Кадры решают: «Всё!»

Первые результаты оптимизации весьма пессимистичны

 
«Театрал» уже не раз обращался к проблеме так называемой театральной «оптимизации», когда в ведение одного административного руководства попадают самые разные, порой полярно отличающиеся по своим целям и задачам творческие коллективы. И руководство это порой не в силах понять, что каждый коллектив ценен именно своей индивидуальностью. Желание не просто объединить финансовые счета и административное руководство, но и причесать всех под одну гребенку не может не вызывать опасений.
Одна из «горячих» точек на театральной карте Москвы – это «слитые» по неизвестным причинам в единый конгломерат Центр драматургии и режиссуры, «Открытая сцена» и театр «А.Р.Т.О» под общим руководством Дмитрия Палагуты. Этот процесс начался еще осенью и окончательное завершение должен получить в марте. Позитивных результатов пока не видно. Репертуар ЦДР стал хаотичным и невнятным, хотя Клим, занявший там место худрука по результатам творческого конкурса, мог бы переломить ситуацию пусть не числом, но умением. Пока не получается. Директор «Открытой сцены» Филипп Лось после слияния лишился своего статуса, а сам проект, предлагающий московским зрителям несколько премьерных спектаклей в месяц, приглашающий к сотрудничеству молодые и независимые коллективы, тоже под вопросом. Особые опасения представляет перспективное существование театра «А.Р.Т.О», созданного и руководимого Николаем Рощиным. Этот небольшой коллектив с неповторимо индивидуальным почерком давно занял свое место в театральном контексте Москвы. Его спектакли всегда связаны с поиском нового театрального языка, абсолютно не похожи на произведения, рождающиеся в других коллективах, и имеют немало преданных зрителей. Николай Рощин, учитывая опыт своих предшественников в деле «оптимизации» пока отказывается подписывать приказ о слиянии. Но долго ли сможет продержаться на плаву театр-«отказник», а также те коллективы, о которых говорится выше, вопрос уже не риторический. Впрочем, лучше услышать размышления о сложившейся ситуации из первых уст. Это мы и предложили сделать Филиппу Лосю и Николаю Рощину.

Филипп Лось, руководитель творческой лаборатории «Открытая сцена»:

Идея соединения с Центром драматургии и режиссуры в общую театральную структуру, ведающую в Москве молодёжными инновационными сценическими проектами, помогающую молодым театральным коллективам окрепнуть, заявить  своё творческое кредо в свободном соперничестве друг с другом, мне близка и понятна. Это – необходимо! Нужны свободные от регулярных трупп площадки, нужны продюсеры, которым в радость продвигать молодых, а не зарабатывать на уже раскрученных «звёздах».

Я и мой соратник Евгений Худяков пришли в Дирекцию «Открытой сцены» меньше двух лет назад в результате открытого конкурса. Победила наша концепция, предполагавшая сделать из слегка увядшей Дирекции молодёжный продюсерский центр, который будет не только создавать вместе с театральной молодёжью столицы новые спектакли, но и продвигать их в малоосвоенные сценические пространства окраинных домов культуры, библиотек, выставочных залов, образовательных учреждений.

Вокруг помещений на Поварской, 20 сложился широкий круг творческой молодёжи, в этом сезоне наш репертуар составляют спектакли примерно 15 разнообразных негосударственных театральных коллективов. При всём жанровом многообразии это круг единомышленников, часто талантливые молодые актёры заняты сразу в нескольких проектах.

Мне очень жаль, что вся эта высокоэффективная и абсолютно продуманная с точки зрения концепции структура абсолютно непонятна и неинтересна руководителю ЦДР Дмитрию Палагуте. Все его попытки авторитарно руководить свободной площадкой Центра драматургии и режиссуры уже привели за два года к исчезновению хороших спектаклей талантливых молодых режиссёров, на которые стремилась попасть вся Москва.
Сейчас Дмитрий стал по совместительству ещё и руководителем над «Открытой сценой». Идёт бешеное давление на наших сотрудников и шантаж с целью заставить их согласиться на уменьшение зарплат в 1,5 – 2 раза. Произносятся постоянные угрозы в адрес молодых театральных коллективов о снятии, закрытии, запрете. Заморожены все финансовые расчёты с актёрами, хотя все свои гонорары в «Открытой сцене» они получали не из городского бюджета, а только за счёт продажи билетов. Уже месяц билеты продолжают продаваться, деньги от продажи исчезают в «чёрной дыре» ЦДРа – а актёрам не выплачено ни копейки!

Очень надеюсь, что в ближайшее время сотрудники Департамента культуры и лично Сергей Александрович Капков наведут порядок в том, что происходит с «Открытой сценой» после объединения, иначе нам грозит потеря последней из площадок молодёжного экспериментального театра в системе Департамента культуры города Москвы.

Николай Рощин, художественный руководитель театра «А.Р.Т.О»:

Изначально разговор шел совсем о другом. Еще осенью возникла идея создать единую Дирекцию для ЦДР, Открытой сцены и театра «А.Р.Т.О». Мы полагали, что таким образом с нас снимается вся административная загрузка: эти отчеты бесконечные, тендеры, закупки и пр. Этим будет заниматься новая Дирекция, а мы продолжим работать как театр. Вот на этих началах мне идея показалась интересной и мы стали ее обсуждать.

