«Личная потеря...»

Памяти Льва Дурова

 
Уход Льва Дурова — для меня личная потеря. «Личная потеря» — я говорю это слишком часто, но это правда. Лев Константинович — из тех, что рядом, чье живое тепло и юмор я слышу сейчас, когда думаю о нем.
 
Вот он почти совсем слепой сидит за кулисами «Школы современной пьесы» на поэтическом вечере, говорю громко — как принято говорить с плоховидящими — «Здравствуйте Лев Константинович!» — Он улыбается и, не поворачивая головы, отвечает: «Привет, Ксения Ларина!» - «Вы что, меня узнали?» — «Ну я же не в маразме!» Хохочет.
«Как там публика? Не устала?»  — «Нет, все вас ждут!» — «Ну да, все ждут когда выйдет слепой инвалид и разбудит это сонное царство!» Хохочет.
Дуров бился за жизнь, за профессию как зверь, болезни его давно подстерегали, мучили и искушали. Не сдавался. Смеялся, глядя куда-то в пустоту, в лицо только ему видимому врагу. Не прерывал ни репетиций, ни съемок. Катя, дочь, учила его работать в кадре вслепую — наливала лужу воды, на которую он ногами и ориентировался: вошел в воду — значит вышел из кадра.
Театральная его биография сложная, мучительная, переполненная обидами, страданиями, предательствами — и счастливая. Он из тех, что «ударен» Эфросом: Эфрос сделал Дурова -артиста, и Дуров никогда об этом не забывал, если и был у Дурова Бог, то он  — Эфрос.
Сганарель, Тибальд, Яго, Чебутыкин, Лепорелло… Козаков, Миронов, Волков, Яковлева, Круглый, Броневой, Мартынюк, Сайфулин, Каневский…
Когда Эфрос ушел , Дуров изо всех сил пытался сохранить эту небесную ауру таланта, Бронную до последнего времени называли «уголком Дурова»  — Дуров всегда был активистом, лидером, но заменить Эфроса ему было не под силу. Он, конечно, прежде всего актер — умнейший, острейший, терпеливейший, остроумнейший.
История таланта советского периода — это всегда драма. Дурову повезло — в нем упорство и жизнелюбие заложено генетически, он не убивал себя за неудачи, не падал под несправедливостью, а пер и пер, как маленький пуленепробиваемый танк.
Все в прошлом давно. И эти коммунальные семейные бури, и борьба за роли и первые места. Было время, когда Дуров сам назначал себе роли и себя в режиссеры. И это был его реванш за годы «второго плана».
Удивительно, но ведь не было в его биографии главных ролей — ни в кино, ни в театре. Не было.
Но какого масштаба личности и таланта — что помнятся все его эпизоды! Кагэбэшник в «Девять дней одного года», внимательно вслушивающийся в споры молодых ученых за свадебным столом, милиционер в «Большой перемене», отвечающий на уроке литературы вместо Ганжи, обманутый муж -кулинар из комедии «Шаг навстречу», официант в «Калине красной:  «Народ к разврату готов!»... А Павлик Платонов из «Успеха» Худякова — как они с Филатовым декламировали дуэтом монолог Сирано «О нет! Благодарю!»
Клаус из «Семнадцати мгновений», Рафинад из «Вся королевская рать», приемный отец в «Странных взрослых»...
Дуров — москвич, у него душа москвича — в ком переплетены уверенность и сомнения, наглость и застенчивость, отвага и смирение. Помню, как он в каком-то фильме показал «крик Тарзана» — кумира дворового послевоенного детства, как бил кулаком себя в грудь и издавал этот истошный сумасшедший вопль — на глазах превращаясь в задиристого московского мальчишку.
Еще он умел дружить. Так любил близких! Так любил Мишу Евдокимова! Так чувствовал его трагический финал: его театральное выпуклое мышление подсказывало ему предопределенность, неминуемость трагических финалов, он словно их уже прочитывал заранее. И заранее знал, что изменить эту траекторию невозможно.
Вот и ушел. За ним — не просто шлейф эпохи, за ним — утопленный мир, ничего нет потом.
Лев Константинович, дорогой, спасибо вам. Вы все правильно сделали. И все всем простили.

Источник: http://echo.msk.ru/ 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • Умер актер Александр Кузнецов

    Актер театра и кино, театральный педагог Александр Кузнецов скончался в четверг, 6 июня, на 60-м году жизни после продолжительной болезни. Широкому зрителю он известен по главной роли в фильме «Джек Восьмеркин – "Американец"». ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • Франко Дзеффирелли: «Моду на страдание изобрели русские»

    Франко Дзеффирелли, скончавшийся в ночь на 15 июня в Италии на 96-м году жизни, в 2008 году дал интервью «Театралу». В память о маэстро напомним этот материал читателям. – Вы считаете себя большим художником? – Человек, который думает о себе «я большой художник» – кретин. ...
  • «Бутусов дает почувствовать себя свободным»

    С актрисой Московского драматического театра им. Пушкина Александрой Урсуляк мы встречаемся поздно вечером, после спектакля «Гедда Габлер», когда монтировщики сцены разбирают декорации. – Александра, вы только что отыграли спектакль, на который, судя по всему, приходит довольно разнообразная публика. ...
  • Сергей Голомазов набирает актерский курс в Риге

    Экс-худрук Театра на Малой Бронной, режиссер Сергей Голомазов открывает в Латвийской академии культуры мастерскую и набирает актерский курс на базе Рижского русского театра им. Михаила Чехова, которым Сергей Анатольевич руководит с 1 октября 2018 года. ...
  • Владимир Словохотов: «Я решил собирать таланты по стране»

    Основатель и художественный руководитель Театра на Васильевском Владимир СЛОВОХОТОВ говорит: «Мы не завидуем чужим успехам, не впадаем в отчаяние от неудач. Мы еще можем позволить себе роскошь проб и ошибок». На этом методе построена вся история коллектива, которому в этом году исполняется 30 лет. ...
Читайте также