«В нашей труппе играет Качалов»

«Театрал» продолжает рассказ о русских театрах дальнего зарубежья

 
Так сложилось исторически, что в Германии при русских диаспорах появилось несколько десятков театров, но поскольку выживать в одиночку тяжело, руководители этих театров решили объединиться в союз. О том, какие проблемы решает организация и насколько тесно она связана с Россией, «Театралу» рассказал президент Союза русских театров Германии Вячеслав Лисин.
– Вячеслав Михайлович, прошло шесть лет с того дня, когда на съезде в Эрлангене русскоязычные театры Германии объединились в Союз. Удалось ли реализовать ту идею, ради которой вы создали эту организацию?

– К 2009 году в Германии существовало около трех десятков разрозненных русскоязычных актерских трупп. И хотя все мы живем в разных городах, довольно плотно общаемся между собою, знаем проблемы друг друга. А они, в общем-то, у всех схожие – это финансовая сторона и творческая, которые взаимосвязаны. То есть, для того чтобы подготовить творческие кадры, поставить спектакль, организовать гастроли нужны финансы. Благодаря нашему Союзу мы помогаем многим театрам с гастролями, и они имеют возможность ездить не только по городам Германии, но и бывать во Франции, в Бельгии, принимать участие в фестивале «Балтийский дом» в Санкт-Петербурге. Мы имеем возможность делиться опытом, проводить творческие встречи. За шесть лет существования Союза русских театров Германии, мы провели уже пять фестивалей, в том числе фестиваль русской классической драматургии.

– Насколько мне известно, шесть лет назад вы подписали договор с Союзом театральных деятелей РФ. Какие пункты помощи со стороны России были вами оговорены?

– В договоре с Союзом театральных деятелей России были затронуты различные темы, в том числе проведение мастер-классов для актеров и режиссеров, и мы провели уже около десятка семинаров и мастер-классов в разных городах страны. А в этом году в последнюю неделю августа планируем организовать в Баварии школу актерского мастерства для русскоязычных актеров, живущих в Германии. Наподобие летней школы СТД в Звенигороде. Поговорили с Калягиным, и Александр Александрович эту идею одобрил.  Местом проведения школы выбрали Эрланген, очень чистый красивый университетский город. Договорились уже с хорошим отелем, который обеспечит гостей проживанием, питанием и транспортом. Осталось найти трех московских педагогов, которые смогли бы приехать в нашу школу и провести занятия. Но и этот вопрос в СТД постараются решить положительно. Я очень рад, что с СТД РФ у нас сложились добрые отношения и искренне благодарен Александру Александровичу Калягину за помощь. Возможно, он приедет к нам – посмотреть на работу школы.

– Вы сказали, что в Германии на сегодняшний день около сорока русских театров. А как давно они работают? Много ли театров-долгожителей?

– Немного. Большинство русских театров работают в среднем от пяти до семи лет. Правда, есть несколько коллективов, которым около десяти лет. А наш театр – «Кулисы», который мы организовали с Нелли Куниной, в будущем году отметит свое 20-летие. И для Германии это уникальный случай. За годы работы театра было поставлено более 20 спектаклей, как на русском языке, так и на немецком.

– Чем собираетесь порадовать зрителей в ближайшее время?

– Мы готовим премьеру «Давай поженимся». Так, пародируя название известной телепередачи, я назвал гоголевскую «Женитьбу». Кстати, в роли бывшего моряка Балтазара Балтазаровича Жевакина занят наш старейший актер по фамилии Качалов, сам в прошлом морской офицер, врач. Владимиру Константиновичу уже за восемьдесят, но он очень активный человек, много у нас играет. 

Немецкая театральная школа сильно отличается от русской?

– Конечно, это совершенно другая школа, другой менталитет. Я бы сказал, что немецкий театр, это скорее театр у микрофона. Такой литературный, рассудочный, рациональный. И тем важнее показать немцам наш, русский театр. Станиславский и Немирович-Данченко начинали свою деятельность в любительских, дачных театрах. Любительский – от слова любовь. И мне кажется, что без любви, без души театр не может существовать.

– Вячеслав Михайлович, скажите, за годы жизни в Германии, вы не почувствовали, что стали отдаляться от России?

