Борис Юхананов

Скоро выпустим «Синюю птицу»

 
Во время прогулки по театру худрук поделился своими творческими планами
– Борис, долгожданная реконструкция заканчивается. Много говорят о том, что благодаря ремонту в корне изменилась внутренняя планировка, появились помещения для актерского тренинга и т. д. Потому наш главный вопрос: каким будет ваш театр?

– Вообще говорить о театре, который еще не открыт, во-первых, не просто, а во-вторых, опасно. Ну зачем забалтывать? Театр не терпит предварительных разговоров о себе. О театре можно говорить только в прошедшем времени: состоялся спектакль. А у театра, который теперь будет называться «Электротеатр Станиславский», всё впереди. Здесь как с младенцем: можно только баюкать и беспокоиться о здоровье, можно чуть-чуть мечтать о том, каким он будет, и исполнять какое-то намеренье…

– И все же каково намерение? Каким вы видите, например, вашего зрителя?

– Наш театр рассчитан на разных людей. Я пользуюсь формулой Художественного театра: театра для молодежи, для образованной публики, для всех. Молодежь я понимаю как растущую душу. Как говорил Гёте, кому еще расти, тот все поймет. В этом смысле молодежь – это не возраст, а состояние души. Если у пожилого человека молодая душа, открытая, тогда ему стоит заходить в театр и встречаться здесь с самыми разными формами искусства режиссуры.

– В вашем театре будут ставить разные режиссеры?

– Да, я буду приглашать сюда европейских и отечественных мастеров, мэтров и молодежь – хочется собрать на одной площадке самые разные направления современного искусства. Разумеется, и я тоже буду ставить спектакли…

– Стало быть, зрители увидят здесь целый букет режиссерских методов?

– Совершенно верно. Например, первой премьерой театра будет постановка замечательного греческого режиссера Теодоруса Терзопулоса. Он поставит трагедию Еврипида «Вакханки» в переводе Иннокентия Анненского. А дальше выйдет мой спектакль «Синяя птица». Правда, волшебную мистическую сказку Метерлинка я превратил в феерию, которая будет длиться три вечера подряд. Тильтиля и Митиля сыграют корифеи труппы Владимир Борисович Коренев и Алефтина Константиновна Константинова – я давно мечтал поставить этакое путешествие по театральной жизни маститых артистов. И вот, придя в Театр Станиславского, я понял, что это те самые «старики», та самая пара, которая может осуществить мой замысел.

– Во время ремонта в вашем театре появились специальные залы для актерского тренинга. Скажите, вы тем самым воплощаете идею Станиславского о том, что актер должен находиться в отличной форме?

– Мне кажется естественным для артиста содержать себя в форме, тем более в тех спектаклях, которые мы готовим для нового сезона. Спектакли очень сложные, требуют полноценного актерского участия, его пластики, его вокала, его жизни чувств и духа, а для этого нужна закалка.

– Получается, что к каждому спектаклю у вас определенный тренинг?

– Да. Сегодня без этого никуда, ведь режиссеры большое внимание уделяют форме. Скажем, у Терзопулоса свой очень ответственный метод, требующий невероятного отклика от актера – и напряжения в работе, и голоса, и пластики. А для «Синей птицы» наши артисты «погружаются в глубины» – прикасаются, что ли, к священному японскому театру «Но», занимаются тайчи – это особого рода тип дальневосточного боевого искусства.

– А кто проводит тренинги?

– Профильные специалисты. Например, для проведения работы с театром «Но» к нам приезжает мастер из древнеяпонского города Киото. Театр «Но» живет домами, и вот один из таких домов возглавляет мастер, который приезжал к нам.

– Я хотела бы понять ваше отношение к актерам. Кого вы хотите видеть, кого вы воспитываете?

– Чтобы войти в этот театр, я прошел через огромное количество препятствий. Когда я их преодолел, выиграв конкурс департамента культуры на замещение должности худрука, я встретился с труппой, которая меня поразила своими свойствами. Я встретился и поговорил с каждым и увидел, что это очень разные, замечательные, чудесные артисты. В коллективе сохранился дух советского театра, что очень интересно по своей сути.

