«В нашей труппе играет Качалов»

«Театрал» продолжает рассказ о русских театрах дальнего зарубежья

 
Так сложилось исторически, что в Германии при русских диаспорах появилось несколько десятков театров, но поскольку выживать в одиночку тяжело, руководители этих театров решили объединиться в союз. О том, какие проблемы решает организация и насколько тесно она связана с Россией, «Театралу» рассказал президент Союза русских театров Германии Вячеслав Лисин.
– Вячеслав Михайлович, прошло шесть лет с того дня, когда на съезде в Эрлангене русскоязычные театры Германии объединились в Союз. Удалось ли реализовать ту идею, ради которой вы создали эту организацию?

– К 2009 году в Германии существовало около трех десятков разрозненных русскоязычных актерских трупп. И хотя все мы живем в разных городах, довольно плотно общаемся между собою, знаем проблемы друг друга. А они, в общем-то, у всех схожие – это финансовая сторона и творческая, которые взаимосвязаны. То есть, для того чтобы подготовить творческие кадры, поставить спектакль, организовать гастроли нужны финансы. Благодаря нашему Союзу мы помогаем многим театрам с гастролями, и они имеют возможность ездить не только по городам Германии, но и бывать во Франции, в Бельгии, принимать участие в фестивале «Балтийский дом» в Санкт-Петербурге. Мы имеем возможность делиться опытом, проводить творческие встречи. За шесть лет существования Союза русских театров Германии, мы провели уже пять фестивалей, в том числе фестиваль русской классической драматургии.

– Насколько мне известно, шесть лет назад вы подписали договор с Союзом театральных деятелей РФ. Какие пункты помощи со стороны России были вами оговорены?

– В договоре с Союзом театральных деятелей России были затронуты различные темы, в том числе проведение мастер-классов для актеров и режиссеров, и мы провели уже около десятка семинаров и мастер-классов в разных городах страны. А в этом году в последнюю неделю августа планируем организовать в Баварии школу актерского мастерства для русскоязычных актеров, живущих в Германии. Наподобие летней школы СТД в Звенигороде. Поговорили с Калягиным, и Александр Александрович эту идею одобрил.  Местом проведения школы выбрали Эрланген, очень чистый красивый университетский город. Договорились уже с хорошим отелем, который обеспечит гостей проживанием, питанием и транспортом. Осталось найти трех московских педагогов, которые смогли бы приехать в нашу школу и провести занятия. Но и этот вопрос в СТД постараются решить положительно. Я очень рад, что с СТД РФ у нас сложились добрые отношения и искренне благодарен Александру Александровичу Калягину за помощь. Возможно, он приедет к нам – посмотреть на работу школы.

– Вы сказали, что в Германии на сегодняшний день около сорока русских театров. А как давно они работают? Много ли театров-долгожителей?

– Немного. Большинство русских театров работают в среднем от пяти до семи лет. Правда, есть несколько коллективов, которым около десяти лет. А наш театр – «Кулисы», который мы организовали с Нелли Куниной, в будущем году отметит свое 20-летие. И для Германии это уникальный случай. За годы работы театра было поставлено более 20 спектаклей, как на русском языке, так и на немецком.

– Чем собираетесь порадовать зрителей в ближайшее время?

– Мы готовим премьеру «Давай поженимся». Так, пародируя название известной телепередачи, я назвал гоголевскую «Женитьбу». Кстати, в роли бывшего моряка Балтазара Балтазаровича Жевакина занят наш старейший актер по фамилии Качалов, сам в прошлом морской офицер, врач. Владимиру Константиновичу уже за восемьдесят, но он очень активный человек, много у нас играет. 

Немецкая театральная школа сильно отличается от русской?

– Конечно, это совершенно другая школа, другой менталитет. Я бы сказал, что немецкий театр, это скорее театр у микрофона. Такой литературный, рассудочный, рациональный. И тем важнее показать немцам наш, русский театр. Станиславский и Немирович-Данченко начинали свою деятельность в любительских, дачных театрах. Любительский – от слова любовь. И мне кажется, что без любви, без души театр не может существовать.

– Вячеслав Михайлович, скажите, за годы жизни в Германии, вы не почувствовали, что стали отдаляться от России?

