Ромео Кастелуччи

«Свобода приобретается

 
Приезд в Москву на фестиваль «Территория» итальянского режиссера Ромео Кастелуччи стал чуть ли не главным событием театральной осени. Спектакль «Tragedia Endogonidia Br. #4» играли лишь дважды, а перед вторым показом Кастелуччи встретился со студентами.
Воспитание чувств и эмоций на «Территории»

Самый известный гностик мирового театра холодно и расчетливо делает зрителю больно и неловко – да еще самыми неожиданными и, кажется, антитеатральными методами. Более того – очевидно, что молодежь из далекой российской глубинки, воспитанная исключительно в системе психологического театра, не может сразу принять мрак и холод авангардного действа. Именно поэтому студенты пытались на повышенных тонах выяснить у Кастелуччи, зачем он поставил «Tragedia Endogonidia» («Трагедия, рождающаяся из самой себя»), и станет ли мир от этого добрее. Объяснять – зачем, Ромео, конечно, не стал. Но свою систему координат расписал подробно:

«Я не даю зрителю инструкций, я задаю ему вопросы. Весь проект рождался из слова «трагедия». Для меня это дверь, которая открывается в темное, неизведанное пространство. Вся странность и жестокость зрелища становится логичной, если исходить из техники и структуры греческой трагедии. Эсхил – самый великий драматург, а «Орестея» – самая великая пьеса. Если внимательно посмотреть «Tragedia Endogonidia», то очевидно: образы заимствованы не только из сегодняшней эпохи, но и из древней традиции. Дело в том, что трагедия – действо, очень близкое к ритуалу, а значит, слова не описывают происходящее. Таинственная Энигма – вот мой вопрос, та задача, которую я решаю».

Пути решения задачи, безусловно, опасны, говорит Кастелуччи, чтобы их пройти, нужны как железная логика, так и дисциплина: «Дело в том, что свобода приобретается только через дисциплину. Дисциплина – это язык, который принадлежит нашему времени, который может говорить о человеке сегодняшнем».

Кастелуччи уверен, что нельзя отворачиваться от театральной традиции, от идей Станиславского или Гротовского, но наследие должно развиваться, а тут уж без дисциплины и техники – никуда: «Чувства и эмоции всегда приобретаются через технику. Впрочем, я сознаю, что моя техника работы далека оттого, что преподают в театральных вузах России».

В своей работе над спектаклем Кастелуччи выделяет две основные части: «Первая – это сбор информации, это мое индивидуальное творчество. Я собираю слова, образы, картинки, увиденное и записываю все это в блокнот. Самые сильные моменты спектаклей возникают именно из этих записок. Потом я группирую их, структурирую – и из этого складывается идея и образ будущего спектакля. Тут подходит время второй части работы: я ищу людей, которые подходят к постановке. Вторая часть – это дискуссия, мой диалог с артистом, чтобы он имел точное представление об идее спектакля. Я работаю не столько психологически, сколько психически – в этимологическом смысле слова. Мне важно закрепить дух образов, которым артисты на сцене дают свои тела, и образы эти универсальны. Именно поэтому я и говорю, что форма есть дисциплина». Кстати, о форме: в «Tragedia Endogonidia» герои были одеты в форму российских милиционеров. Конечно, так играли только в Москве, а, скажем, в Брюсселе – городе, где идет спектакль, – артисты облачены в форму бельгийских полицейских: «Это очень сильный образ, всегда работающий знак – ввести в спектакль узнаваемое. Здесь милиционер – однозначно правильно трактуемое зрителем насилие в рамках закона, поэтому, переодетый в разные формы, – он воспринимается одинаково. Это универсальный элемент трагедии».

Кастелуччи – режиссер дотошный. Для спектакля «Генезис» ему нужна была отрубленная лошадиная голова. Голову нашли, недоумевая, зачем она понадобилась маэстро. Оказалось, только раздавив голову коня, можно было сымитировать хруст костей Адама. Для «Tragedia Endogonidia» в Москве Кастелуччи проводил кастинг младенцев: ребенка оставляли одного в темной комнате и смотрели на реакцию. Даже со звуком режиссер работает как со светомузыкой: «Я хочу, чтобы музыка помогала создавать тьму или свет. В моих спектаклях нет иерархии: артист, свет, звук равны. Я мог бы вечно работать над одной работой, я никогда не бываю доволен собой. Почему я в таком случае занимаюсь театром?.. Наверное, потому же, почему хочу есть. Когда я думаю о театре – я всегда думаю о трагедии. Она великая. Это всегда памятник. Это самая сильная форма, которую создало человеческое воображение».


  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Ширвиндт: «Хочется выскочить из повседневности»

    Недавно Театр сатиры отметил свое 95-летие спектаклем, который Александр Ширвиндт называет «милым баловством», «лёгким хулиганством». И это – очередная изобретательная выдумка Александра Анатольевича. Впрочем, в интервью «Театралу» речь зашла не только о торжествах… – Александр Анатольевич, сейчас всюду – сплошные перемены. ...
  • Владимир Машков: «Мы очень зависим друг от друга»

    Театр Олега Табакова представил публике новую редакцию спектакля Сергея Газарова «Ревизор». Как и в случае со спектаклем «Матросская тишина», это будет возвращение на сцену «Табакерки» легендарной постановки прошлых лет. ...
  • В Кургане ищут директора Театра кукол

    Конкурс на должность руководителя Театра кукол «Гулливер» объявлен Управлением культуры Курганской области 20 ноября. Сообщается, что кандидаты должны иметь высшее образование в сфере культуры или образование по специальности «государственное и муниципальное управление», а также стаж работы по специальности не меньше пяти лет. ...
  • Пятнадцать спектаклей о войне

    В преддверии Дня Победы «Театрал» собрал постановки, созданные в память о Великой Отечественной войне.    «Минуты тишины» Режиссер: Александр Баркар РАМТ, Черная комната Участвуют: Рамиля Искандер, Денис Баландин, а также Максим Олейников (фортепиано), Николай Мохнаткин (баян), Ксения Медведева (гитара). ...
Читайте также


Читайте также

  • Марк Розовский: «Достоевский нас предупреждал»

    В «Театре у Никитских ворот» премьера – спектакль «Убивец» по роману Достоевского «Преступление и наказание». Режиссер спектакля Марк Розовский рассказал «Театралу» о своей новой работе. ...
  • Владимир Машков: «Мы очень зависим друг от друга»

    Театр Олега Табакова представил публике новую редакцию спектакля Сергея Газарова «Ревизор». Как и в случае со спектаклем «Матросская тишина», это будет возвращение на сцену «Табакерки» легендарной постановки прошлых лет. ...
  • «Ваша музыка звучит на протяжении многих десятилетий»

    Многоуважаемая, дорогая, любимая Александра Николаевна! Сегодня у Вас красивый, яркий, прекрасный юбилей!   Сегодня, впрочем, как и всегда, в Ваш адрес звучит великое множество добрых и теплых пожеланий. Уверен, Вас спешат поздравить артисты, певцы, государственные деятели, политики, и каждый старается найти самые главные слова, чтобы выразить свое уважение, почтение, благодарность за Вашу музыку, за талант, рассказать о своей любви и восхищении. ...
  • Катрин Денев поправляется после госпитализации

    Здоровье известной французской актрисы Катрин Денев постепенно приходит в норму после перенесенного малого ишемического инсульта, сообщил 9 ноября телеканал BMF, ссылаясь на окружение знаменитости. «Как и было объявлено ранее, никаких нарушений в двигательной активности нет. ...
Читайте также