«Единственная актриса, которую я… побаиваюсь»

Евгений Евтушенко посвятил стихотворение Алле Демидовой

 
По традиции летом, в преддверии своего дня рождения, Евгений ЕВТУШЕНКО встретился с журналистами «Новых Известий» и журнала «Театрал». Большое интервью о том, что сегодня, в наш неспокойный век, тревожит поэта, опубликовано в «Новых Известиях». Однако разговор зашел и о театре. прежде этой темы Евгений Александрович никогда не затрагивал и на многократные просьбы «Театрала» отвечал обещаниями: дескать, отдельно как-нибудь, не сейчас. Но вдруг на встрече в Переделкино завел, как оказалось, столь важный для него разговор...
– Я недавно написал стихи об актрисе, которая, правда, об этом еще не знает, – сказал поэт. – Это Алла Демидова (на фото). Можно их у вас опубликовать? Сталин, трубка опять дымит твоя,
я от дыма ее задыхаюсь,
но, когда вижу Аллу Демидову,
я гармонию слышу – не хаос.
И, читая Берггольц и Ахматову,
где в подвалах из прошлого выстрелы,
она будущее высматривает,
но вот их пораженья не высмотрела.
Разговора с ней телефонного
удостоился и успокоился,
получив, как надежду от оного,
что спасет и Россию – достоинство. – Вы ведь во многих ролях видели Аллу Сергеевну?.. – Да, но в основном это было в ту пору, когда она блистала в Театре на Таганке, а я входил в попечительский совет. Я очень далекий от нее человек, я ее видел всегда издали, и дружба нас никогда не связывала. – Удивительно слышать это от человека, который всю свою жизнь воспевает дружбу… – Но все же… Она такая строгая дама. Почти философ. Я ей сказал однажды, что она единственная женщина, актриса, которую я… побаиваюсь. А стихотворение написал, поскольку не перестаю восхищаться ее стойкостью, самоотверженностью. Недавно она пережила потерю мужа, и мне захотелось ее поддержать. В октябре на нашем большом концерте в «Лужниках», посвященном Году литературы, Алла должна прочесть Ахматову. Жду этого выступления с нетерпением. Будут и другие артисты. – У нас в «Театрале» есть рубрика, посвященная первому визиту в театр. А вы свой первый визит помните? – В детстве, еще до войны, в 40-м году, меня повели на спектакль Центрального детского театра «Снежная королева» со Сперантовой в роли Герды. Я ведь какое-то время жил в Москве и даже первый класс здесь оканчивал. Потом мы вновь уехали на станцию Зима, а в 44-м году вернулись вновь. И тогда я попал на спектакль ГОСЕТа «Король Лир». – Неужели Соломона Михоэлса видели? – Да. Как он играл! Даже я, простой сибирский мальчишка, не искушенный театром, почувствовал тогда, что он великий артист. А спустя несколько лет, когда Михоэлса убили (официально сообщалось, что он погиб, но слух ходил – убили), я пошел на панихиду. Помню рыдающего Фадеева. Он хотел произнести речь, но не мог сказать ни слова – рыдал. До судорог рыдал! Позже эту речь можно было прочитать в газетах, она была у него написана. Встреча с Михоэлсом стала для меня настоящим потрясением. Я раза три или четыре ходил на его спектакли и не мог понять, откуда в этом, казалось бы, невзрачном, маленьком человеке столько трагической мощи. До сих пор вижу сцену: его Лир, ссутулившись, стоит на сцене, а на задник проецируется огромная тень. Это очень здорово было. Ну и еще в юности я шлялся в оперетту. Я обожал Кальмана. Моим любимым писателем был Мопассан. И мы вместе с Фазилем Искандером бегали бесплатно на спектакли. Это было потрясающе. Много лет спустя я написал стихи-воспоминания о том периоде. Я просто не вылезал оттуда. «Вольный ветер» Дунаевского смотрел десятки раз, обожал «Сильву» и «Принцессу цирка». – Стихотворные строчки вам, будущему поэту, не резали слух? – Нет, почему? «Без женщин жить нельзя на свете, нет! В них солнце мая, в них любви рассвет». Прекрасно же! …Моя мама работала в филармонии и доставала контрамарки на все спектакли, поэтому все самое громкое, событийное я смотрел. Видел первые шаги «Современника», помню, как зарождалась Таганк», ходил к вахтанговцам, обожал МХАТ. Я вам больше скажу: я успел побывать в Камерном театре Таирова, видел Алису Коонен. Так что театралом я был настоящим. Я даже отбил одну очень красивую девушку из Одессы, мою первую любовь, у знаменитого красавца Аркадия Толбузина. Был такой актер в Театре Гоголя, знаменитый человек, сыгравший в кино и на сцене бесчисленных капитанов, генералов и белых офицеров. Девушки действительно за ним умирали. Но вышло так, что та самая абитуриентка (ей было 19 лет, и она безрезультатно пыталась поступить в ГИТИС) предпочла меня. И когда она во время свидания сказала ему об этом, он разозлился. Еще бы, он знаменитый артист, а тут какой-то юнец! – А сколько вам тогда было? – Не поверите – пятнадцать. Но у нас любовь была настоящая. И, кстати, именно эта девушка сшила мне первую рубашку и первый золотой галстук. Я их с гордостью носил. В общем, в любви мне сопутствовал успех. Но знал я и вкус настоящего поражения. В годы войны киностудия искала парня на роль 15-летнего капитана. Мы пришли на конкурс вместе с Севой Ларионовым, и он выиграл, а меня не