Бедность не пророк

Как театрам выживать во время кризиса?

 
Финансовый кризис, черты которого в очередной раз проявились в России, естественным образом отразится и на отечественном театре. «Театрал» поинтересовался у директоров, как они ищут выход из сложившейся ситуации.

Юрий Итин, директор Российского театра драмы имени Федора Волкова (Ярославль):


– В первую очередь мы будем оптимизировать штатное расписание, хотя это самый болезненный процесс. Это коснется всех театральных служб, но без ущерба для творчества. Во-вторых, пересмотрим свои планы в области технических, ремонтных работ. Выделим моменты первостепенные, отложим то, что способно подождать какое-то время.

Но я уверен, что на количестве запланированных спектаклей кризис не отразится. Очень надеюсь на то, что не рухнет и посещаемость театра, основанная на зрительском доверии к нему. Ценовую политику на билеты мы сейчас менять категорически не будем.

Один из самых сложных вопросов – это сохранение наших фестивалей, особенно Волковского, который в последние годы вышел на серьезный международный уровень. Я рад, что в Ярославле уже успели побывать театры из Японии, Венгрии, Германии, Литвы, других стран. Естественно, приезд любого иностранного коллектива связан с крупными транспортными расходами, предусмотрена и гонорарная часть. И сейчас мы вместе с нашими зарубежными партнерами будем делать все возможное для того, чтобы эта фестивальная линия не прервалась. Я очень надеюсь, что к сентябрю 2015 года, когда должен состояться очередной Волковский фестиваль, ситуация отчасти стабилизируется. У нас ведь уже и афиша предварительно намечена на уровне договоренностей. А дальше будем исходить из возможностей бюджета.

Сегодня минимальная продолжительность рабочего дня у администрации театра 12 часов: нужно каждый день оценивать экономическую ситуацию, понимать, что можно успеть купить за старую цену, с кем договориться и т.д. Мозги начинают быстрее работать, расслабиться не получается.

Но никакой паники или отчаяния нет. Мой жизненный опыт напоминает, что времена были самые разные, в том числе и значительно хуже нынешних. Мы их пережили, переживем и эти. Ну не голову же пеплом посыпать? Мы, руководители, обязаны вселять в свой коллектив надежду, что все рано или поздно нормализуется. Если же и мы начнем впадать в отчаяние, транслировать неуверенность, то тогда все рухнет. Театр – это творчество, безусловно. Но он еще и конвейер: три репетиции и два спектакля в день. И конвейер этот должен работать, несмотря ни на что. Если же уходить в депрессию, то ничего не будет.

Марина Зорина, директор Пермского ТЮЗа:


– Придется обратиться к практике великого прагматика Робинзона Крузо и поделить написанное на две воображаемые части, где будут учтены плюсы и минусы надвигающейся действительности. Ясно, что увеличится разрыв между богатыми и бедными. Для пермских театров это значимо, так как финансирование краевых и муниципальных театров отличается значительно, несмотря на то что мы работаем в одном городе и зритель у нас один и тот же. Минусы: финансирование сокращено, нас об этом уведомили тихо, без лишнего шума (ну, чтобы без эмоций) во время получения бюджетной росписи 2015 года. Поскольку Пермский ТЮЗ является автономным учреждением культуры, мы решили сами, какие статьи расходов будем сокращать. Одна из них – поездки на фестивали и гастроли. Они для нас всегда были очень затратной и почти неподъемной статьей расходов, поскольку мы – театр муниципальный. А логика учредителя непререкаема: вы обязаны обслуживать зрителя своего города. Придется сократить и наш весьма слабый рекламный бюджет. Еще туда же – в минусы: все расходы просчитаны в ценах текущего года, а ведь они точно вырастут. Отсюда самая больная проблема года – заработная плата. Инфляция и нестойкий рубль быстро «съедят» повышение последних лет.

Однако неслучайно кризис называют временем поиска возможностей. Первый плюс – это наши зрители (наполняемость зала составляет в среднем 94%, а в активные месяцы театрального сезона – около 100%). Но инфляция коснется не только нас, поэтому главная наша задача – сохранить публику, используя гибкую политику цен на спектакли.

