Царство отца без сына

«А.С.Пушкин. История Петра». Петербургский театр «Пушкинская школа»

 
В основу спектакля Санкт-Петербургского театра «Пушкинская школа» «А.С.Пушкин. История Петра» вошли материалы, отобранные поэтом для своего исторического труда. В 80-е увлеченный Пушкиным, Владимир Рецептер написал «Петр и Алексей», а сейчас он соединил ее с пушкинскими заметками в один общий театральный сценарий и поставил его.
«Лицо от театра» Григорий Печкысев жесткой прозой  комментирует события, отбивая их рефренами «Пушкин. История Петра», после чего рифмованным ямбом написанные диалоги звучат из уст оживших на сцене героев петровской эпохи: царевича Алексея и Меньшикова, графа Толстого и барона Шафирова, наконец, самого Петра. Мы застаем   царя в переломный и, вероятно, самый драматический момент его правления: 1718 год, активная оппозиция, действующая от имени царского сына Алексея, должна быть уничтожена. В результате жертвой становится собственное дитя, царскую душу разъедают сомнения и разочарования, впереди болезнь, смерть и смутное время. Перед нами еще одна материализованная тяжесть «шапки Мономаха», история власти, где государственные и нравственные соображения в тугой, трагический узел.

В небольшом пространстве зала Дома Кочневой,  в котором обитают артисты театра «Пушкинская школа» центром игры становится трон (сценография Елены Жуковой), не шикарный, скорее простой и мрачный, похожий на его нынешнего владельца, строителя Петра Алексеевича. Народ и истеблишмент, все периодически сливаются в общем хороводе вокруг центральной фигуры, поставившей Россию на дыбы, распахнувшей ей окно в цивилизованный мир ценой десятков тысяч жизней. Сам Петр в исполнении Павла Хазова имеет откровенное портретное сходство с оригиналом. Но любопытны его взаимоотношения с «лицом от театра»: последний не просто комментирует события, а будто подталкивает своего героя к размышлениям  и действиям, иногда  вовсе перехватывает у него часть сцены и, становясь Петром, ведет их жестче, энергичнее, нежели сам подавленный, растерянный царь. Алексей, богобоязненный царевич (Денис Французов) смиренно молится о том, чтобы чаша наказания за государственные распри его миновала. Но не минует. Лукавый Меньшиков-Никандр Кирьянов хочет, как лучше, сомнений не знает, готов подставить царю плечо, на которое, и это совершенно очевидно в спектакле, опереться нельзя.

Ямбы, которыми Рецептер в свое время сочинял сцены из петровских времен, привычны для артистов «Пушкинской школы», ведь большинство пьес, которые они здесь играют,  написаны стихами: Пушкин, Грибоедов, Шекспир… Соединение этих ямбов с сухой и четкой пушкинской прозой выглядит вполне органично: историческая хроника поверяется поэзией и наоборот. Григорий Печкысев, к тому же, оказывается притягательной фигурой от театра: он жесткий, сдержанно-страстный, абсолютно современный по интонации. 

Соблюдая классические пропорции, Рецептер вводит в действие еще и рефрены простолюдинов. Диалоги простых горожан, один из которых (Денис Волков) безоговорочно верит действующей власти, а другой (Владислав Пулин) все подвергает сомнению, – из самых ярких сцен в спектакле. Народ здесь не безмолвствует, хотя, разумеется, ничего и не решает. В финале два героя и окружающая их толпа образуют весьма символическую композицию: Петр-Хазов застывает на троне подобно скульптурному шемякинскому царю, а над ним в духе монумента работы Фальконе простирает вперед руку Петр-Печкысев. Все это очень по- питерски, и совсем не пафосно, скорее жутковато. Владимир Рецептер, по обыкновению живущий перпендикулярно тому, что бушует за стенами театра, на сей раз высказался, хотя и в своем духе, близко к Пушкину, к высокой поэзии и прозе, но вполне актуально. Впрочем, сам он признается, что идея поставить эту пьесу пришла в головы его молодым актерам. Однако он ведь пошел им навстречу!

  • Нравится


Самое читаемое

  • Старейшему актеру исполнилось 97 лет

    Актер ЦАТРА, народный артист России Александр Петров в воскресенье, 24 марта, отмечает солидную дату. Патриарху сцены, единственному, работающему сейчас актеру-фронтовику исполнилось 97 лет. Служению театру предшествовало служение Родине: в начале Великой Отечественной войны Александр Алексеевич добровольцем ушел на фронт, участвовал в Сталинградской битве, освобождении Одессы, Праги, Вены, Будапешта, дошел до Германии и Югославии, награжден орденами и медалями. ...
  • Умер Анатолий Адоскин

    Один из старейших артистов Театра им. Моссовета, Народный артист России Анатолий Адоскин ушел из жизни 20 марта. Об этом сообщили в пресс-службе театра.   «Театр им. Моссовета с глубоким прискорбием сообщает, что 20 марта на 92-м году жизни скончался Народный артист России Анатолий Михайлович Адоскин», – говорится в сообщении на сайте театра. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • «Если это не модно, то это не МХАТ»

    В среду, 13 марта, художественный руководитель МХАТа им. Горького Эдуард Бояков провел встречу с труппой театра. Публикуем основные заявления, сделанные в ходе этой беседы. О премьерах «До конца 2019 года готовится около десяти премьер. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр на век

    Большинство театральных коллективов, возникших в революционном дыму и пламени, распалось, исчезло, не оставив по себе памяти. Единицы – продолжили жить, развиваться, крепнуть, превратившись в важнейшие опорные балки отечественного театрального дома. ...
  • Питерские театры продают билеты по рекордной низким ценам

    В Санкт-Петербурге стартует ставшая уже традиционной городская акция «Культурный четверг». С 6 по 8 сентября билеты на многие спектакли, квесты и экскурсии можно будет приобрести со скидкой 30-50%. Городская акция, инициатором которой является один из билетных операторов, быстро обрела популярность. ...
  • Европейскую театральную премию вручат в Петербурге

    Европейскую театральную премию, крупнейшую театральную награду Европы, вручат в Санкт-Петербурге. Церемония состоится 17 ноября в рамках Петербургского культурного форума. Об этом на пресс-конференции во вторник сообщил художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин, который возглавит на форуме секцию "Театр". ...
  • Петербург объявлен столицей Международного дня джаза

    С 28 по 30 апреля Санкт-Петербург впервые станет центром празднования Международного дня джаза. В программе – выступления российских и зарубежных джазменов, мастер-классы, выставки и лекции, сообщает сайт Минкультуры. ...
Читайте также