Бродский и дискотека

Зачем современная героиня решила покорить провинцию

 
Пьеса «здесь живет нина» Полины Бородиной была написана несколько лет назад и стала лауреатом Всероссийского драматургического конкурса «Действующие лица» 2012 года. Сегодня за ее сценический перевод взялся Евгений Кочетков и сделал это при помощи художника-постановщика Анны Румянцевой и актеров «Школы современной пьесы»
Современные драматурги идут по той самой чеховской тропинке, когда именно новые тексты определяют театральную будущность и даже подсказывают режиссерам «новые формы» сценического пространства и актерского существования.

В этом плане пьеса Полины Бородиной явно перекликается с чеховскими «Тремя сестрами» с той лишь разницей, что если Прозоровы рвались «в Москву, в Москву», то современная героиня Нина, вполне состоявшаяся женщина, кандидат «каких-то там наук», разбив свою семейную лодку о быт, предпочитает на время укрыться в деревне – с ее гротесково-комичной ментальностью: самогоном, люрексом и трениками, дискотеками под народные шлягеры и прочим. Понятие «на время», как водится, быстро утрачивает свой смысл и устремляется к бесконечности.

Тут, кстати, вспоминается недооцененный спектакль Сергея Пускепалиса «Три сестры», поставленный им несколько лет назад в Волковском театре Ярославля. Спектакль отчаянно жутковатый, потому что тамошние сестры Прозоровы, как в воронку, как в омут, погружались в мутную провинциальную жизнь и с ужасом замечали, что стали вести себя так, как ее вековые обитатели: с истериками, взвинченными интонациями, битьем посуды и прочим. В пьесе Бородиной и спектакле Кочеткова этой безысходности нет, но есть одновременно грустное и смешное принятие собственной участи. Всюду жизнь – и, может, не стоит делать из этого трагедии, хотя бы публичной. А уж личной… Личной трагедии никто не отменял…

Зрителей здесь рассаживают на балконе, а тесное и длинное пространство перед балконным заграждением становится территорией игры. Масштабы «большого зала» (читай, большой жизни) до поры закрыты панелями. Ноги сидящих в первом ряду не достают до пола, и от этого зритель чувствует себя в подвешенном состоянии, подобно Нине (Ольге Гусилетовой). Пространство устлано толстыми черными матами, и трудно было придумать что-то более удачное. Ноги героини вязнут в этой мягкой и плотной черноте, как в болоте. Трудно передвигаться, выбраться почти невозможно, можно только зарыться с головой, «выкопав» ямку, и на время отдышаться.

Обитатели этого нового места жительства появляются как куклы в вертепе, покачиваясь над импровизированной «ширмой». Вот директор школы Валентин Михайлович (Николай Голубев), его супруга Татьяна Васильевна (Дарья Гайнуллина) и дочь-старшеклассница (Даниэлла Селицка), словно сошедшие с полотна какого-нибудь наивного художника.

Начесы, килограммовый макияж, лыжная шапка, одежонка с рынка, трехлитровая банка с самогоном, который доченька хлещет прямо через край, пока родители не видят. А вот физрук Лариса (Екатерина Директоренко), явно залетевшая сюда из какого-то фильма «лихих 90-х». Актеры существуют в балаганном, масочном измерении – сочно, жирно, броско, утрируя комические черты. Им явно противопоставлена роль Нины, которой приходится и оценивать, и переживать изменившиеся обстоятельства жизни (впрочем, происходит это без всяких исконных рассейских «надрывов», но весьма иронично). Из этих совместных разговоров – два выхода: немедленно утопиться или хоть чуть-чуть познакомить жителей деревни с иной системой жизненных координат.

Это тоже оборачивается гротеском. Нина, устроившись учительницей МХК в местную школу, решает провести занятия среди местной молодежи. Проецируемые на экран полотна великих художников (на которых то и дело встречаются обнаженные тела) вызывают у деревенских жителей соответствующую реакцию, а стихи Бродского, отчаянно и «в полный голос» декламируемые Ниной на дискотеке, тонут в бодром музоне, под который так весело отплясывать, не парясь о том, кто такой Бродский и зачем на картинках сплошь «голые».

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • Добро пожаловать к палачам

    Первым спектаклем Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре», сделанным после почти двухлетнего домашнего ареста режиссера, стал «Палачи» по пьесе Мартина МакДонаха. Логичный выбор материала предлагает зрителю поразмыслить на непопулярную, но важную тему. ...
  • Через тернии в никуда

    Московский ТЮЗ в последние годы стал настоящим оплотом американской драматургии. «Трамвай Желание» Теннесси Уильямса, поставленный Генриеттой Яновской лет 15 назад, к сожалению, не сохранился в афише. Зато в камерном пространстве фойе идут два спектакля Камы Гинкса по Эдварду Олби: «Кто боится Вирджинии Вульф» и «Все кончено» – с мощными актерскими работами Игоря Гордина и Ольги Демидовой. ...
  • Алексей Кузнецов представит «Случайно затянувшуюся связь»

    Актер Театра им. Вахтангова, педагог Щукинского театрального института Алексей Кузнецов подготовил инсценировку спектакля «Случайно затянувшаяся связь», посвященного судьбам Осипа Мандельштама и Бернарда Шоу. Спектакль сыграют в театральном лофте «Компас» 22 и 24 октября. ...
  • В «Театре.doc» выходит премьера по стихам современного поэта

    Премьера спектакля «Мелиемелинам» по стихам современного поэта Всеволода Емелина состоится 22 октября в «Театре.doc». Постановку осуществила Мастерская Руслана Маликова, режиссера, хорошо известного постоянным зрителям театра по спектаклям «Манагер», «Синий слесарь», а также «Война молдаван за картонную коробку», «Трансфер» и «Сентябрь. ...
Читайте также