Я предложил внести в Устав объединения положения о Лабораториях. Мы
это Положение написали, конкретно указав, чем должна заниматься наша лаборатория, за что будет отвечать ее худрук. В ответ мы поначалу услышали, что все это замечательно, и было бы здорово, если каждый участник объединения написал подобное. Но на этом все и закончилось. И очень скоро, при первом же опыте совместной работы мы поняли, что наши идеи неосуществимы. А новый директор Дмитрий Палагута будет распоряжаться всем, включая наше творчество, по своему усмотрению.

Его нам всячески нахваливали в Департаменте культуры, доказывая, что Палагута – прекрасный кризисный менеджер. Хотя, на мой взгляд, кризис и наступил с его приходом. Быть может, потому что новый директор – человек не театральный, многого не понимающий в технологии выпуска спектаклей и психологии творческих работников. Он просто типичный «распорядитель», творческое сотрудничество с которым не представляется мне возможным. Я абсолютно уверен, что дело нашего театра «А.Р.Т.О» Палагута способен не продолжить, но развалить.

Я, как известно, написал письмо руководителю Департамента культуры Сергею Капкову с просьбой не допустить слияние нашего театра с другими организациями, оставить нас в покое. А дальше началась политика полного игнорирования наших предложений и пожеланий. Департамент не отвечает не только на наши письма, но и на звонки. Впрочем, была одна единственная реакция на все это – мы получили информацию о готовящейся проверке в нашем театре.
Уже месяц театр «А.Р.Т.О» находится на улице. Наше помещение мы сдали по акту технической приемки генеральному подрядчику для проведения планового ремонта. Ремонтные работы так и не начались, хотя все обещанные сроки уже прошли. Совещание по ремонту по непонятным причинам откладывается с недели на неделю. А все вопросы остаются без ответа. Актеры сидят по домам, правда, зарплату пока не сняли. Декорации хранятся на складе, который мы арендуем, но деньги на аренду заканчиваются. Никаких средств на то, чтобы мы смогли временно снять другую площадку и там репетировать, нам не выделили.

Приказ о слиянии театра «А.Р.Т.О» с другими организациями я подписывать не буду. Да, конечно, в результате этого меня могут просто уволить. Но лучше самим уйти, чем играть в эти непонятные игры. Если ситуация будет продолжаться в таком же духе, я буду просто вынужден распустить театр, прекратить его существование.
  • Нравится

Самое читаемое

  • Алла Демидова: «Это мы виноваты...»

    Вечером в воскресенье, 15 апреля, на вручении национальной театральной премии «Золотая маска» самую пронзительную речь произнесла, несомненно, Алла Демидова, получившая награду за моноспектакль «Ахматова. Поэма без героя» («Гоголь-центр») в номинации «Лучшая женская роль в драме». ...
  • Юрий Бутусов: «Агрессивное меньшинство сильнее»

    Увольнение Юрия Бутусова из Театра Ленсовета, где он проработал более двадцати лет (в том числе семь лет – в должности главного режиссера), стало для театрального мира настоящим потрясением. За Бутусова вступились и зрители, и критики. ...
  • «Все знают, как в России «делается» следствие»

    19 апреля истекает срок ареста фигурантов уголовного дела «Седьмой студии». Судя по всему, мера пресечения будет продлена: с таким ходатайством на прошлой неделе выступило следствие. К настоящему моменту директор РАМТа, а в прошлом руководитель Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры, Софья Апфельбаум находится под домашним арестом почти полгода. ...
  • Ушла из жизни актриса Анжелика Волчкова

    На 48 году жизни скончалась актриса театра «Школа современной пьесы» Анжелика Волчкова. «В Пасхальную ночь ушла из жизни Анжелика Волчкова – ведущая актриса театра «Школа современной пьесы», заслуженная артистка России, - сообщила «Театралу» Раиса Матряшина, пресс-секретарь театра. ...
Читайте также


Читайте также

  • Тень Дзержинского нависла над страной

    В Рязани 21 апреля открыли памятник Феликсу Дзержинскому, основателю ВЧК. «Железному Феликсу», вписавшему свое имя в историю нашей страны кровью жертв красного террора. Создателю и руководителю ВЧК, введшему в практику расстрелы в подвалах без суда. ...
  • «Над сценографией трудилось несколько уральских заводов»

    Нынешний сезон Свердловский театр драмы начал с масштабной премьеры – спектакля «Дни Турбиных». Новые постановки уральских театров традиционно пользуются популярностью и в Москве, куда ежегодно приезжаю на гастроли. ...
  • В понедельник Сергея Женовача представят труппе МХТ

    Режиссер, основатель Студии театрального искусства Сергей Женовач, назначенный Министерством культуры художественным руководителем МХТ им. Чехова, приступает к своим обязанностям в понедельник, 23 апреля. В этот день на Основной сцене театра состоится сбор труппы. ...
  • Артистам Большого театра не дали визу в США

    Прима-балерине Большого театра Ольге Смирновой и первому солисту ГАБТа Якопо Тисси не выдали рабочую визу США.   В пресс-службе Большого театра считают, что визы не успели оформить. «Скорее всего, речь идет о техническом сбое. ...
Читайте также

http://transit.red-torch.ru