Владимир Агеев, режиссер

«Власть – магическая и страшная энергия!»

 
Премьера Театрального дома «Ойкумена» под названием «Бред реформаторства – Хаммаххма Хама» привлекла театральную публику злободневной темой: на сцене разворачиваются тайные игрища политиков. Руководитель «Ойкумены» Александр Чугунов написал эту пьесу сам, подобрал артистов, режиссера и… больше не вмешивался в работу, справедливо полагая, что те люди, которые работают с ним рядом, его не подведут. На сцене – то ли тайная ложа, то ли сумасшедший дом, то ли кошмарный сон. Звучат мистические напевы, а действо разворачивается с неуловимой быстротой.
– Против антрепризы существует предубеждение. А тут режиссер – ученик Анатолия Васильева!

– Понятие антрепризы сейчас размыто, ведь репертуарные театры тоже постоянно приглашают звезд со стороны. Стерлась эта грань. А Театральный дом «Ойкумена» – это необычная антреприза. Ее можно назвать некоммерческой: она не ориентирована на сиюминутные шутки, на невысокий уровень потребителя. Я понял, что «Хаммахма Хама» экспериментальная работа, когда увидел, что это материал сложный и не для всех. Именно поэтому я за нее и взялся, и у меня возник сценический образ, эквивалент, который можно препарировать.

– Пьеса очень сложная. Вы долго работали над ней, чтоб текст стал родным?

– Мы дежурно собрались в конце августа, чтоб обговорить все вопросы. А плотно приступили к репетициям лишь с середины октября. Но дело не во времени, а в людях, с которыми работаешь. «Пленных духов» мы сделали за тридцать репетиций, потому что собрались единомышленники. Когда рядом те, кто имеет ищущий ум и идет за режиссером, можно любой спектакль поставить.

Поэтому работать в репертуарных театрах мне сложнее: там столько болезней и разочарований, идешь на компромиссы, потом сам себя за это сто раз упрекаешь. Когда твоя идея рушится, бывает безумно жалко затраченных усилий. А решение простое – режиссер должен быть диктатором. К сожалению, век режиссерского театра ушел. Бал правят актеры, «медийные» актеры, которые могут поставить условия, встать в позу, а режиссер превращен в официанта. Еще один плюс «Ойкумены» в том, что тут была возможность набирать актеров, и ты хозяин положения, и не зависишь от актерских дрязг и интриг.

В тексте сразу несколько идей: тут тебе и сумасшедший дом, и свинарник, и тайный орден Хама – отсюда название спектакля «Хаммахма Хама», и свинарник. Для меня интересен метод переведения обычного текста в сновидческую структуру, потому что так интересней работать: актеры становятся свободнее.

– Вы мистик?

– Говорят – да, и я сам тоже так думаю. Искусство одного корня с мистикой, это все связано с невидимыми вещами, чудесными. Любой порядочный художник должен быть мистиком.

– И поэтому в «Хаммахма Хама» столько ритуальной музыки? Даже шаманские бубны есть!

– Шаманские запевы и шаманская культура связаны с образом спектакля, ведь мы пародируем тайное общество. Мы рассматриваем происходящие как пародию на тайную депутатскую ложу. Это страшный сон о тех политиках, которые могут дойти до этого уровня, если его вовремя не остановить. Это запудривание мозгов – а ведь шаман тоже наводит тень на плетень.

–А вы думали о реальной политической ситуации, когда делали спектакль?

–Приходилось думать, но мне больше нравится вневременной контекст, меня волнует та темная сторона, откуда пришла власть. Власть – магическая и страшная энергия, что-то демоническое. Люди, погружающиеся в нее и попадающие под ее влияние, могут превратиться в нелюдей, в животных. Эта мощная стихия мне интересна. Она от Бога или от дьявола? Мне больше кажется, что от дьявола, потому что это то, что ломает людей.

Велика ответственность человека, приходящего во власть: он должен быть помазанником божьим, чтоб справиться с этим наваждением власти. А таких было очень мало во власти, там очень много случайных людей, многие из них просто обеспечивают себе и близким безбедное существование. Какая тут мысль о народе?..

Так что наш спектакль – это антиутопия, Оруэлл такой. Эта тема имеет культурные ассоциации – и Оруэлл, и «Свинарник» Пазолини, и вся русская сатирическая культура – это и Гоголь, и Салтыков-Щедрин.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
Читайте также


Читайте также

  • МХАТ им. Горького откроет сезон поэтических спектаклей

    Во МХАТе им. Горького 29 апреля состоится презентация нового проекта «Третья сцена. Поэзия». Ее участниками станут представители трех поэтических поколений: Игорь Волгин, Олеся Николаева и Алексей Шмелев. Авторов представят кураторы проекта – художественный руководитель театра Эдуард Бояков, поэты Мария Ватутина и Иван Купреянов. ...
  • Дмитрий Крымов ставит спектакль в Музее Москвы

    Дмитрий Крымов ставит «Бориса Годунова» в Музее Москвы. В спектакле «Борис» по мотивам исторической драмы Пушкина примут участие Тимофей Трибунцев, Михаил Филиппов, Ксения Раппопорт, Паулина Андреева, Мария Смольникова, Алина Ходживанова, Инна Сухорецкая. ...
  • Дмитрий Быков поблагодарил за поддержку

    Писатель Дмитрий Быков идет на поправку, об этом он сам сообщил в социальной сети. В своем блоге в Instagram Дмитрий Львович написал: «Спешу сообщить, что слухи, как обычно, сильно преувеличены. Страшно благодарен врачам и всем, кто писал, звонил, передавал слова поддержки. ...
  • Совет Федерации одобрил закон по госзакупкам в сфере культуры

    В понедельник, 22 апреля, на заседании Совета Федерации был одобрен закон о смягчении требований к госзакупкам в сфере культуры. Закон, в частности, увеличивает для организаций культуры максимально допустимые суммы для заключения контрактов с единственным поставщиком, отмечает ТАСС. ...
Читайте также