«Территория» без санкций

 
Открывшийся вчера Международный фестиваль современного искусства «Территория» в этом году проходит в десятый раз. А всякий юбилей – это повод подвести итоги, будем надеяться, что не окончательные.
Если оглянуться на 10 лет назад, выяснится, что в то вроде бы недалекое время мы только открывали для себя имена и явления, что сегодня у всех на слуху. И открывали, надо сказать, со скрипом: публика уходила пачками со спектаклей Франка Касторфа и Андрея Жолдака, от театра «новой жестокости» Кастеллуччи шарахалась, как от чумы, а слово site specific было знакомо лишь специалистам. И это в Москве, что уж говорить о провинции, где не только обычные зрители, но и молодые профессионалы, выпускники и студенты театральных вузов,  были лишены возможности узнать хоть что-то о современном театре, шагнувшем далеко вперед.

Собственно, вот с этого желания познакомить молодых людей из регионов с актуальным искусством, снять с их глаз насаждаемые в вузах шоры «классического театра» и расширить границы сознания и началась «Территория». Эта мысль пришла к Евгению Миронову, Кириллу Серебренникову и театральному критику Роману Должанскому, которые до этого занимались Акцией по поддержке театральных инициатив в провинции. Они, а также Теодор Курентзис, Чулпан Хаматова, профессор Андрей Ураев и галерист Василий Церетели стали арт-директорами фестиваля.

СФУМАТО / SFUMATOУчиться, учиться и учиться

От других международных смотров, поставляющих к нам современный европейский театр, «Территория» отличается прежде всего тем, что это фестиваль-школа, куда съезжаются студенты из разных городов России и ближнего зарубежья. Счастливчики не только смотрят спектакли ведущих европейских мастеров, но и участвуют в их мастер-классах. Где еще студенту из условного Норильска или Саратова выпадет шанс поработать с Томасом Остермайером, Декланом Доннелланом или Давидом Бобе? Этот шанс стремится к нулю. Конечно, научить чему-то за один мастер-класс невозможно. Но можно поселить в неокрепшие души понимание, что театр может быть разным и не обязательно осененным системой Станиславского.

Кроме того, «Территория» всегда стремилась к мультижанровости. Российский театр по традиции герметичен и глух к тому, что происходит в других видах искусства. Хотя сегодня все самое интересное происходит на стыках границ – драмы и contemporary dance, видео и перформанса, академической музыки и современного арта... И фестиваль всегда знакомил зрителей именно с таким «неформатным» искусством, а часто заходил на соседние территории – устраивал кинопоказы, концерты и поэтические чтения.   

КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШОКак это было

Само название «Территория» придумал Кирилл Серебренников. Это должна была быть территория свободы, территория поиска и эксперимента, территория без границ как между жанрами, так и между странами и культурами. «Время тогда, в 2006 году, было свободное, Россия стремилась стать частью мирового культурного ландшафта, – вспоминает режиссер. Идея фестиваля совпала с интересами государства. Все понимали, что современное искусство не разрушает, а наоборот, делает людей свободными, формирует креативное сознание. Люди, которые свободно мыслят, умеют изобретать, настроены на созидание».

Не все было гладко, первая же «Территория»  началась со скандала – спектакля известного венгерского провокатора Арпада Шиллинга, где по сцене расхаживали голые люди и использовалась ненормативная лексика. Приехавшие на фестиваль со своими студентами педагоги чуть не падали в обморок и грозились увезти детей подальше от этого разврата. Больших трудов стоило донести до них, что никто не призывает слепо следовать радикализму Шиллинга, но знать современный контекст молодому специалисту необходимо.

УДЕРЖИВАЯ ВРЕМЯ / TENIR LE TEMPSА что сейчас?

Сейчас скандалов на «Территории» уже почти нет, – признаются организаторы. У зрителей и студентов сложилась иная степень открытости восприятия. И смелые опыты Алана Плателя или группы «Римини протокол» вызывают уже не враждебное неприятие, а содержательные дискуссии. Арт-директора «Территории» рассказывают, что вокруг фестиваля уже сложилось свое сообщество. Многие приезжают каждый год, теперь уже как вольнослушатели. Кто-то возвращается домой с новыми идеями и на этой волне начинает делать что-то свое, задумывать проекты, открывать студии, собирать фестивали...

