Как дышат небеса

Погружение в мир Някрошюса

 
XVII театральный фестиваль «Балтийский дом» на этот раз был целиком отдан одному режиссеру. Решившись на этот беспрецедентный шаг, организаторы фестиваля Сергей Шуб и Марина Беляева шли на определенный риск. Все идущие сейчас в «Meno Fortas» спектакли Петербург уже видел. Отсутствие премьерных постановок могло отпугнуть прессу. Однако в результате «Весь Някрошюс» стал главным событием театральной осени.
Вопреки мрачным прогнозам скептиков оказалось, что сегодняшние зрители любят театр не меньше, чем их бабушки и дедушки или их родители. И ради этой любви готовы на бессонные ночи, плацкартные поезда, пустые карманы и ночевки на вокзальных скамейках. И на четырехчасовые стояния у стенки в зрительном зале. Уже летом в Интернете появились специальные молодежные форумы для желающих попасть в октябре на «Балтийский дом». Когда, подходя к театру, ты видел эту лавину жаждущих зрителей, то казалось – возрождаются давно ушедшие в историю времена, когда страна ехала в паломничество на «Идиота» в БДТ или на «Таганку».

Организаторы «Балтийского дома» добавили в зал на тысячу мест триста приставных стульев. Заставленные мебелью проходы приводили в отчаяние пожарных. Однако сидячих мест все равно не хватало. Вдоль стен стояли люди (иногда на одной ноге, поскольку некуда было поставить вторую). Глядя на этот зрительный зал, окончательно становилось понятным, что наших зрителей просто оклеветали, годы и годы твердя, что публика хочет видеть только бродвейские комедии, да еще «медийные» лица. Правда, и театров, которые стоят паломничества, сейчас в мире осталось меньше, чем пальцев на одной руке,

Уже больше четверти века постановки Эймунтаса Някрошюса – предмет повышенного ожидания театральной общественности. Так смотрят на атлета, который снова и снова «берет» штангу, другим непосильную. Но этот фестиваль и для Някрошюса был особенный. Так у поэтов собранные в сборник стихи обретают особое качество. Можно судить: монтируются ли отдельные стихотворения в цельность. Как движется автор от стиха к стиху. Можно увидеть мир поэта (или его отсутствие).

Существует много вполне известных режиссеров, чьи собранные вместе спектакли произведут впечатление кошмара. Но, к счастью, есть режиссеры, которые строят свой театр как цельность, где каждый спектакль окликает другой. И чтобы понять, где бродит режиссерская душа, надо смотреть спектакли один за другим (и желательно не по разу).

У Някрошюса нет здания, где бы жили его постановки. Поэтому фестиваль – это, пожалуй, единственный «сборник», где мы можем увидеть мир Эймунтаса Някрошюса.

В сценическом пространстве его спектаклей дышат небеса (то снег, то дождь, то камнепад). На уровне партера плещется море. Сцена полна звуками, как полна звуками степь или пустыня. Бьется сердце мироздания, и ты слышишь его дыхание в музыке и шуме.

Место действия его спектаклей давно определили как хутор. Но только это хутор, стоящий где-то на краю земли и омываемый океаном. Някрошюс создает на сцене магический мир. Вещи связаны друг с другом симпатической связью. Разбитый бокал означает смерть.

В мире, созданном Эймунтасом Някрошюсом, трудно живется и легко дышится. Именно на его спектаклях понимаешь, что выражение «разреженный воздух трагедии» – не метафора, а медицинская констатация. Этим разреженным воздухом дышат герои «Квадрата» и «Дяди Вани», «Трех сестер» и «Маленьких трагедий», «Отелло» и «Гамлета», «Макбета» и «Фауста», «Времен года» и «Песни песней».

Время действия в спектаклях Някрошюса – канун гибели мира. Связь времен распалась, и поздно что-либо вправлять. Земля не держит умерших, связи между людьми порваны, граница между мирами уничтожена. Воет над трупом сына король Гамлет. В последний путь провожают тело Отелло. Стучит топор в вишневом саду. Вместе с преступным Макбетом гибнет человеческий мир. Все, что нам остается, – любить друг друга (как любят герои «Песни песней», чтобы звуки их любви летели через столетия). А еще остается молитва о небесном милосердии.

Звуки «Miserere» звучат в зале и после закрытия занавеса. И тогда понимаешь, что прав был Уильям Блейк, верящий, что искусство – лучший из путей спасения.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Мы не ощущали никакого давления»

    На пресс-конференции в Театре Станиславского и Немировича-Данченко названы номинанты премии «Золотая Маска» сезона 2014-2015 годов. Список театров и спектаклей, которые примут участие в фестивале в марте 2016-го, оказался как никогда внушительным. ...
  • Сергей Голомазов, худрук Театра на Малой Бронной

    – Сейчас мы проходим определенный политический период, известный в диалектике развития многих государств. Период называется «реставрацией», поиск идеологии пошел, судя по всему, в направлении идеологии имперской, которая предполагает наличие идей, связанных с осмыслением патриотизма, любви к родине. ...
  • Волна запретов

    Министерство культуры поддержало законопроект о запрете ненормативной лексики на сцене и в кинематографии. Предполагается, что он вступит в силу 1 июня. Поддерживаете ли вы это нововведение? ...
  • Взрыв на фоне патриотизма

    Вроде столько лет приходится разруливать самые разные конфликтные ситуации, а привыкнуть к ним все равно не могу. Меня все время мучает вопрос: почему очевидные вещи, которые так ясны и понятны, совсем не понятны людям, наделенным властью. ...
Читайте также