Новый Год 100 лет назад

Как веселилась театральная богема в начале прошлого века

 
До революции новогодние праздники начинались 25 декабря. В этот день отмечалось Рождество. Выходными днями были 25, 26 и 27 декабря, но фактически праздники продолжались до 7 января – ровно 12 дней, которые принято называть святками.В последний вечер перед Рождеством театры не работали. Зато новогодняя ночь отмечалась с размахом. Репертуар подбирался заманчивый.
«31 декабря 1915 года. Весело, как нигде! – заманивала афиша театра «Золотой якорь», расположенного в Сокольниках. – Увеселение беспрерывно всю ночь! Эксцентрики – трио Виль-Вильлак. Мексиканские танцы в исполнении мадемуазель Афры Гриневской. Куплетист Мальский. Малороссийская капель. Великий смехотворец Сергей Сокольский и многие другие».

В театрах миниатюр зрители располагались за столиками, поскольку ресторан давал хорошую прибыль. Иногда ресторанный доход шел на благотворительные цели: в пользу престарелых и неимущих актеров, в пользу раненых воинов, на улучшение больниц и т.д.

«С 10 часов вечера во всех залах театра грандиозная встреча Нового года! – объявлялось в 1916 году в афише театра-кабаре «Мозаика» (Б. Дмитровка, 26). – Беспрерывный дивертисмент! Участвует вся труппа и артисты других театров. Два оркестра музыки. Предварительная запись на столики. Количество билетов ограничено».

Труднее всего было попасть в театр-кабаре «Летучая мышь», возглавляемый Никитой Балиевым. Это юмористическое кабаре открылось в 1908 году при Художественном театре.

«Бородатые» шутки

31 декабря 1908 года газеты анонсировали грядущий вечер «Летучей мыши»: «Только сегодня! Лучшие номера репертуара. Встреча Нового года. Вечер экспромтов».

К одному из лучших номеров относилась пародия на основателей Художественного театра. Начиналась она с того, что на переднем плане сидели два артиста. Один с портретным сходством был загримирован под Станиславского, другой – под Немировича-Данченко. Из-за кулис появлялся третий артист, игравший режиссера Музыкального театра Донатова, который носил большую окладистую бороду.

Станиславский спрашивал, указывая на Донатова:

– Это… это кто такой?

Немирович-Данченко отвечал, поглаживая бороду:

– Это известный режиссер по фамилии Донатов.

Станиславский разводил руками и говорил, глядя Немировичу в лицо:

– Режиссер? С бородой? Не верю. Режиссеров с бородой не бывает.

Гомерическая «Аида»

В Петербурге у «Летучей мыши» был брат – театр пародий «Кривое зеркало», созданный известным критиком Александром Кугелем и его супругой Зинаидой Холмской.

В один из новогодних вечеров в театре игралась «Вампука, невеста Африканская» – пародия, которая высмеивала оперные штампы с такой силой, что, прослушав ее, многие воспринимали постановку «Аиды» Верди с улыбкой. Нелегкая участь выпала и на долю «Африканки» Мейербера. Эта опера шла в те годы одновременно на сценах нескольких петербургских театров. Но после пародии, поставленной в «Кривом зеркале», оперу Мейбера пришлось снять из репертуара. Она казалась воплощением музыкальной рутины и штампов. Ее нельзя было ни играть, ни слушать: в зале смеялись.

Шарманка по-императорски

Самое масштабное празднование Нового года и Рождества проходило, конечно, в Большом театре; здесь устраивались главные елки Москвы: утром для детей, вечером – для взрослых. В этих праздниках принимали участие и артисты других театров.

Один из таких праздников был описан в 1915 году на страницах журнала «Рампа и жизнь»: «Елка для взрослых открылась исполнением гимнов. Каждый гимн сопровождался живой картиной. Россию изображала артистка Малого театра А.А. Яблочкина, Францию – г-жа Каралли, Англию – г. Мордкин, Бельгию – г-жа Гельцер. После исполнения гимнов артист Малого театра г. Падарин, загримированный Козьмой Мининым, обратился к публике с призывом жертвовать на помощь пострадавшим от войны».

В новогодние дни Большой театр превращался в своеобразный городок. В амфитеатре была устроена чайная, в которой хозяйничали артистки балета. У сцены по бокам стояли два киоска: в них знаменитая династия Садовских продавала цветы и сладости. Барьеры лож были декорированы цветочными гирляндами. А в главном фойе тем временем проходило катание с гор под шарманку, на которой играли артисты императорских театров – Сергей Обухов и Александр Южин. В буфете, превращенном в испанскую таверну, еду и напитки подавали ведущие артисты Малого театра.

«Эх, затопчу-у-у!»

К полудню в Москве и Петербурге начинались праздничные катания, причем как на «электрическом трамвае», так и на санях.