– Совсем нет, наоборот. Вы удивитесь, но в сегодняшней ситуации мы чувствуем духовную связь с Россией как никогда. И, несмотря на то, что уже более двадцати лет живем в Германии, мы стараемся развивать русскую культуру на Западе. В этом году свой 20-летний юбилей отмечает наш русско-немецкий культурный центр «Радуга», в котором работает русский театр, русская школа, русский киноклуб. В общем, много сделано за эти годы. Может вам покажется странным, но, живя здесь, работая и ставя спектакли на русском языке, я чувствую себя больше русским, чем, если бы жил в России. Есть в этом момент ответственности, какого-то мессианства. Потому что немцы, глядя на нас, оценивают наш интеллектуальный уровень, пытаются понять, кто такие русские. Быть русским в другой стране – это особое состояние. И я рад, что наш Союз русских театров вносит достойный вклад в развитие русской культуры в Германии.
 
 Справка
Лисин Вячеслав Михайлович
Родился: 5 мая  1949 года
Образование:Горьковское театральное Училище (1972),Школа-Студия МХАТ (курс Павла Массальского и Олега Ефремова) (1976)
Театральная карьера актера: 1972 - 1974 – актер Горьковского академического театра драмы, был занят в спектаклях: «Верхом на дельфине» (Антон), «Дети Ванюшина» (Алексей), «Забыть Герострата» (Человек театра), «Сталевары» (Виктор), «Ситуация» (Лесиков), «Варвары» (Дробязгин), «В этом милом, старом доме» (Макар и Фредерик), «Жаркое лето в Берлине» (Стюарт), «Грех, да беда на кого не живет» (Афоня), «На дне» (Алёшка), «Белоснежка и семь гномов» (Воскресенье).
С 1976 года актер Московского Экспериментального театра. Среди его работ: Риф («Вестсайдская история»), Костя («Город на заре»). 
Кинокарьера:снялся в советском фильме «Запасной аэродром» (Виктор) и картине «Последние дни Швейцарии» (Швейцария-Германия)в роли Отца.
С 1991 года живет и работает в Дюссельдорфе (Германия).
В 1996 году основал Русский Театр «Кулисы» (Дюссельдорф).
Театральная карьера режиссера:«Свадьба», «Еврейская судьба»,  «Счастливый эмигрант», «Искатели счастья», «Белоснежка и семь гномов»,
«Где же Рай» (на немецком языке), «В поисках Незнакомки», «Забыть Герострата», «Мыльная опера», «Стриптиз» (на русском и немецком языках), «Прекрасная Елена» (на немецком языке), «Волк и семеро козлят», «На всякого мудреца довольно простоты», «Странная миссис Сэвидж», «Парижская любовь», «Штрафная рота», «Женитьба» и др.
 
В 2009 году награжден медалью «Святого Мартина» (Германия)
В 2009 году награжден Почетной грамотой Министра культуры России
В 2010 году избран Президентом Союза русских театров Германии
В 2011 году награжден Президентом Германии Орденом «За заслуги перед Германией»

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр «Арт-мастер» готовит много премьер

    Русскоязычный театр «Арт-мастер» из финского города Ювяскюля открыл юбилейный, 10-й по счету, сезон. По просьбе «Театрала» руководитель коллектива Кира Мирутенко рассказала о планах на предстоящий творческий год. ...
  • «На Парижской волне»

    После успешных гастролей в Москве, прошедших в сентябре в рамках фестиваля «Мир русского театра», театр «Диалог» (Нью-Йорк) готовится представить на Бродвее новую постановку. На сей раз основатель и художественный руководитель коллектива Ирина Волкович работает над спектаклем по рассказам Ивана Бунина и современного писателя Елены Дубровиной. ...
  • «Это всегда экзамен для театра»

    Национальный академический театр им. Горького (Минск) – частый гость в России. В этом году коллектив вновь принимает участие в программе «Большие гастроли». На карте – Кемерово, Томск и Барнаул. О предстоящем выступлении в интервью «Театралу» рассказал художественный руководитель труппы, заслуженный деятель искусств Белоруссии Сергей КОВАЛЬЧИК. ...
  • Лондонский «Хамелеон» поставил спектакль про Пеппи

    Русский театр «Хамелеон» поставил в Лондоне новый спектакль по мотивам повести Астрид Лингрен «Пеппи Длинныйчулок». Премьера состоится 27 октября.  «Это спектакль-кукарямба для всей семьи, – рассказала «Театралу» художественный руководитель и основатель театра Влада Лемешевская. ...
Читайте также