Михаил Щепенко

«Мы сейчас переживаем русскую драму»

 
Режиссер и актер Михаил Щепенко, руководитель Театра русской драмы «Камерная сцена», уже 20 лет строит театр, который стремится быть с Христом.
– Как вы пришли к театру?

– Когда я вошел в Щукинское училище, понял, что это мой дом. Я стал учеником Бориса Евгеньевича Захавы. Я понял, что вахтанговское направление мне очень близко. Принципы вахтанговской школы стали базой, на основе которой сложилась моя театральная жизнь. Параллельно с учебой я организовал студию при химико-технологическом институте им. Менделеева. Потом эта студия стала называться Театром-студией на улице Чехова. А В 1987 году студия стала театром.

– В этой студии работали непрофессиональные актеры. Это не отражалось на качестве спектаклей?

– Профессионализм – это сложное понятие. Например, сейчас я практически не беру выпускников театральных вузов. Процесс обучения дурно влияет. Театр созидается духом. Я об этом часто говорю, но почему-то никто не слышит. В одних театрах есть дух, а в других только мастерство.

– Как ваша студия превратилась в официальный театр?

– В 1987 году четыре студии – Розовский, Спесивцев, Кургинян и мы – стали участниками малого эксперимента. Мы стали театром-студией на хозподряде, будучи на полной самоокупаемости. В тот момент у нас еще не было своего помещения. Но потом, если бы мы не стали дотационным театром, то вряд ли выжили бы.

– Многие театры жаловались на спад интереса к себе в начале 90-х. Ваш театр затронула эта проблема?

– Это, конечно, ощущалось. Потом бандитские разборки – люди боялись ходить по вечерам, поэтому мы стали начинать в 18.30 и до сих пор так работаем. На улице Чехова мы были очень популярны, билеты на месяц вперед выкупались в один день. На Земляном Валу нам надо было заново создавать себе имя.

– Какой принцип формирования репертуара вашего театра?

– Принцип один – не могу молчать. Я придерживаюсь товстоноговского принципа: «Классику надо ставить так, будто ее написал современный автор на материале былой эпохи». Наш театр волнуют те глубинные проблемы, которые актуальны для человека любого времени. Сейчас духовный голод очень велик, человеку необходимо осознать такие экзистенциальные проблемы, как проблемы смысла жизни, совести. Осознание своей вины за все – важная тема, раскрытая только в отечественной литературе. Это одна из причин, почему наш театр называется Театром русской драмы. Более того, мы сейчас переживаем русскую драму, которая может перерасти в трагедию.

– Расскажите о вашей последней премьере – «Дон Жуан? Дон Жуан!»

–Сам образ Дон Жуана мы трактуем нетрадиционно. В спектакле нам важна идея, что человек – раб определенных стереотипов. Как говорил Ромен Роллан: «Человечество развивается не от истины к истине, а от одного заблуждения к другому». Например, сейчас бытует демократическое заблуждение, что у каждого своя правда, что истина относительна. Мы говорим об опасности этой идеи. Получается, что человек становится для самого себя носителем абсолютной истины. Для христианина абсолютная истина – это Христос, Бог.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Наталия Опалева: «Мы придумали особый жанр – «изо-сериал»

    Проект Музея AZ «Свободный полет», посвященный Андрею Тарковскому и художникам неофициального искусства второй половины ХХ века, с успехом прошел в Западном крыле Новой Третьяковки. «Театрал» побеседовал с генеральным директором Музея AZ Наталией Опалевой. ...
  • «Эта великая книга еще не прочитана»

    Молодежный театр на Фонтанке продолжает программу международного сотрудничества. В апреле Шведский театр из города Турку представит на этой сцене спектакль «Женщины – 3» финской писательницы и режиссера Туве Аппельгрен, а недавно здесь состоялась премьера испанского театра «Трибуэнье» «Полет Дон Кихота». ...
  • Сергей Скрипка: «Наше кино движется в правильном направлении»

    В субботу, 5 октября, художественный руководитель и главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей СКРИПКА отмечает 70-летие. В преддверии праздника «Театрал» побеседовал с юбиляром. ...
  • Олег Басилашвили: «Товстоногов занимался жизнью человеческого духа»

    В эти дни в БДТ им. Товстоногова всё связано с именем Олега Басилашвили: на фасаде театра появился огромный баннер с фотографией из премьерного спектакля «Палачи», в котором народный артист СССР играет главную роль, а в фойе устроили масштабную выставку, где фотографии из семейного архива, кадры из фильмов, сцены из спектаклей перемежаются с цитатами юбиляра. ...
Читайте также