взяли, потому что я читал очень грустное стихотворение Суркова «Горе вам, матери с Одера, Рейна и Эльбы! Вам не дождаться с востока, вам не встречать сыновей». Ко мне подошел режиссер: «Мальчик, а ты что-нибудь лирическое или смешное прочесть можешь? Что ты меня тут пугаешь?» – «Вы знаете, я люблю серьезную поэзию». – «А-а-а... Иди, иди, мальчик, мы тебе позвоним, может быть». Так и не позвонили. А потом через 25 лет я встретился с Севой в гримерке «Мосфильма», когда Эльдар Рязанов пробовал меня на роль Сирано де Бержерака. Ларионов сидел напротив, и я у него спросил: «Севочка, ты меня узнаешь?» – «Ну, как же! Я помню, как я тебя обыграл. Я горжусь этим. Моя самая великая победа была, что я победил самого Евтушенко». – «Да, но вот сейчас я должен у тебя выиграть». И я выиграл стопроцентно! Все голоса выиграл. – Но, судя по всему, съемки так и не состоялись? – Эльдара Рязанова вызвал тогдашний замминистра кинематографии Баскаков и сказал: «Вы что, с ума сошли, что ли? У Евтушенко и без того достаточно ореола опальности. А здесь по сюжету его будут убивать наемники. То есть он будет жертвой режима, лежащий в луже крови. Что вы! Таких людей мы не должны пропагандировать». Но у Рязанова был сильнейший иммунитет в общении с чиновниками. И поскольку никаких официальных запретов не было получено, он приступил к репетициям. И здесь, никогда не забуду этот миг, во время читки за столом Савельева погладила мне руку. Любой актер на моем месте использовал бы этот жест себе на пользу (это и было в рамках игры), а я, помнится, покраснел и страшно сковался. Еще бы – первая красавица меня погладила! Рязанов скис. Не ладилось и с гримом. Наконец, гример, который работал с Бондарчуком на «Войне и мире», ему сказал: «Эльдар Александрович, а вы попросите, чтобы Евтушенко сам себе грим сделал. Надо от его личных предпочтений шагать. Пусть загримируется и включите прожектора. Прожектора – это его стихия». Он оказался прав. Я уже выступал тогда на стадионах, я не боялся толпы и яркого света (чего не скажешь о красивых актрисах). В общем, в своем гриме я начал играть и к моменту, когда у меня «кончился текст», я вдруг услышал голос Рязанова по мегафону: «Не останавливайтесь, играйте дальше! Импровизируйте! Делайте, что хотите, но продолжайте!» Так мы вместе с Людочкой Савельевой продержались в кадре 20 минут. Нас хвалили. И, видимо, слух вышел далеко за рамки киностудии – так что вскоре Рязанову снова устроили бучу: «Вы что, Евтушенко взяли? Это же безобразие! Вы разве не понимаете, что он идеологически неустойчивый человек?! А вы своей картиной сделаете ему рекламу! Ему и так хватит славы с его стихами!». Рязанов вскипел: «Не хотите Евтушенко – тогда мы закрываем производство». Короче говоря, он отказался снимать «Сирано…», два года сидел без работы, хотя на эту роль можно было взять и Смоктуновского, и Высоцкого, и Ефремова, и Юрского – все они в свое время проходили пробу. Постепенно история улеглась и забылась. А я по тем временам каждое лето покорял сибирские реки. Помню, плыл я, зажатый между ущельями, по опасной Угрюм-реке. Там даже вертолет не мог бы сесть. В один из дней нам с борта вертолета сбросили консервную банку, в которой была радиограмма: «Поздравляем! 100% высокая оценка всего худсовета. Немедленно вылетайте для тренировок по фехтованию и конному спорту. Рязанов». Как я понял, разрешение на съемки он все-таки получил. Но нужно было выбираться из этого страшного речного потока, идти много километров через бурелом. – И вы пошли? – А куда деваться! Мои напарники не хотели отпускать меня без винтовки. Но я все-таки понял, что винтовку брать с собой довольно тяжело. Решил ограничиться финкой и туристским ножом, о чем в пути пожалел, поскольку мне встретилась огромная медведица. Точнее сказать, сначала вышел медвежонок… А я все-таки сибиряк, я знал, что нужно делать. Нужно застыть на месте. Я застыл, как мертвый. И вдруг сзади появилась медведица. А медвежонок в этот момент начал покусывать мои джинсы, пытался играть со мной. Я даже нож не успел выхватить. Медведица стояла сзади – я слышал шорох, но обернуться не мог, нельзя было проявлять признаков жизни. Так продолжалось довольно долгое время. Вдруг что-то теплое потекло по моей ноге. Я понял, что это она пописала. Потом краем глаза увидел, как берет она своего медвежонка в зубы – тащит к реке. Там они плюхнулись в воду и поплыли. Я посмотрел на свою руку. В ней был маленький туристский ножичек, в котором я открыл не лезвие, а ложку. Саму же финку я вытащить не успел. И как теперь понимаю, это меня и спасло. Блестящее лезвие было бы заметно – трагедии не избежать. – На съемки добрались? – Да, я прибыл в Москву, прошел несколько уроков фехтования, начались съемки. Но вновь поступил запрет от начальства. А когда Эльдар Александрович захотел спасти то, что было уже снято, оказалось, что ночью кто-то химикатами смыл пленку. Ни одного кадра не осталось.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Наталия Опалева: «Мы придумали особый жанр – «изо-сериал»