– Совсем нет, наоборот. Вы удивитесь, но в сегодняшней ситуации мы чувствуем духовную связь с Россией как никогда. И, несмотря на то, что уже более двадцати лет живем в Германии, мы стараемся развивать русскую культуру на Западе. В этом году свой 20-летний юбилей отмечает наш русско-немецкий культурный центр «Радуга», в котором работает русский театр, русская школа, русский киноклуб. В общем, много сделано за эти годы. Может вам покажется странным, но, живя здесь, работая и ставя спектакли на русском языке, я чувствую себя больше русским, чем, если бы жил в России. Есть в этом момент ответственности, какого-то мессианства. Потому что немцы, глядя на нас, оценивают наш интеллектуальный уровень, пытаются понять, кто такие русские. Быть русским в другой стране – это особое состояние. И я рад, что наш Союз русских театров вносит достойный вклад в развитие русской культуры в Германии.
 
 Справка
Лисин Вячеслав Михайлович
Родился: 5 мая  1949 года
Образование:Горьковское театральное Училище (1972),Школа-Студия МХАТ (курс Павла Массальского и Олега Ефремова) (1976)
Театральная карьера актера: 1972 - 1974 – актер Горьковского академического театра драмы, был занят в спектаклях: «Верхом на дельфине» (Антон), «Дети Ванюшина» (Алексей), «Забыть Герострата» (Человек театра), «Сталевары» (Виктор), «Ситуация» (Лесиков), «Варвары» (Дробязгин), «В этом милом, старом доме» (Макар и Фредерик), «Жаркое лето в Берлине» (Стюарт), «Грех, да беда на кого не живет» (Афоня), «На дне» (Алёшка), «Белоснежка и семь гномов» (Воскресенье).
С 1976 года актер Московского Экспериментального театра. Среди его работ: Риф («Вестсайдская история»), Костя («Город на заре»). 
Кинокарьера:снялся в советском фильме «Запасной аэродром» (Виктор) и картине «Последние дни Швейцарии» (Швейцария-Германия)в роли Отца.
С 1991 года живет и работает в Дюссельдорфе (Германия).
В 1996 году основал Русский Театр «Кулисы» (Дюссельдорф).
Театральная карьера режиссера:«Свадьба», «Еврейская судьба»,  «Счастливый эмигрант», «Искатели счастья», «Белоснежка и семь гномов»,
«Где же Рай» (на немецком языке), «В поисках Незнакомки», «Забыть Герострата», «Мыльная опера», «Стриптиз» (на русском и немецком языках), «Прекрасная Елена» (на немецком языке), «Волк и семеро козлят», «На всякого мудреца довольно простоты», «Странная миссис Сэвидж», «Парижская любовь», «Штрафная рота», «Женитьба» и др.
 
В 2009 году награжден медалью «Святого Мартина» (Германия)
В 2009 году награжден Почетной грамотой Министра культуры России
В 2010 году избран Президентом Союза русских театров Германии
В 2011 году награжден Президентом Германии Орденом «За заслуги перед Германией»

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • «Театрал» создал безвизовую зону

    В начале сентября москвичи и гости столицы получат уникальный шанс – принять участие в международном театральном путешествии. Всего за четыре дня поклонники сцены смогут побывать в русских театрах Нью-Йорка, Тель-Авива и Варшавы, не потратив при этом ни копейки на авиабилеты, и даже не воспользовавшись заграничным паспортом. ...
  • «Фестиваль стал «точкой сборки»

    В Берлине прошел уже ставший традиционным III Международный фестиваль «Мир русского театра», организованный журналом «Театрал». Восемь театральных коллективов  из разных стран  съехались в столицу Германии, где с 6 по 9 июня представили свои спектакли. ...
  • В Берлине завершился фестиваль «Мир русского театра»

    В воскресенье, 9 июня, в Берлине закончился lll фестиваль «Мир русского театра».  Все коллективы, принявшие участие в форуме, получили почетные дипломы и подарки от журнала «Театрал».   Заключительный, четвертый, день фестиваля начался с показа спектакля финского театра «Арт-Мастер» по пьесе современного автора Елены Исаевой «Про мою маму и меня» в постановке  Екатерины Пастуховой. ...
  • «Сцена – это территория свободы»

    Третий день фестиваля «Мир русского театра», можно сказать, стал «Днем защиты детей». Утренний спектакль показал детский театральный коллектив «Апрелик», а вечером в творческом вечере актрисы Вахтанговского театра Ольги Тумайкиной приняла участие ее дочка Маша. ...
Читайте также