Ледовых катков было несколько. Особой популярностью пользовались катки в саду «Эрмитаж» и на Чистых прудах. Играли военные оркестры, а место освещалось разноцветными фонарями.

На центральных улицах тесно. Купеческие выезды – в повозках, одна краше другой. Граждане попроще участвовали в катании «на лихачах». Особенно веселились прохожие по обеим сторонам Тверской, когда однажды такой лихач гнал лошадь, обгоняя повозки, с криком: «Эх, затопчу-у-у-у!» – и не замечал, что у него в санках вывалилось дно, и двое седоков бегут в санной коробке со скоростью лошади.

Смерть шпагоглотателя

В новогодние дни в московском Манеже представления были нескольких видов. Здесь выступали и акробаты, и фокусники, и рассказчики, и куплетисты, и актеры драматических театров… Неизменной составляющей рождественского репертуара были сценки на исторические темы. Но большей популярностью пользовались выступления циркачей. У них и реклама была заманчивая: «Известные японские летчики труппа Сан-Фан с номером «Кадриль в воздухе»! Египтянин Али – человек-аквариум. Гимнасты-джентльмены Клай-Клай. Мировые рекорды в исполнении силачей. Господин Эдмон с парадоксальными трюками на проволоке. Шпагоглотатели».

В народе бытовала легенда о том, что шпагоглотание для циркачей не опасно: дескать, артисты исполняют трюк с ненастоящими шпагами, а лезвие якобы прячется в рукоятку. Однако эти легенды опровергались на страницах газет, сообщавших о трагической гибели факиров. Например, в 1916 году выступление факира Бен-Бай закончилось смертью. Артист лежал на арене, а его ассистентка бросала в грудь острую шашку. Факир ловко отбивал рукой летящее оружие. Но неожиданно промахнулся, и шашка глубоко вонзилась в грудь.

«Елки сухая розга…»

После революции добрую традицию новогодних представлений пытались искоренить. В ведущих столичных театрах в праздничные дни шли пьесы новой эпохи «Любовь Яровая», «Красный мак», «Разлом» и т.д. А рабочие и народные театры устраивали антирелигиозные представления. Это были своеобразные спектакли-карикатуры. Среди участников – поп, купец, царь, скотопромышленник (все непременно с большими животами) и тощие на их фоне рабочие и крестьяне.

В спектаклях высмеивалось «преклонение» старого режима перед православными святынями и подчеркивались страдания обычных людей. Эти народные постановки продолжались конкурсами на лучшего безбожника. Поощрялись рабочие, принесшие из дома иконы, чтобы прилюдно сжечь.

Любая попытка «отпраздновать елку» высмеивалась. На предприятиях выпускались стенгазеты, в которых резкой критике подвергались «товарищи, не избавившиеся от этой буржуазной привычки». Антирождественская агитация шла и на страницах центральной прессы. «Комсомольская правда» в декабре 1928 года обращалась с призывом: «Праздновать рождество – значит праздновать рабство с невежеством! Елки сухая розга маячит в глазища нам, по шапке деда Мороза, ангела – по зубам!»


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Точки возврата не будет»

    В пятницу, 5 апреля, в Ярославль с рабочим визитом приехал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин в сопровождении представителей Министерства культуры. Они приняли участие в общественных обсуждениях вопроса об объединении театров в Первый национальный и встретились с коллективом Волковского театра. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
Читайте также


Читайте также

  • На Чистопрудном бульваре представили лучшие театры мира

    В преддверии XIII Международного театрального фестиваля им. А.Чехова на Чистопрудном бульваре в Москве открылась фотовыставка «Театры мира в Москве. Страницы Чеховского фестиваля». Выставка состоит из 80 архивных фотографий, предоставленных фестивалем и Международной конфедерацией театральных союзов. ...
  • Юрий Стоянов представил автобиографию

    Актер презентовал автобиографическую книгу под названием "Игра в Городки". В ней Юрий Стоянов рассказал о детстве, о семье, о работе в БДТ им. Товстоногова и о создании юмористической программы "Городок", которая выходила на экраны почти 20 лет. ...
  • Суд признал Кехмана банкротом

    Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области признал бывшего руководителя JFC, а ныне худрука Санкт-Петербургского Михайловского театра и директора Новосибирского театра оперы и балета Владимира Кехмана банкротом, сообщает Интерфакс со ссылкой на корреспондента, присутствовавшего на заседании суда. ...
  • Николай Коляда откажется от старинного здания театра в Екатеринбурге

    1 сентября художественный руководитель "Коляда-театра" Николай Коляда откажется от старинного дома на улице Тургенева в Екатеринбурге, где в последнее время располагался театр его учеников - Центр современной драматургии (ЦСД). ...
Читайте также