Второе, что мы научились делать в последнее время, – это принимать участие в различных грантовых конкурсах и проектах. Именно так мы обеспечиваем в последние пять лет постановочные средства, которых нет в текущем финансировании, и средства на фестивальные поездки. Сейчас нам этот опыт очень пригодится.

Анна Якунина, директор Хабаровского ТЮЗа и Театра кукол:


– Вопрос о том, коснется ли нас кризис, уже не актуален. В нашем регионе секвестирование прошло еще в июле 2014 года. В крае миллиардные займы и долги. Причем отобрали месячный фонд заработной платы – лично я впервые сталкиваюсь с ситуацией, чтобы сокращали защищенную часть бюджета. При этом не было корректировки госзадания, плановые финансовые показатели никто не поменял, более того, учредитель требует обязательного их исполнения. Поскольку у нас постатейное финансирование, последние два месяца коллектив получает усеченную заработную плату. Формально обязательства выполнены, минимум сохранен, «рубанули по стимулирующей».

В текущем сезоне количество постановок будет плановым, на фестивали, которые были в плане, мы съездили, провели ряд гастролей. Это стало возможным только потому, что мы выиграли четыре гранта. Это стало нашим «спасательным кругом». Что будет со зрителем? Прогнозировать сложно, но предполагаю, что провал наметится в феврале-марте. Как будем выходить из кризиса? Будем решать проблемы по мере их поступления! Заявления властей настораживают – говорят, что будет еще хуже и предстоит еще одно сокращение бюджета от уже существующих объемов. В связи с этим нам уже практически отказали в финансировании выезда на «Золотую Маску» – предлагают за свой счет.

Алла Точилкина, директор Челябинского Молодежного театра:


– Конечно, придется отказаться от масштабных и дорогостоящих постановок. Это минус. Но в этом есть и плюс – режиссеры просто будут вынуждены больше работать с актером, что в перспективе даст рост уровня актерского мастерства. И еще один плюс: появится больше мобильных спектаклей, которые проще вывозить на гастроли. Так что мы гастрольную деятельность планируем только расширять.

Мы не собираемся сокращать запланированное количество спектаклей. Да, труднее будет проводить фестивали. Это громадный минус. Но, может быть, вырастет уровень самих фестивалей и на них не будут попадать случайные постановки?

Теперь о том, что касается возможного оттока зрителей. Это вряд ли. В периоды кризисов посещаемость зрелищных мероприятий – в том числе и театров – только возрастает, и это факт. Тем более что театр есть и останется самым доступным из зрелищ – я имею в виду цену на билеты, которая в Челябинске в разы ниже, чем цена билетов в кино, цирк и т.п. Так что, возможно, мы еще и получим нового зрителя, «поневоле» пришедшего в театр и оставшегося там на всю жизнь.

В подобных обстоятельствах судьба дает шанс под благовидным предлогом перенаправить финансовые потоки. Хотя ручеек, из которого театры питались до сих пор, и так трудно назвать потоком.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор театра Karlsson Hause Анна Павинская: «Мы любим риск»

    У репертуарного театра в России есть очевидное преимущество: здесь возможен риск. Например, не сложился спектакль, и постановку списали уже на генеральной репетиции. Но в частном театре, наверное, подобные риски недопустимы. ...
  • Артисты «Ленкома» попросили присвоить театру имя Марка Захарова

    Артисты «Ленкома» обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой присвоить театру имя Марка Захарова, который был художественным руководителем коллектива. «Сейчас подготовлено обращение от труппы театра, со всеми народными артистами и другими уважаемыми артистами, на имя Сергея Семеновича Собянина о том, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», – сказал ТАСС председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. ...
  • Мосгорсуд отменил возврат дела «Седьмой студии» в прокуратуру

    Во вторник, 8 октября, Мосгорсуд признал незаконным возвращение в прокуратуру уголовного дела «Седьмой студии» и постановил вернуть дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда. Это решение принято по ходатайству прокуратуры. ...
  • В устав Большого театра внесли изменения

    Назначения и отставки в филиалах Большого театра будут согласовываться с Министерством культуры РФ. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России». ...
Читайте также