напрочь забывали об отсутствии дипломатических отношений между Москвой и Тбилиси, о недавней войне, о визовом барьере для грузин, о межгосударственных политических дрязгах... Братский народ встречал нас как братьев, и в этом не было ни ложного пафоса, ни дежурной фальши. Я давно не чувствовал себя так уютно и комфортно, как в Грузии, принимавшей по-домашнему своих русских братьев из 25 стран мира. И в том числе – из Москвы.

О 170-летии одного из самых именитых театров Грузии – Русского драматического имени Грибоедова – в Тбилиси знали все. Об этом напоминали рекламные растяжки на центральных улицах города, многочисленные театральные афиши, местные газеты и местные телеканалы. 

Юбиляров поздравляют почетные гости из России: заместитель художественного руководителя БДТ Ирина Шимбаревич, народные артисты СССР Василий Лановой и Олег Басилашвили Да и представительная делегация театральных деятелей, слетевшаяся из разных уголков планеты, тоже заметно подчеркивала значимость события. Грузия не просто праздновала юбилей старейшего русского театра на Кавказе, основанного еще графом Воронцовым при поддержке Михаила Щепкина, Грузия отдавала дань истории российского театрального искусства и русской культуре. И делала это так красиво и так достойно, словно речь шла о родном театре и родной культуре. Впрочем, русский грибоедовский для Грузии действительно родной.

На торжественном вечере, посвященном юбилею, министр культуры Грузии Михаил Гиоргадзе, говоря проникновенные слова о своем театре, с нескрываемой гордостью подчеркнул, что именно грибоедовцы стали первыми лауреатами нашей премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучший русский театр за рубежом». Эту премию мы вручили руководству театра имени Грибоедова три года назад, но и теперь я с радостью убедился, что театр по-прежнему лучший.
Худрук вашингтонского театра русской классики Борис Казинец провел творческий вечер в честь своего 85-летия
Участники конгресса приехали в Тбилиси не просто поздравить своих грузинских коллег. Организатор этого интереснейшего форума Николай Свентицкий и его соратники продумали программу до мелочей. Буквально каждый час конгресса был насыщен какими-то событиями, встречами, дискуссиями... Народный артист Грузии и бывший ведущий актер грибоедовского театра, а ныне художественный руководитель вашингтонского театра русской классики Борис Казинец провел творческий вечер в честь своего 85-летия. А Международный культурно-просветительский союз «Русский клуб», основанный Николаем Свентицким, презентовал на этом вечере свою книгу «Закон вечности Бориса Казинца из серии «Русские в Грузии». И презентация, и сам вечер прошли на «бис», и публика в зале, состоящая сплошь из профессиональных театралов, долго не хотела отпускать со сцены русско-грузино-американского народного артиста.

Заведующая литературной частью лондонского нового русского театра поэтесса Лидия Григорьева представила в Доме писателей Грузии свой фильм «Иерусалим сада моего» и свои стихи в переводе на грузинский... И тоже при аншлаге и при овациях...
Во время конгресса к дому Георгия Товстоногова ежедневно приносили цветы
Сорвали свои аплодисменты и директор Украинского национального театра русской драмы имени Леси Украинки Кирилл Кашликов, и директор Русского драматического театра им. Чехова Константин Харет из Молдовы, и руководитель Русского драматического театра Литвы Йонас Вайткус, и другие, говорившие на конгрессе откровенно и горячо о проблемах, стоящих перед русскими театрами, о том, как надо их решать, о том, как важно сохранять русский язык и русскую культуру в родной стране, где полно своих тем и проблем…
По случаю визита в Тбилиси на берегах Куры отметился и символ «Звезды Театрала»
«Вы тут жалуетесь, что у вас не хватает средств, сил и поддержки для постановок, а я в США на собственные деньги к 200-летию Гоголя поставил «Ревизора», – рассказывал коллегам Борис Казинец. – На премьеру спектакля пригласил сотрудников российского посольства. Бесплатно. И ни один человек не пришел. Вот вам отношение к нашей работе».