Никто, ни один режиссер не наложил на актеров отпечаток своего стиля. Это потрясающие открытые люди. Вся труппа сохранена, я не лютовал, не строил из себя отца родного или жестокого гения, я просто отправился вместе с актерами в путешествие. Начался простой человеческий диалог, и в нем не было ориентации на какой-то метод, который я хочу внедрить…

– То есть все будет строиться на любви?

– А без любви куда же? Но любовь спонтанна – она либо случается, либо нет. И вот так случилось, что я уже в начале пути, фактически с первого дня, полюбил эту труппу.

Хотя, когда шел сюда, я, конечно, тревожился: куда, мол, иду – в новый дом или в клетку к хищникам?

Но я вошел в театр и увидел чудесных людей, с которыми хочется работать. Ну и мне, естественно, хочется, чтобы артисты жили в достойных условиях, трудились с радостью. Это не осуществление какой-то программы – это просто возвращение к норме, которая так необходима сейчас нашему времени.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Крайне прискорбно, что это заявление прозвучало в Год театра»

    Встревоженный неожиданным заявлением Дмитрия Медведева о том, что в России слишком много государственных театров, председатель СТД Александр Калягин обратился с письмом к Валентине Матвиенко. «Театрал» публикует текст этого письма полностью: «Уважаемая, дорогая Валентина Ивановна! Вчера состоялась встреча Председателя Правительства РФ Д. ...
  • Театральные деятели отреагировали на слова Медведева о сокращении театров

    Высказывание Дмитрия Медведева о том, что в России якобы «очень много государственных театров», вызвало широкий резонанс. Председателю правительства, сделавшему такое заявление во вторник, 12 февраля, на встрече с членами Совета Федерации, уже ответил глава СТД Александр Калягин (см. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнётся потом»

    В февральском номере «Театрала» редакция возобновила рубрику «Поэт в России – больше, чем поэт...», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. Но теперь мы решили публиковать стихи и прозу театральных деятелей – актеров и режиссеров. ...
  • Василия Ланового не пустили на рейс «Победы»

    Василия Ланового не пустили на рейс авиакомпании «Победа». Актер собирался лететь на гастроли в Ростов-на-Дону. Как рассказал Лановой телеканалу «Москва 24», при прохождении регистрации выяснилось, что его гастрольный кофр не проходит по размерам, разрешенным для провоза ручной клади в данной авиакомпании, и нужно оплатить дополнительную пошлину. ...
Читайте также


Читайте также

  • Александр Калягин наградит Римаса Туминаса

    Лауреатом личной премии председателя СТД Александра Калягина в нынешнем году стал художественный руководитель Театра им. Вахтангова Римас Туминас. Об этом в понедельник, 18 февраля, «Театралу» сообщили в пресс-службе СТД. ...
  • «Мы учились у Мастера»

    Великий БДТ отмечает свой 100-летний юбилей! Театр, у истоков которого стоял великий Александр Блок, театр, в истории которого было много других имен выдающихся артистов, режиссеров, художников, и никто из них не исчез бесследно, а запечатлен в летописи театра навсегда. ...
  • Игорь Гордин: «Стараюсь во всем найти юмор»

    В МТЮЗе у Камы Гинкаса Игорь Гордин играет самые сложные роли в спектаклях по Достоевскому, Олби, Аную. Но вторым домом для него стал Театр Наций, где актер репетирует сейчас уже четвертый спектакль. В «Иранской конференции» Ивана Вырыпаева в постановке Виктора Рыжакова ему предстоит сыграть в поистине звездной компании. ...
  • Андрей Могучий: «100 лет для театра – не так уж и много»

    Сегодня нашему театру исполняется 100 лет. Для театра это не так уж и много. Есть и постарше. БДТ — молодой театр. Созданный революцией Коммунальный Большой Драматический театр, так его назвали тогда, был театром, провозгласившим приверженность высоким идеалам искусства, театром, созданным для нового зрителя. ...
Читайте также