Владимир Агеев, режиссер

«Власть – магическая и страшная энергия!»

 
Премьера Театрального дома «Ойкумена» под названием «Бред реформаторства – Хаммаххма Хама» привлекла театральную публику злободневной темой: на сцене разворачиваются тайные игрища политиков. Руководитель «Ойкумены» Александр Чугунов написал эту пьесу сам, подобрал артистов, режиссера и… больше не вмешивался в работу, справедливо полагая, что те люди, которые работают с ним рядом, его не подведут. На сцене – то ли тайная ложа, то ли сумасшедший дом, то ли кошмарный сон. Звучат мистические напевы, а действо разворачивается с неуловимой быстротой.
– Против антрепризы существует предубеждение. А тут режиссер – ученик Анатолия Васильева!

– Понятие антрепризы сейчас размыто, ведь репертуарные театры тоже постоянно приглашают звезд со стороны. Стерлась эта грань. А Театральный дом «Ойкумена» – это необычная антреприза. Ее можно назвать некоммерческой: она не ориентирована на сиюминутные шутки, на невысокий уровень потребителя. Я понял, что «Хаммахма Хама» экспериментальная работа, когда увидел, что это материал сложный и не для всех. Именно поэтому я за нее и взялся, и у меня возник сценический образ, эквивалент, который можно препарировать.

– Пьеса очень сложная. Вы долго работали над ней, чтоб текст стал родным?

– Мы дежурно собрались в конце августа, чтоб обговорить все вопросы. А плотно приступили к репетициям лишь с середины октября. Но дело не во времени, а в людях, с которыми работаешь. «Пленных духов» мы сделали за тридцать репетиций, потому что собрались единомышленники. Когда рядом те, кто имеет ищущий ум и идет за режиссером, можно любой спектакль поставить.

Поэтому работать в репертуарных театрах мне сложнее: там столько болезней и разочарований, идешь на компромиссы, потом сам себя за это сто раз упрекаешь. Когда твоя идея рушится, бывает безумно жалко затраченных усилий. А решение простое – режиссер должен быть диктатором. К сожалению, век режиссерского театра ушел. Бал правят актеры, «медийные» актеры, которые могут поставить условия, встать в позу, а режиссер превращен в официанта. Еще один плюс «Ойкумены» в том, что тут была возможность набирать актеров, и ты хозяин положения, и не зависишь от актерских дрязг и интриг.

В тексте сразу несколько идей: тут тебе и сумасшедший дом, и свинарник, и тайный орден Хама – отсюда название спектакля «Хаммахма Хама», и свинарник. Для меня интересен метод переведения обычного текста в сновидческую структуру, потому что так интересней работать: актеры становятся свободнее.

– Вы мистик?

– Говорят – да, и я сам тоже так думаю. Искусство одного корня с мистикой, это все связано с невидимыми вещами, чудесными. Любой порядочный художник должен быть мистиком.

– И поэтому в «Хаммахма Хама» столько ритуальной музыки? Даже шаманские бубны есть!

– Шаманские запевы и шаманская культура связаны с образом спектакля, ведь мы пародируем тайное общество. Мы рассматриваем происходящие как пародию на тайную депутатскую ложу. Это страшный сон о тех политиках, которые могут дойти до этого уровня, если его вовремя не остановить. Это запудривание мозгов – а ведь шаман тоже наводит тень на плетень.

–А вы думали о реальной политической ситуации, когда делали спектакль?

–Приходилось думать, но мне больше нравится вневременной контекст, меня волнует та темная сторона, откуда пришла власть. Власть – магическая и страшная энергия, что-то демоническое. Люди, погружающиеся в нее и попадающие под ее влияние, могут превратиться в нелюдей, в животных. Эта мощная стихия мне интересна. Она от Бога или от дьявола? Мне больше кажется, что от дьявола, потому что это то, что ломает людей.

Велика ответственность человека, приходящего во власть: он должен быть помазанником божьим, чтоб справиться с этим наваждением власти. А таких было очень мало во власти, там очень много случайных людей, многие из них просто обеспечивают себе и близким безбедное существование. Какая тут мысль о народе?..

Так что наш спектакль – это антиутопия, Оруэлл такой. Эта тема имеет культурные ассоциации – и Оруэлл, и «Свинарник» Пазолини, и вся русская сатирическая культура – это и Гоголь, и Салтыков-Щедрин.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • «Театр Луны» отметит День рождения Маяковского

    В пятницу, 19 июля, московский Театр Луны в 30-й раз сыграет мюзикл «Маяковский», показ пройдет в честь дня рождения поэта. Об этом сообщает пресс-служба театра.  Музыкально-драматический спектакль, в основу которого легли стихотворения Владимира Маяковского, – это история о поэте, который не принимал все устоявшееся, признанное, но в итоге стал классиком. ...
  • Олег Леушин встретится со зрителями

    Театр на Юго-Западе приглашает на традиционную встречу с художественным руководителем Олегом Леушиным. Событие состоится 19 июля, вход будет бесплатным: вместо билета зрителям предлагается принести с собой развернутый письменный вопрос. ...
  • Опубликованы режиссерские тетради Петра Фоменко

    Театр «Мастерская Петра Фоменко» представляет новый проект «Режиссерские тетради», в рамках которого будет опубликован цикл книг, рассказывающих о работе Петра Фоменко над своими спектаклями. К настоящему моменту вышла в свет первая книга, она посвящена спектаклю «Безумная из Шайо». ...
  • МХТ им. Чехова откроет сезон спектаклем Сергея Женовача

    Московский Художественный театр откроет новый 122-й сезон 2 сентября двумя премьерными спектаклями. На Основной сцене покажут «Бег» Сергея Женовача, а на Малой сцене – «Белые ночи», работу молодого режиссера, выпускника мастерской Женовача в ГИТИСе Айдара Заббарова. ...
Читайте также