Царство отца без сына

«А.С.Пушкин. История Петра». Петербургский театр «Пушкинская школа»

 
В основу спектакля Санкт-Петербургского театра «Пушкинская школа» «А.С.Пушкин. История Петра» вошли материалы, отобранные поэтом для своего исторического труда. В 80-е увлеченный Пушкиным, Владимир Рецептер написал «Петр и Алексей», а сейчас он соединил ее с пушкинскими заметками в один общий театральный сценарий и поставил его.
«Лицо от театра» Григорий Печкысев жесткой прозой  комментирует события, отбивая их рефренами «Пушкин. История Петра», после чего рифмованным ямбом написанные диалоги звучат из уст оживших на сцене героев петровской эпохи: царевича Алексея и Меньшикова, графа Толстого и барона Шафирова, наконец, самого Петра. Мы застаем   царя в переломный и, вероятно, самый драматический момент его правления: 1718 год, активная оппозиция, действующая от имени царского сына Алексея, должна быть уничтожена. В результате жертвой становится собственное дитя, царскую душу разъедают сомнения и разочарования, впереди болезнь, смерть и смутное время. Перед нами еще одна материализованная тяжесть «шапки Мономаха», история власти, где государственные и нравственные соображения в тугой, трагический узел.

В небольшом пространстве зала Дома Кочневой,  в котором обитают артисты театра «Пушкинская школа» центром игры становится трон (сценография Елены Жуковой), не шикарный, скорее простой и мрачный, похожий на его нынешнего владельца, строителя Петра Алексеевича. Народ и истеблишмент, все периодически сливаются в общем хороводе вокруг центральной фигуры, поставившей Россию на дыбы, распахнувшей ей окно в цивилизованный мир ценой десятков тысяч жизней. Сам Петр в исполнении Павла Хазова имеет откровенное портретное сходство с оригиналом. Но любопытны его взаимоотношения с «лицом от театра»: последний не просто комментирует события, а будто подталкивает своего героя к размышлениям  и действиям, иногда  вовсе перехватывает у него часть сцены и, становясь Петром, ведет их жестче, энергичнее, нежели сам подавленный, растерянный царь. Алексей, богобоязненный царевич (Денис Французов) смиренно молится о том, чтобы чаша наказания за государственные распри его миновала. Но не минует. Лукавый Меньшиков-Никандр Кирьянов хочет, как лучше, сомнений не знает, готов подставить царю плечо, на которое, и это совершенно очевидно в спектакле, опереться нельзя.

Ямбы, которыми Рецептер в свое время сочинял сцены из петровских времен, привычны для артистов «Пушкинской школы», ведь большинство пьес, которые они здесь играют,  написаны стихами: Пушкин, Грибоедов, Шекспир… Соединение этих ямбов с сухой и четкой пушкинской прозой выглядит вполне органично: историческая хроника поверяется поэзией и наоборот. Григорий Печкысев, к тому же, оказывается притягательной фигурой от театра: он жесткий, сдержанно-страстный, абсолютно современный по интонации. 

Соблюдая классические пропорции, Рецептер вводит в действие еще и рефрены простолюдинов. Диалоги простых горожан, один из которых (Денис Волков) безоговорочно верит действующей власти, а другой (Владислав Пулин) все подвергает сомнению, – из самых ярких сцен в спектакле. Народ здесь не безмолвствует, хотя, разумеется, ничего и не решает. В финале два героя и окружающая их толпа образуют весьма символическую композицию: Петр-Хазов застывает на троне подобно скульптурному шемякинскому царю, а над ним в духе монумента работы Фальконе простирает вперед руку Петр-Печкысев. Все это очень по- питерски, и совсем не пафосно, скорее жутковато. Владимир Рецептер, по обыкновению живущий перпендикулярно тому, что бушует за стенами театра, на сей раз высказался, хотя и в своем духе, близко к Пушкину, к высокой поэзии и прозе, но вполне актуально. Впрочем, сам он признается, что идея поставить эту пьесу пришла в головы его молодым актерам. Однако он ведь пошел им навстречу!

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театральные режиссеры создают свою ассоциацию

    Режиссеры решили создать профессиональную ассоциацию, которая займется проведением в России театральной реформы. Об этом сообщил в четверг художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.   «Мы стоим сейчас перед началом регистрации такой организации, как Ассоциация театральных режиссеров России. ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
  • Ширвиндт опроверг слухи о своем уходе

    Александр Ширвиндт назвал «трепотней» информацию о своем решении уйти с поста художественного руководителя Театра сатиры, которая накануне распространилась в СМИ. «Мы, конечно, думаем, что дальше делать. Но говорить о моем уходе преждевременно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр комедии им. Акимова готовит серию экскурсий

    Путешествия по закулисью в театре планируют проводить каждую субботу. Первая экскурсия состоится уже в ближайшие выходные, 15 февраля в 15:00. Обещают обширную и интересную программу, по ходу которой гостей познакомят не только с историей театра, но и дадут возможность посмотреть на то, что называется «театральной кухней». ...
  • Фигаро вернулся

    Нестандартное решение спектакля – петербургского душою – и режиссерское видение Фигаро «безумным» москвичом, которым словно овладевает петербургская хандра, конечно, удивляет. Причем с первых же минут. Мы видим несколько гранитных, серо-бурых шаров. ...
  • Александр Воронко: «Таланты хочется поддерживать всегда»

    Первый заместитель председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга Александр ВОРОНКО рассказал в эксклюзивном интервью «Театралу» о том, как в Северной столице поддерживают частные театры, актерские инициативы и формируют единое культурное пространство. ...
  • Михаил Левшин: «Мы нашли волшебную формулу»

    Тридцать лет назад в Северной столице родился театр «Комедианты», успех к которому пришел благодаря особой сценической интонации, камерной атмосфере и… настоящей самоиронии. 20 декабря в театр отметил свой юбилей в Санкт-Петербургском Доме актера, а накануне Михаил ЛЕВШИН дал интервью «Театралу». ...
Читайте также