За российское отношение к русскому зарубежному театру был вынужден оправдываться заместитель председателя СТД России Дмитрий Мозговой: «Мы душой с вами. Но у нас бюджет из-за экономической ситуации в стране скукожился. И теперь средств хватает только на летнюю школу, куда всех приглашаем. И на обучение… Приезжайте, мы вам всегда рады. Вы же знаете…»

Ему дружно аплодировали, понимая, что он радушен искренне, но не от его радушия зависит российская политика.

Так же радушен был и руководитель российского агентства гастрольной деятельности Антон Прохоров, приглашающий русские зарубежные театры на гастроли в Россию. Но и он сам, и представители этих театров понимали, что средства у агентства ограниченны. И что далеко не всем удастся побывать в России…
В промежутках между спектаклями и конференциями гости дышали атмосферой старого города
«Наша задача – сохранять русскую речь. И русский дух в наших странах, где остается все меньше русских. В Грузии осталось около 35 тысяч этнических русских, из них 20 тысяч – пенсионеры. Кто о них позаботится, если не мы», – с искренним переживанием говорил Николай Свентицкий. И в эту искренность невозможно было не поверить, потому что Николай Николаевич давно уже фигура знаковая в грузино-российских отношениях. Он, подобно настоящему послу мира, едва ли в одиночестве заменяет отсутствующие посольства России и Грузии, курсируя между двумя странами, договариваясь о гастролях, издавая книги о легендарных грузинских русских, организуя конференции, презентации и конгрессы. Руководя лучшим театром, он умудряется находить время и для постоянной народной дипломатии, не теряя надежды разрушить искусственные барьеры, созданные бездарными политиками, и вернуть наши народы к доверительным и открытым отношениям. Вернее – наши страны вернуть, а народы и сами этих отношений не растеряли.
«Ревизор»  - премьера к юбилею театра «Наши великие режиссеры в русских театрах мира поддерживают вашу страну на чистом энтузиазме, – обращался Свентицкий к залу и российской делегации так, словно она и есть Россия. – А вы все твердите «мы за мир, мы за мир» и бряцаете на весь мир своими автоматами. Но нас ведь не надо пугать, не надо агитировать за любовь к Пушкину, к России. Мы этой любви никогда не теряли. Это вы нас теряете. И нам все время хочется воскликнуть: «Россия, повернись к нам передом!» Но Россия нас не слышит».

Слова Николая Свентицкого утонули в овациях. Его поддержали и русские Канады, и русские Дании, и русские Венгрии, и русские Молдовы… Его поддержали все эти талантливые, успешные и вполне самодостаточные театральные деятели, которые действительно на чистом энтузиазме несут народу своих нынешних стран, народу мира русскую культуру и российское театральное искусство. Пока Москва щедро тратит десятки миллионов долларов на всевозможные рекламные агентства, якобы формирующие позитивный образ России за рубежом, эти подвижники из русских театров зарубежья делают на искренней любви к Родине значительно более важную и более глубокую работу, которая действительно согревает души и разрушает искусственные барьеры, навороченные политиканами.

Многие великие грузины, чьи имена войдут в историю грузинской и российской культуры, с горечью говорили мне в эти дни, что не могут поехать в Россию к своим друзьям и своим зрителям только из-за того, что Россия упорно не отменяет визы для грузин, вынуждая унижаться в долгих очередях и в утомительных сборах каких-то бессмысленных справок. Грузия визы для россиян давно отменила. Россия, упиваясь имперским высокомерием, продолжает наслаждаться своим искусственным забором. Продолжает терять душу Кавказа – наш веками братский грузинский народ.
Именинный торт
Это бездумное высокомерие было наглядно продемонстрировано и отношением к юбилею великого Русского театра имени Грибоедова, в котором блистали такие мастера русской культуры, как Яблочкин, Немирович-Данченко, Ермолова, Комиссаржевская, Мейерхольд, Качалов, Таиров, Фоменко, Товстоногов… На юбилей грибоедовцев и на встречу с руководителями русских театров 25 стран мира не приехал ни председатель СТД, ни министр культуры России, ни представители парламента… Делегированные ими подчиненные (люди весьма достойные и уважаемые, но все же – подчиненные) зачитали обращение от имени своих шефов. То есть, в определенном смысле, все же передали письменный привет от России тем, кто поддерживает и продвигает ее культуру от души. Но сама Россия так и не повернулась к ним передом…

