В некотором царстве, в мертвом государстве

Гоголь и Булгаков объединились в Тверском ТЮЗе

 
Тверь театральная занимает пока что не самое престижное место на сценической карте России. Но именно Театр юного зрителя, пожалуй, один из самых интересных и перспективных коллективов этого города и региона. В течение последних десяти лет его возглавляет директор Александр Бахарев. Главные режиссеры там не всегда долго задерживались, но в этом сезоне в театр пришел Евгений Зимин, известный по многим постановкам в театрах Екатеринбурга, Челябинска, других российских городов. И пока, к счастью, административный и творческий контакт в ТЮЗе сложился, хочется надеяться, на продолжительное время.
Ситуация, в том числе и финансовая, здесь сегодня сложная, хотя простую и оптимистичную, наверное, и искать не стоит, да и вряд ли найдешь. Безусловно, кризис сказался на многом: урезан бюджет, в том числе и на самую важную часть – постановочные расходы, на время прекратился зарплатный рост (хотя в театре говорят, что доходы актеров почти успели выйти на достойный уровень), оформление новых спектаклей подчас приходится делать «из подбора», а это, естественно, требует серьезных дипломатических переговоров с постановочной командой. Тем не менее, в театре ежегодно выпускаются шесть-семь премьерных спектаклей для самой разной возрастной аудитории. Так, в минувшем сезоне юные зрители получили спектакль-бродилку «Полет в небеса, или Удивительная кошка» по Хармсу, подростки – «Завтра была война» Бориса Васильева и «Мертвые души», взрослые – «Гостя» Э.-Э. Шмитта и «Женитьбу Фигаро». При этом возрастные границы зачастую бывают условными. Тот же спектакль «Мертвые души» явно будет интересен не только старшеклассникам для постижения школьной программы по литературе, но и взрослым зрителям.

Кстати, за последние годы ТЮЗ выполнил, наверное, одну из главных театральных задач – сформировал свою зрительскую команду, которая постепенно пополняется. Залы не пустуют, а интерес к театру растет. И поиск «новых форм» в синтезе с качественным содержанием во многом этому способствует. Здесь не боятся экспериментировать, делать спектакли сложные, новаторские. И это уже приносит свои плоды, а со временем, если работа не остановится, может вывести театр на российский уровень.

На постановку «Мертвых душ» театр пригласил молодого, но уже весьма известного режиссера Наталью Лапину. Ученица Григория Козлова в СПбГАТИ, она в свое время возглавляла Русский театр в Таллине, ставила спектакли в Эстонии, Польше, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. Спектакли эти, кстати, не раз становились лауреатами престижных театральных фестивалей. В Тверском ТЮЗе она работает не впервые, до «Мертвых душ» была «Алиса» Кэррола, которая пользуется большим зрительским успехом.

В спектакле «Мертвые души» Наталья Лапина взяла за основу инсценировку одноименного романа, осуществленную в свое время Михаилом Булгаковым для Московского Художественного театра, но сделала собственную режиссерскую версию текста. В результате вся эта гоголевская чертовщина, оборотничество и мороки наложились на булгаковское их понимание, удвоились, усилились, стали визуально ощутимыми. Плюс небольшой и очень любопытный реверанс в сторону современного зрителя, как юного, так и взрослого. Молодой артист Алексей Измайлов, пришедший в тверской ТЮЗ из Щепкинского училища, одновременно играющий роли кучера Селифана и лакея Чичикова, проводит для публики определенный ликбез. Чуть встретилось непонятное или устаревшее слово, как он тут же выскакивает со своими комментариями и разъяснениями, причем выглядит это здесь весьма остроумно.

Художник Александр Якунин придумал в этом спектакле образ Руси дорожно-острожной. Все сценическое оформление устроено из полосатых черно-белых столбов, бревен, конструкций, которые, сложившись определенным образом, способны представить любое место действия: хоть бальную залу, хоть жилище каждого из помещиков. Но режиссера интересует не столько плавный сюжетный ход с поочередными визитами Чичикова к местным владельцам живых и мертвых душ, сколько концентрация вечного российского безвременья, русские мороки, движение по бесконечному замкнутому кругу без определенных целей и понимания этого направления.

