Дом–театр–праздник – et cetera…

Юбилей театра Александра Калягина

 
Коллектив театра «Et cetera» отмечает свое 15-летие. За эти годы театр обзавелся собственным помещением – большим, вызывающе ярким, праздничным домом в самом центре Москвы, на Тургеневской площади. Дом этот у кого-то вызывает зависть, у кого-то восхищение, многие в день его торжественного открытия злорадно перешептывались: «А что они будут показывать на сцене?!» Оказалось, что архитектура и интерьеры идеально сочетаются с творческой концепцией «Et сеtera»: в этом театре комфортно всем – от Шекспира до Курочкина, от Стуруа до Угарова, от Шапиро до Панкова. О том, как начинался театр и кем стал в день своего 15-летия, наш обозреватель Ольга Вайншток побеседовала с участниками и очевидцами.
Александр Калягин, художественный руководитель театра:

– В новом здании на Тургеневской воплотились все мои мечты о театре, который дарит людям праздник. Театральная атмосфера должна возникать сразу, как только зритель перешагнул через порог. Нет, еще раньше. Уже на улице театральное здание должно выделяться среди всех других, уже в его архитектурном облике должно быть обещание театрального праздника.

Но, конечно, в первую очередь театр – это спектакли. Сколько мы их сыграли за все эти годы?! Помним все свои просчеты, гордимся победами, их тоже было немало …

Я уверен, что у нас сегодня работают талантливые артисты, они много снимаются, но надеюсь, что театр для них остается приоритетом. Те, кто думает по-другому, уходят.

Я рад, что за эти годы в театре работали замечательные режиссеры – великий грузинский режиссер Роберт Стуруа и известный канадский режиссер Важди Муавад, Александр Морфов и Оскарас Коршуновас, Владимир Панков и Григорий Дитятковский и многие другие. Кто-то сказал, что свойство театра «Et cetera» – репертуар из малоидущих пьес. Я бы поправил: из малоизвестных пьес – мы открыли России Альфреда Жарри и известного французского драматурга Жоржа Фейдо, впервые инсценировали повесть М.Булгакова «Морфий» и вернули на сцену через сорок лет повесть Рэя Брэбери «451 по Фаренгейту»… Именно премьерой «451 по Фаренгейту», которую готовят режиссер Адольф Шапиро и художник Борис Заборов, мы встретим наше 15-летие. Отпразднуем день рождения, как обычно, тепло, по-домашнему, в кругу самых дорогих и близких друзей.

Мария Скосырева, актриса («Конкурс», «Король Убю», «Шейлок», «Пожары», «Игра снов»):

– Первый раз я встретилась на сцене с Калягиным в спектакле «Дон Кихот», где я играла его возлюбленную – Дульсинею. Сейчас мы играем с ним в «Шейлоке». Я обожаю эту работу. На нашей совместной сцене «Подарок» я даже пытаюсь дышать с ним в такт, чтобы понять его настроение. Недавно фотограф нашего театра показывал фотографии с этого спектакля, и я заметила, что у нас в этой сцене абсолютно одинаковое выражение лица с Александром Александровичем.

В последнее время с особенным удовольствием играю «Пожары». Я никогда не знаю, как пройдет этот спектакль. Роль Сауды открыла во мне то, что я про себя раньше не знала и боялась знать.

В нашем театре у меня есть идеальные партнеры. Есть у нас такой актер Валера Панков, мы играли с ним влюбленную пару в спектакле «Игра снов» Стриндберга. Во время нашего совместного танца я должна была наступить на перекладину, которая находилась на высоте двух метров и дальше продолжить танец. Как-то раз я наступаю на эту перекладину и лечу вниз. Валера поймал меня, поставил меня на место, и мы продолжили танец. Большое ему спасибо! И, разумеется, не могу не сказать про моего мужа, Александра Жоголя, с которым мы сначала репетировали «Тайну тетушки Мэлкин», потом «Шейлока», а потом я поняла, что нашла партнера на всю жизнь.

В день рождения я хочу пожелать своему театру не останавливаться в развитии и сохранять вкус и чувство меры, которые у него есть сейчас.

