«Горе от ума»

Театр «Современник», режиссер Римас Туминас

 
Римас Туминас, любимец «Современника», выполнил свое обещание и поставил «Горе от ума». Спектакль производил впечатление еще на стадии распределения ролей – Гармаша в роли Фамусова желали увидеть все, Гармаш это понимал, поэтому на премьере выдал все – бросил к ногам благодарных зрителей всего себя без остатка. Похоже, даже голос потерял.
Дом Фамусова – это поленница с дровами и огромный чурбан, на котором Фамусов проводит экзекуции над провинившимися: порет слуг и в куски рубит топором дочкины книги. Москва – это высоченная печь в виде колокольни Ивана Великого, устремленная в небо. А по черному небу, словно из другого спектакля, пару раз пролетал небольшой беленький самолетик, вызвавший особенное оживление в зале. Самолетик воспринимается как детская мечта Чацкого бежать, лететь куда-нибудь.

В Чацком (Иван Стебунов) действительно много детского – он сентиментален, обидчив и раним. Он очень старается быть взрослым – вызывающе бреется опасной бритвой, предварительно наточив ее о ремень. Безапелляционно влезает в политические споры. Флиртует с замужними дамами. Картинно курит дорогие сигары. Трогательный восторженный мальчик, одержимый своей юношеской влюбленностью в Софью, он отчаянно требует хоть толику надежды, трясет свою бывшую подругу за плечи, подсовывает ей детские игрушки. Ведь единственное, что их объединяет – это общее детство. Софья давно его покинула. А Чацкий – нет.

Актеры существуют в жестком режиссерском рисунке – у каждого персонажа своя партитура. И если текст роли выучен ими еще со школьной скамьи, то справиться с авангардной режиссерской разработкой удается немногим. Текст и физические действия пока живут отдельно друг от друга, шары не попадают в лузы, актеры киксуют, как начинающие бильярдисты. Слабее всех женская половина. Софья (Марина Александрова) и Лиза (Дарья Белоусова) мало чем отличаются друг от друга. Две симпатичные стройные артистки с выражением произносят грибоедовский текст, в нужных местах демонстрируют темперамент – красиво мотают головой и часто дышат. Большинство сцен с их участием вытаскивают мужчины – очень точный, подробный, реактивный Иван Стебунов (Чацкий), вальяжный, гротесковый Влад Ветров (Молчалин) и, конечно, буйный Сергей Гармаш (Фамусов).

Гармаш играет жирно, «с оттяжечкой», словно причмокивая от удовольствия – что особенно чувствуется в придуманной Туминасом сцене «домашнего театра». Сцена, которой нет у Грибоедова – чуть ли не лучшая в спектакле. Практически вымарав целый акт из пьесы (сцена бала, явление гостей, старухи Хлестовой, Графини- бабушки, Графини- внучки и пр.), Туминас заменил ее коллективным просмотром домашнего спектакля – слуги Фамусова (Петрушка и Лиза) разыгрывают перед гостями интермедию на тему известного жестокого романса «Черная шаль». Зрелище душераздирающее. Зал воспринимает его глазами Фамусова – оторваться от Сергея Гармаша в течение всей этой сцены невозможно. Он переживает представление как личную драму, и вся гамма чувств бурно отражается на его лице. Эта сцена – настоящий заслуженный бенефис артиста.

Прекрасен грибоедоевский вальс, так естественно возникший в канве спектакля и ставший его музыкальным символом. Тем более жалко, что под такой вальс никто не танцует, нет ни девчонки-арапчонки, ни маленькой собачки, и не скажет Молчалин: «Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка...» Не понятно, по каким причинам отказался режиссер и от барыни Хлестовой – одной из самых колоритных ролей русской классики, любовно выписанной Грибоедовым.

Впрочем, театральная Москва, в отличие от грибоедовской новаторов Чацких любит сильнее, чем консервативных Молчалиных.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Точки возврата не будет»

    В пятницу, 5 апреля, в Ярославль с рабочим визитом приехал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин в сопровождении представителей Министерства культуры. Они приняли участие в общественных обсуждениях вопроса об объединении театров в Первый национальный и встретились с коллективом Волковского театра. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Театре Вахтангова выходит премьера «Новая квартира»

    Премьера спектакля итальянского режиссера Джорджио Сангати по пьесе Карло Гольдони «Новая квартира» состоится 24 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра.   «В этой пьесе нет места маскам и уличным сценам комедии дель арте: действие переместилось с площадей в квартиры венецианцев, – рассказал режиссер накануне премьеры, его слова цитирует пресс-служба. ...
  • «Каждый может сотворить чудо»

    В четверг вечером, 18 апреля, на сцене детской театральной студии «Маленькая Луна» (при «Театре Луны») состоялась премьера музыкального спектакля «Алые паруса». Режиссер и актриса «Театра Луны» Алена Захарова поставила нежную и романтическую историю о дружбе и первой любви. ...
  • Зрители «Сферы» увидят «Гиперболоид инженера Гарина»

    28 апреля 2019 года в 18. 00 на Основной сцене театра «Сфера» пройдет премьера спектакля «Гиперболоид инженера Гарина» в постановке режиссера Глеба Черепанова по одноименному роману Алексея Толстого. Художник-постановщик спектакля - Ольга Хлебникова. ...
  • Атлантида, которая никак не хочет затонуть

    Практически одновременно в РАМТе и в Губернском театре появились постановки, воскрешающие быт и атмосферу застойных 1970 – 1980-х годов. Сергей Безруков выпустил спектакль-караоке по повести Василия Шукшина «Энергичные люди» (отметив в премьерном интервью, что давнюю идею подстегнул и актуализировал 90-летний юбилей писателя). ...
Читайте также