То есть зерно, зароненное фестивалем, дало свои всходы. Только нужны ли они кому-то сегодня? Времена изменились, и рассуждения о свободе творчества скорее пугают, чем вдохновляют чиновников и политиков, от которых, увы, по прежнему зависят все культурные инициативы. Сегодня финансирование у «Территории» уменьшилось вдвое, она уже не может себе позволить эффектных одноразовых акций вроде современных опер в подвале «Винзавода». Да и географическая экспансия не пошла дальше Перми времен культурной революции, где фестиваль гостил в 2009 году, и разовых вылазок в Сочи и Казань.

ФРАГМЕНТ БЕСКОНЕЧНОСТИ / UNE FRACTION D’INFINIВопреки обстоятельствам

В этом году фестиваль вообще был на грани срыва: у банка, где хранились выделенные Минкультом средства, отозвали лицензию.  Выручил генеральный партнер Альфа-банк и спонсоры – Фонд Михаила Прохорова и компания «СИБУР». Но один из заявленных спектаклей – «Элементарные частицы» Семена Александровского из новосибирского театра «Старый дом» – привезти все же не удалось. Так что столицу Сибири на фестивале будет представлять театр «Красный факел» с весьма неожиданным прочтением «Трех сестер» от Тимофея Кулябина – в спектакле не прозвучит ни слова, пьесу Чехова тут исполняют на жестовом языке глухонемых.

Также в рамках фестиваля состоятся две московские премьеры – в Гоголь-центре сыграют новый спектакль Серебренникова «Кому на Руси жить хорошо?», а в Электротеатре – первую российскую постановку знаменитого швейцарского режиссера Хайнера Гёббельса «Макс Блэк или 62 способа подпереть голову рукой». Здесь хоть и присутствует текст в виде дневниковых записей выдающихся ученых и философов, – звук, свет и пиротехнические эффекты в этом спектакле играют не меньшую роль.
ПРЕВРАЩАЕМЫЕ / MORPHED
О внушительной танцевальной программе смотра мы уже писали. А открылся фестиваль совместным проектом «Территории» и Московской биеннале современного искусства – выставкой французского художника Лорана Перно, которая станет пространством для хореографического перформанса Анны Абалихиной. И это, пожалуй, та самая точка пересечения искусств, которую можно принять за координаты современной «Территории» и идти от нее дальше.   

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончался актер Андрей Харитонов

    Известный актер театра и кино Андрей Харитонов скончался в воскресенье, 23 июня, на 60-м году жизни, похоронят актера в Киеве.   «Андрея сегодня не стало… Ушел из жизни всеми любимый, талантливый и необыкновенно красивый человек. ...
  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • Французские ангелы впали в Rage

    Театры кукол – не такие уж частые гости на Чеховском фестивале. Обычно за эту область отвечает Филипп Жанти – кукольник, маг и волшебник визуального и предметного театра. Но в этом году гостям смотра удалось познакомиться с новым коллективом – известной труппой театра марионеток «Ангелы на потолке», тоже из Франции. ...
  • Театр Марка Розовского едет в Авиньон

     С 5 по 28 июля в рамках внеконкурсной программы Авиньонского театрального фестиваля театр «У Никитских ворот» представит спектакль «Папа, мама, я и Сталин», поставленный по автобиографической повести художественным руководителем театра Марком Розовским. ...
  • Молодые силы

    Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского» инициирован московским Губернским театром – тем, что шесть лет назад возник в Кузьминках под художественным руководством Сергея Безрукова. Как понятно из названия, фестиваль привозит в столицу работы из провинции, делая акцент на традициях русской психологической школы в актерской игре. ...
  • Новосибирский театр оперы и балета выступит в Будапеште

    Балетная труппа Новосибирского театра оперы и балета открывает гастроли в Будапеште. В рамках Летнего фестиваля, который ежегодно проходит в столице Венгрии, сибирские танцовщики представят балет Адольфа Адана «Жизель, или Вилисы» в хореографической редакции Никиты Долгушина, информирует пресс-служба Министерства культуры. ...
Читайте также