  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Ширвиндт: «Хочется выскочить из повседневности»

    Недавно Театр сатиры отметил свое 95-летие спектаклем, который Александр Ширвиндт называет «милым баловством», «лёгким хулиганством». И это – очередная изобретательная выдумка Александра Анатольевича. Впрочем, в интервью «Театралу» речь зашла не только о торжествах… – Александр Анатольевич, сейчас всюду – сплошные перемены. ...
  • Владимир Машков: «К этому спектаклю мы шли долго и трудно»

    Театр Олега Табакова готовится представить новую редакцию спектакля «Ревизор» по пьесе Гоголя. Как и в случае со спектаклем «Матросская тишина» это будет возвращение на сцену «Табакерки» знаменитой постановки прошлых лет. ...
  • Ушел из жизни артист театра Et Cetera Петр Смидович

    После продолжительной болезни в возрасте 67-ми лет скончался ведущий актер театра Et Cetera Петр Смидович.   «Он долго болел, но мы все верили, что он победит, – говорится в некрологе на сайте театра. – Все надеялись, что ему поможет операция, но… Очень горько, очень больно, очень тяжело. ...
  • Пятнадцать спектаклей о войне

    В преддверии Дня Победы «Театрал» собрал постановки, созданные в память о Великой Отечественной войне.    «Минуты тишины» Режиссер: Александр Баркар РАМТ, Черная комната Участвуют: Рамиля Искандер, Денис Баландин, а также Максим Олейников (фортепиано), Николай Мохнаткин (баян), Ксения Медведева (гитара). ...
Читайте также


Читайте также

  • Русский театр Нью-Йорка представил новый спектакль

    Спектакль Ирины Волкович «На Парижской волне», поставленный в нью-йоркском театре «Диалог», создан по мотивам рассказов Бунина «В Париже» и Елены Дубровиной «Репетиция с дождем». Премьера состоялась 16 ноября. ...
  • «Наш мозг с детства нафарширован стереотипами»

    В Русском драматическом театре Литвы  идет работа над постановкой мюзикла Стефана Сондгейма Into the Woods («Ждет тебя лес»). Премьерные показы состоятся 29 и 30 ноября. «Главная мысль мюзикла в том, что все сказки начинаются с желаний и мечтаний героев, но никто из нас не знает и никогда не задумывался, чем же заканчивается сказка после исполнения этих желаний, - рассказал режиссер Вилюс Малинаускас. ...
  • В Нью-Йорке ставят пьесу о жизни русских актеров

    Русско-американский режиссер и драматург, художественный руководитель театра STEPS (Нью-Йорк) Слава Степнов написал новую пьесу о жизни русских актеров в США. Премьера спектакля состоится весной 2020 года. «Театрал» узнал все подробности из первых уст. ...
  • У Бостонского русского театра «Круг» появился свой дом

    Не каждому режиссёру удаётся создать свой театр и уж совсем единицы могут гордиться, что смогли построить для него дом. Почти четверть века назад в США, в Бостоне Юрий Рубенчик создал русский театр «Круг». Все эти годы коллектив скитался по репетиционным помещениям, снимал для показа спектаклей порой не очень пригодные для этой цели залы, но всё это время постоянно выпускались премьеры, которые пользовались у зрителя неизменным успехом. ...
Читайте также