Возвращение цветоцков

«Русские сезоны» вернулись в Большой вместе с новым директором балета Махаром Вазиевым

 
Формальным поводом для возвращения стал 60-летний юбилей композитора Леонида Десятникова, написавшего музыку к «Русским сезонам» по аутентичным записям и нотным расшифровкам народного пения, опубликованным в книге музыковеда Елены Разумовской «Традиционная музыка русского Поозерья». Еще одним источником вдохновения стал фрагмент оперы для марионеток «Русские сезоны». Произведение Десятникова состоит из 12 частей, посвященных событиям православного или земледельческого календаря – такова была просьба скрипача Гидона Кремера, заказавшего это произведение для своего коллектива Cremerata Baltica в 2000 году.
Что бы ни стало поводом для создания спектакля и его возвращения спектакля в репертуар Большого театра (московская премьера состоялась в 2008), балет «Русские сезоны», созданный рафинированными интеллектуалами, новейшими классиками постмодернизма, стал лучшим доказательством того, как полнокровно живет фольклорная традиция, талантливо переосмысленная здесь и сейчас, не отданная на откуп профессиональным патриотам. Вялый интерес к национальной теме, обычаям и диагнозам своей ойкумены – слабое место российской интеллектуальной элиты, а «Русские сезоны» получились отнюдь не только умозрительной формальной игрой с музыкальной и языковой формой. В них есть амбиция интереса к непопулярному, обесчещенному забвением материалу, есть по-хорошему «дягилевская» амбиция.

Балет вышел  минималистской и насыщенно страстной (40 минут) квинтэссенцией народных гимнов и плачей. Ритуальность действий в них священна, а символические формы поведения вычленяют высшие ценности: и для композитора и балетмейстера труд тоже высшая ценность, как для поозерских крестьян Пскова, Смоленщины, Архангельского края. Любовь и разлука  вдохновляют и топчут,  это понятно современному человеку. Погода, влияющая на земледельческий цикл и в итоге на урожай, теперь приходит модой сезона и метеозависимостью; еда давно выращивается несезонно в разных концах света – и это тоже часть контекста сегодняшнего русского земледельческого календаря.

Девушки в однотонных сарафанах (почти до пят, но чуть короче для удобства движения) и мужчины в традиционном наряде «убирают сено», широко и синхронно взмахивая руками,  играют в стилизованный «ручеек», танцуют реплики хоровода и «а мы просо сеяли», бьют поясные поклоны в зал, провожают на войну, проживают вдовью жизнь. Умирают: братская могила в рядок, головами в зал. Коллективная душа, пара в белом, танцует поодаль, но словно парит над остальными. Белый дуэт соединяет тему смерти и «Свадебки» (о чем много писали журналисты премьеры  Брониславы Нижинской 1923 года), замыкая тему смыслов названия на дягилевские «Русские сезоны», создавший свою славу на изучении и пропаганде русского искусства. В хореографии Ратманского слиты классическая техника и элементы народных игр, современная хореография и яркий визуальный знак: мужчина несколько раз остановит ладонью движение женской головы, тянущейся в арабеске вперед: а не спеши-ка. Один жест, проявляющий суть патриархальных отношений.  

Сопрано (Яна Иванилова) пропевает тексты на северный манер: «цветоцки», «сватаце». Соло на скрипке исполняет Александр Майборода – он выступает в роли «запевалы» крестьянского хора, функции хора берет на себя оркестр (дирижер-постановщик Игорь Дронов). Алексей Ратманский сам работал над возобновлением спектакля 2008 года: теперь в нем в одном из составов заняты Екатерина Крысанова и Денис Савин (пара в желтом), Игорь Цвирко и Анастасия Меськова (пара в красном), Эрик Сволкин и Анна Балукова (пара в синем), Дмитрий Старшинов и Юлия Янгуразова (пара в зеленом), Алексей Матрахов и Елизавета Крутелева (пара в фиолетовом), Максим Суров и Дарья Бочкова (пара в бордовом). Некоторое скольжение по хореографическому тексту, с одной стороны, – проявление свойств легкого почерка хореографа, с другой стороны, точечная утрировка и дух импровизации, возможно, еще придут в спектакль, прошедший чуть более десятка раз и отсутствовавший в афише без малого шесть лет. А у него есть все шансы задержаться в ней подольше – тем более что в понедельник 26 октября было объявлено о назначении нового директора балета Большого – это бывший завтруппой Мариинского театра, пока еще действующий директор балета Ла Скала Махарбек Вазиев. Контракт Сергея Филина истекает 17 марта будущего года, пятилетний контракт Вазиева начинается 18 марта. И он заинтересован в балетмейстере Алексее Ратманском.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театральные режиссеры создают свою ассоциацию

    Режиссеры решили создать профессиональную ассоциацию, которая займется проведением в России театральной реформы. Об этом сообщил в четверг художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.   «Мы стоим сейчас перед началом регистрации такой организации, как Ассоциация театральных режиссеров России. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
  • Ширвиндт опроверг слухи о своем уходе

    Александр Ширвиндт назвал «трепотней» информацию о своем решении уйти с поста художественного руководителя Театра сатиры, которая накануне распространилась в СМИ. «Мы, конечно, думаем, что дальше делать. Но говорить о моем уходе преждевременно. ...
  • Екатерина Шульман: «Террор - это всегда театр»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. Гостем февральского номера журнала стала политолог Екатерина ШУЛЬМАН. - Из последних громких событий, произошедших в стране, можно выделить теракт возле здания ФСБ на Лубянке. ...
Читайте также


Читайте также

  • Фильм к 100-летию великого хореографа выходит в прокат

    Документальный фильм «Каннингем», снятый Аллой Ковган как посвящение мастеру, рассказывает историю великого американского хореографа. Мерс Каннингем не только поставил множество знаковых спектаклей, но и фактически воспитал новое поколение хореографов. ...
  • Большой театр готовится к гастролям в Омане

    Балет «Онегин» в хореографии Джона Крэнко представят в столице Омана, где с 23 по 25 января пройдут гастроли Большого театра. В нынешнем сезоне это не первый визит ГАБТа на Аравийский полуостров. В конце прошлого года (31 октября – 1 ноября) на сцене Королевской оперы Маската с успехом проходили выступления оперной труппы и оркестра: Большой театр представил на главной сцене Омана оперу «История Кая и Герды» Баневича. ...
  • Вечная Жизель

    В Большом театре поставили «Жизель» Адана – cпектакль уже имеющийся в репертуаре в хореографической редакции Юрия Григоровича выпуска 1987 года. Новая постановка Алексея Ратманского – пятнадцатая версия, быть может, самого прекрасного романтического балета на сцене первого театра страны. ...
  • Артисты балета почтят память Мариса Лиепы

    В Москве готовится гала-концерт «Марис Лиепа. С любовью», посвященный памяти выдающегося артиста, одного из самых ярких представителей блистательной плеяды отечественных танцовщиков, совершивших в шестидесятые годы прошлого века настоящую революцию в области мужского танца, изменив представление о его значении и возможностях. ...
Читайте также