    Проект Музея AZ «Свободный полет», посвященный Андрею Тарковскому и художникам неофициального искусства второй половины ХХ века, с успехом прошел в Западном крыле Новой Третьяковки. «Театрал» побеседовал с генеральным директором Музея AZ Наталией Опалевой. ...
  • «Эта великая книга еще не прочитана»

    Молодежный театр на Фонтанке продолжает программу международного сотрудничества. В апреле Шведский театр из города Турку представит на этой сцене спектакль «Женщины – 3» финской писательницы и режиссера Туве Аппельгрен, а недавно здесь состоялась премьера испанского театра «Трибуэнье» «Полет Дон Кихота». ...
  • Сергей Скрипка: «Наше кино движется в правильном направлении»

    В субботу, 5 октября, художественный руководитель и главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей СКРИПКА отмечает 70-летие. В преддверии праздника «Театрал» побеседовал с юбиляром. ...
  • Олег Басилашвили: «Товстоногов занимался жизнью человеческого духа»

    В эти дни в БДТ им. Товстоногова всё связано с именем Олега Басилашвили: на фасаде театра появился огромный баннер с фотографией из премьерного спектакля «Палачи», в котором народный артист СССР играет главную роль, а в фойе устроили масштабную выставку, где фотографии из семейного архива, кадры из фильмов, сцены из спектаклей перемежаются с цитатами юбиляра. ...
Читайте также