Нестареющий маэстро

 

Борис Морозов, главный режиссер ЦАТРА:


– По своей натуре Владимир Михайлович – человек откровенный. Бывали случаи, когда он приходил ко мне в кабинет и наводил критику, но все это – в созидательной форме.

Но однажды пришел и прямо с порога сказал: «Ты обязан поставить спектакль «Давным-давно». Это визитная карточка театра. Главную роль – Шурочку Азарову должна играть Татьяна Морозова». Я выдвинул встречное предложение: «А вы сыграете Кутузова». На том и расстались. Как раз в это время у нас была премьера «Человека из Ламанчи». Я заглянул к нему перед спектаклем и увидел, что на гримерном столике он держит текст Дон Кихота, а рядом… пьесу «Давным-давно». Он действительно вскоре сыграл Кутузова.

Владимир Михайлович, конечно, тайна, и разгадать его трудно. У меня ощущение, что энергия его человеческая состоит из безграничной любви к профессии. Сегодня мы всегда звоним ему перед спектаклем: «Владимир Михайлович, будете играть?» У него наш вопрос вызывает недоумение: «А почему вы спрашиваете! Сегодня моя очередь!» Я часто смотрю на него за кулисами. Он ждет своего выхода, сидит такой расслабленный, весь погруженный в себя. Кажется, что ему и встать-то тяжело будет, но вот к нему наклоняются: «Владимир Михайлович, ваш выход!» Он шепотом отвечает: «Да, да я знаю!» И… происходит чудо.

Людмила Чурсина, актриса ЦАТРА:


– Когда я пришла в театр и начала репетировать в «Идиоте» Настасью Филипповну, то на роль Афанасия Ивановича Тоцкого был назначен Владимир Михайлович Зельдин. Он говорил, что охотно согласился на маленькую роль, поскольку всегда мечтал «соприкоснуться с Достоевским». Для меня эти репетиции были настоящей школой. Учение, наблюдения, просто само общение с этим уникальным человеком… Он приходил подготовленный. Всегда, что называется, с прямой спиной. Ужасно возмущался, когда во время репетиций было шумно, не в самом зале (этого никто позволить себе не мог), а где-то за сценой. Зная это, все старались вести себя как можно тише. А еще меня восхищает, что он всегда боролся с курильщиками, поскольку считает, что актеру вредно курить – у него должен быть чистый голос.

Он бесконечно благородный мужчина по отношению к женщинам. При этом не важно, какого возраста актриса, заслуженная она или народная. В этом плане для него все равны: актрисы, билетеры, костюмеры, гримеры.

Александр Бурдонский, режиссер ЦАТРА:


– В юности у меня было два потрясения, которые повлияли на выбор профессии. Я увидел в постановке Большого театра «Красный мак» Уланову, а потом увидел Зельдина в «Учителе танцев». Конечно, я не думал тогда, что приду в театр Российской армии, буду ставить спектакли, и в пяти из них будет занят Владимир Михайлович.

Кому-то может нравиться, как он играет, кому-то нет, но все, что он играет, он сотворяет из собственного материала – то есть ни у кого не заимствует, не подражает. Его, кстати, за это очень любила Галина Сергеевна Уланова. Сама она никогда не бралась за роли, которые были, как она говорила, не на ее территории. Зельдин из той же категории. Это очень важно, и в этом секрет того, что мы так много работаем вместе и общаемся.

Самое поразительное, что ему сто лет, а никакого старческого брюзжания ни в жизни, ни на сцене нет. Удивительная сосредоточенность на своей профессии. Были романы жизненные, кинематографические, но главный роман в его жизни, с которым он никогда не порывал отношения, – это роман с искусством, и это всегда побеждало.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • Умер актер Александр Кузнецов

    Актер театра и кино, театральный педагог Александр Кузнецов скончался в четверг, 6 июня, на 60-м году жизни после продолжительной болезни. Широкому зрителю он известен по главной роли в фильме «Джек Восьмеркин – "Американец"». ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Ушел из жизни режиссер Башкирского театра оперы и балета Рустэм Галеев

    В воскресенье, 2 июня, в Уфе после продолжительной болезни скончался один из ведущих театральных деятелей Башкирии – режиссер Рустэм Галеев, ставший постановщиком многих прославленных спектаклей, в числе которых – «Севильский цирюльник», «Мадам Баттерфляй», «Любовный напиток», «Секрет любимых оперетт» и др. ...
Читайте также


Читайте также

  • Франко Дзеффирелли: «Моду на страдание изобрели русские»

    Франко Дзеффирелли, скончавшийся в ночь на 15 июня в Италии на 96-м году жизни, в 2008 году дал интервью «Театралу». В память о маэстро напомним этот материал читателям. – Вы считаете себя большим художником? – Человек, который думает о себе «я большой художник» – кретин. ...
  • «Бутусов дает почувствовать себя свободным»

    С актрисой Московского драматического театра им. Пушкина Александрой Урсуляк мы встречаемся поздно вечером, после спектакля «Гедда Габлер», когда монтировщики сцены разбирают декорации. – Александра, вы только что отыграли спектакль, на который, судя по всему, приходит довольно разнообразная публика. ...
  • Сергей Голомазов набирает актерский курс в Риге

    Экс-худрук Театра на Малой Бронной, режиссер Сергей Голомазов открывает в Латвийской академии культуры мастерскую и набирает актерский курс на базе Рижского русского театра им. Михаила Чехова, которым Сергей Анатольевич руководит с 1 октября 2018 года. ...
  • Владимир Словохотов: «Я решил собирать таланты по стране»

    Основатель и художественный руководитель Театра на Васильевском Владимир СЛОВОХОТОВ говорит: «Мы не завидуем чужим успехам, не впадаем в отчаяние от неудач. Мы еще можем позволить себе роскошь проб и ошибок». На этом методе построена вся история коллектива, которому в этом году исполняется 30 лет. ...
Читайте также