Владимир Скворцов, актер («Газета «Русский Инвалидъ» за 18 июля…», «Смерть Тарелкина», «Тайна тетушки Мэлкин»):

– Все началось странно. После института мой первый режиссер Владимир Мирзоев пригласил меня участвовать в спектакле «Хлестаков», который он ставил в Театре им. Станиславского. Городничего играл замечательный актер Владимир Симонов. Тогда «Et Cetera» только возник в театральном мире и Володя, будучи приглашенным актером, играл практически во всех основных премьерах театра. Попасть в труппу «к самому Калягину» казалось тогда невозможным, но все-таки я робко попросил Симонова «замолвить за меня словечко». Назначили день показа. У меня было два разных по стилистике отрывка «Униженные и оскорбленные» Достоевского и «Свадьба» Зощенко. Я, очень волнуясь, честно отработал все отрывки. Через пару дней раздался звонок. Мне сообщили, что я принят в труппу театра.

Я думаю, нам надо чаще смотреть на старшее поколение и делать выводы. Можно многое понять. Например, мне необычайно интересны рассказы нашего гримера Николая Митрофановича Максимова, который работал когда-то с великими актерами . Я слушаю рассказы Александра Калягина, Петра Смидовича, Сергея Тонгура, Людмилы Дмитриевой, Татьяны Владимировой, Александра Давыдова, и у меня перед глазами воссоздается огромный мир. Для меня все эти люди – легенды. И они рядом со мной. Фантастика!

Естественно, если я не участвую в новых премьерах, обязательно прихожу поддержать «своих». Последнее мое открытие – спектакль Важди Муавада «Пожары». Настоятельно рекомендую его к просмотру всем своим друзьям. Получился удивительно тонкий и точный, красивый и щемящий спектакль – откровение.

Людмила Дмитриева («За горизонтом», «Компаньоны», «Конкурс», «Шейлок»):

– Первой моей работой в театре стал «Дядя Ваня» в постановке Александра Сабинина. В нем играли такие мастера, как Василий Лановой, Алексей Кузнецов и Владимир Симонов. Я играла маман. И решила, что моя героиня влюблена в Серебрякова, и это ее последняя любовь. В сцене прощания с Серебряковым (Лановым) я плакала и трясла его. Смеялся Василий Семенович, смеялся зал. Спектакль, на мой взгляд, был очень хорош.

Была у меня в театре и мужская роль – колченогий крестьянин Тибо в «Лекаре поневоле». Эту роль должен был играть Калягин, но, будучи занятым постановкой, он потребовал второй состав, и Володя Симонов предложил мою кандидатуру. Мне приклеили усы, бороду, я придумала голос, пластику. Я играла этот спектакль несколько сезонов, а потом передала эту роль Александру Давыдову.

Этой осенью мне в театре дали бенефис. «Свою» пьесу я нашла в журнале «Современная драматургия», и это вновь пьеса Галина. История показалась мне очень близкой, и так состоялся спектакль «Компаньоны». В день рождения я хочу молодым артистам новых ролей, талантливых режиссеров, хороших пьес.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • Умер актер Александр Кузнецов

    Актер театра и кино, театральный педагог Александр Кузнецов скончался в четверг, 6 июня, на 60-м году жизни после продолжительной болезни. Широкому зрителю он известен по главной роли в фильме «Джек Восьмеркин – "Американец"». ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • Франко Дзеффирелли: «Моду на страдание изобрели русские»

    Франко Дзеффирелли, скончавшийся в ночь на 15 июня в Италии на 96-м году жизни, в 2008 году дал интервью «Театралу». В память о маэстро напомним этот материал читателям. – Вы считаете себя большим художником? – Человек, который думает о себе «я большой художник» – кретин. ...
  • «Бутусов дает почувствовать себя свободным»

    С актрисой Московского драматического театра им. Пушкина Александрой Урсуляк мы встречаемся поздно вечером, после спектакля «Гедда Габлер», когда монтировщики сцены разбирают декорации. – Александра, вы только что отыграли спектакль, на который, судя по всему, приходит довольно разнообразная публика. ...
  • Сергей Голомазов набирает актерский курс в Риге

    Экс-худрук Театра на Малой Бронной, режиссер Сергей Голомазов открывает в Латвийской академии культуры мастерскую и набирает актерский курс на базе Рижского русского театра им. Михаила Чехова, которым Сергей Анатольевич руководит с 1 октября 2018 года. ...
  • Владимир Словохотов: «Я решил собирать таланты по стране»

    Основатель и художественный руководитель Театра на Васильевском Владимир СЛОВОХОТОВ говорит: «Мы не завидуем чужим успехам, не впадаем в отчаяние от неудач. Мы еще можем позволить себе роскошь проб и ошибок». На этом методе построена вся история коллектива, которому в этом году исполняется 30 лет. ...
Читайте также