Поэтому и сам Чичиков – Михаил Хомченко здесь совсем не циничный и предприимчивый делец, но тоже некий усталый и не вполне осознающий своих целей человек. Он и внешне точно такой, как описано у Гоголя: «господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Надо же что-то делать, а тут в словно в воздухе повисла идея о покупке мертвых душ неведомо для чего, вот он и решился ее не слишком страстно осуществить.

Продавцы-помещики оказались куда более темпераментны, хотя каждый эпизод покупки не столько сокращен режиссером, сколько сконцентрирован с убыстрением темпа. Только что прекраснодушный и мало смыслящий в реальной жизни Манилов – Константин Григорьев одаривал Чичикова не годными в хозяйстве «душами», как вот уже Собакевич – Александр Евдокимов, похожий в этом эпизоде на ветерана-дачника, смачно торгуется за каждую.  А шумный Ноздрев – Андрей Иванов и вовсе готов устроить ярмарку-балаган, где продается и покупается буквально все. А знаменитой игре в шашки последние заменяются пустыми водочными бутылками. Забавный эпизод получается с Плюшкиным – Александром Романовым, потчующим гостей столетней наливкой, выковыривая оттуда мух. Бестолковая Коробочка – Ольга Лепоринская оказывается хоть и глуповатой, но по-женски очень обаятельной, едва ли не кокетничая собственной бестолковостью.

Но и сама жизнь губернского города N, прикрытая разноцветным лоскутным одеялом (которое выступает здесь в качестве занавеса), оказывается здесь не менее примечательной. За этим одеялом сонно, тепло и душно, а откинешь, можешь увидеть события странные. То чиновники начнут вылупляться из «коконов», проклевываясь сквозь свои хорошо пошитые мундиры. То Губернатор – Александр Романов окажется на одно лицо с Плюшкиным. А вот и Собакевич – Евдокимов за общим столом, но уже при мундире. Этакое всеобщее оборотничество, захватывающее в свой круг и дам: Жена губернатора – Татьяна Романова вдруг может оказаться простой бабой, дочка – Наталья Бульканова, просолировав безмолвно в белом платье, тоже окажется в общем хороводе. И такое случается практически со всеми, жизнь-то одна, гоголевско-булгаковская, не без чертовщины. Причем в некоторых сценах еще и Хармс вклинится, довершая создание стихии глобального русского абсурда.

Понятное дело, что подобные режиссерские приемы не требуют бытописания масляными красками. Акварель, впрочем, тоже не в почете. Общая картина спектакля порой словно бы покрывается туманной дымкой, где теряются лица, приглушаются голоса, а все проваливается в эти непостижимые до конца отечественные абсурдные глубины. При этом стоит заметить, что актеры тверского ТЮЗа прекрасно себя чувствуют  в самых разных исполнительских ипостасях – от реалистической до гротесковой. И это, пожалуй, самое главное. Ты понимаешь, что ими уже успешно пройдены самые разные режиссерские школы, причем с явным «зачетом». Что же до публики, то о ней уже говорилось. Стоит добавить лишь одно: в жаркую июльскую субботу, когда народу полагается вроде бы окучивать картошку и не думать о высоком, зал театра был полон.
  • Нравится

Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Летят журавли» покажут на Берлинале

    Отреставрированную советскую картину «Летят журавли» покажут на 68-м Берлинском международном кинофестивале, который будет проходить с 15 по 25 февраля, сообщает пресс-служба Министерства культуры. Премьера оцифрованной версии состоится в рамках программы «Классика Берлинале». ...
  • Александринка отправилась в Париж

    Премьерный спектакль «Крум» Ханоха Левина – «комедию с двумя свадьбами и двумя похоронами» – Александринский театр будет играть с 18 по 28 января на сцене Театра Жерара Филиппа в Сен-Дени (северный пригород Парижа). ...
  • В Москве начинается фестиваль «Коляда-Театра»

    Традиционная встреча с «Коляда-театром» в этот раз состоится в Москве с 15 января по 2 февраля. В рамках театрального марафона, помимо 29 репертуарных названий, пройдут читки пьес уральских драматургов, показы фильмов творческой студии «KinoLook», премьеры Центра Современной Драматургии. ...
  • Мариинский театр открывает в Риме «Русские сезоны»

    В четверг, 11 января, Мариинский театр начинает в свои выступления на фестивале Чайковского в Концертном зале Национальной академии Санта-Чечилия в Риме в рамках масштабного культурного проекта «Русские сезоны». Выступления «Мариинки» пройдут с 11 по 16 января. ...
Читайте также