Борис Юхананов

Скоро выпустим «Синюю птицу»

 
Во время прогулки по театру худрук поделился своими творческими планами
– Борис, долгожданная реконструкция заканчивается. Много говорят о том, что благодаря ремонту в корне изменилась внутренняя планировка, появились помещения для актерского тренинга и т. д. Потому наш главный вопрос: каким будет ваш театр?

– Вообще говорить о театре, который еще не открыт, во-первых, не просто, а во-вторых, опасно. Ну зачем забалтывать? Театр не терпит предварительных разговоров о себе. О театре можно говорить только в прошедшем времени: состоялся спектакль. А у театра, который теперь будет называться «Электротеатр Станиславский», всё впереди. Здесь как с младенцем: можно только баюкать и беспокоиться о здоровье, можно чуть-чуть мечтать о том, каким он будет, и исполнять какое-то намеренье…

– И все же каково намерение? Каким вы видите, например, вашего зрителя?

– Наш театр рассчитан на разных людей. Я пользуюсь формулой Художественного театра: театра для молодежи, для образованной публики, для всех. Молодежь я понимаю как растущую душу. Как говорил Гёте, кому еще расти, тот все поймет. В этом смысле молодежь – это не возраст, а состояние души. Если у пожилого человека молодая душа, открытая, тогда ему стоит заходить в театр и встречаться здесь с самыми разными формами искусства режиссуры.

– В вашем театре будут ставить разные режиссеры?

– Да, я буду приглашать сюда европейских и отечественных мастеров, мэтров и молодежь – хочется собрать на одной площадке самые разные направления современного искусства. Разумеется, и я тоже буду ставить спектакли…

– Стало быть, зрители увидят здесь целый букет режиссерских методов?

– Совершенно верно. Например, первой премьерой театра будет постановка замечательного греческого режиссера Теодоруса Терзопулоса. Он поставит трагедию Еврипида «Вакханки» в переводе Иннокентия Анненского. А дальше выйдет мой спектакль «Синяя птица». Правда, волшебную мистическую сказку Метерлинка я превратил в феерию, которая будет длиться три вечера подряд. Тильтиля и Митиля сыграют корифеи труппы Владимир Борисович Коренев и Алефтина Константиновна Константинова – я давно мечтал поставить этакое путешествие по театральной жизни маститых артистов. И вот, придя в Театр Станиславского, я понял, что это те самые «старики», та самая пара, которая может осуществить мой замысел.

– Во время ремонта в вашем театре появились специальные залы для актерского тренинга. Скажите, вы тем самым воплощаете идею Станиславского о том, что актер должен находиться в отличной форме?

– Мне кажется естественным для артиста содержать себя в форме, тем более в тех спектаклях, которые мы готовим для нового сезона. Спектакли очень сложные, требуют полноценного актерского участия, его пластики, его вокала, его жизни чувств и духа, а для этого нужна закалка.

– Получается, что к каждому спектаклю у вас определенный тренинг?

– Да. Сегодня без этого никуда, ведь режиссеры большое внимание уделяют форме. Скажем, у Терзопулоса свой очень ответственный метод, требующий невероятного отклика от актера – и напряжения в работе, и голоса, и пластики. А для «Синей птицы» наши артисты «погружаются в глубины» – прикасаются, что ли, к священному японскому театру «Но», занимаются тайчи – это особого рода тип дальневосточного боевого искусства.

– А кто проводит тренинги?

– Профильные специалисты. Например, для проведения работы с театром «Но» к нам приезжает мастер из древнеяпонского города Киото. Театр «Но» живет домами, и вот один из таких домов возглавляет мастер, который приезжал к нам.

– Я хотела бы понять ваше отношение к актерам. Кого вы хотите видеть, кого вы воспитываете?

– Чтобы войти в этот театр, я прошел через огромное количество препятствий. Когда я их преодолел, выиграв конкурс департамента культуры на замещение должности худрука, я встретился с труппой, которая меня поразила своими свойствами. Я встретился и поговорил с каждым и увидел, что это очень разные, замечательные, чудесные артисты. В коллективе сохранился дух советского театра, что очень интересно по своей сути.

Никто, ни один режиссер не наложил на актеров отпечаток своего стиля. Это потрясающие открытые люди. Вся труппа сохранена, я не лютовал, не строил из себя отца родного или жестокого гения, я просто отправился вместе с актерами в путешествие. Начался простой человеческий диалог, и в нем не было ориентации на какой-то метод, который я хочу внедрить…

– То есть все будет строиться на любви?

– А без любви куда же? Но любовь спонтанна – она либо случается, либо нет. И вот так случилось, что я уже в начале пути, фактически с первого дня, полюбил эту труппу.

Хотя, когда шел сюда, я, конечно, тревожился: куда, мол, иду – в новый дом или в клетку к хищникам?

Но я вошел в театр и увидел чудесных людей, с которыми хочется работать. Ну и мне, естественно, хочется, чтобы артисты жили в достойных условиях, трудились с радостью. Это не осуществление какой-то программы – это просто возвращение к норме, которая так необходима сейчас нашему времени.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
  • «Он не спешил расставаться с детством»

    В пятницу, 19 октября, ушел из жизни актер Дмитрий Солодовник. Опытный артист, но совсем молодой человек – 12 января 2019 года ему исполнилось бы 40 лет. В следующем году Дмитрий мог бы отметить еще одну юбилейную дату – 20 лет работы в Малом театре. ...
Читайте также


Читайте также

  • В ЦДЛ отметят 100-летие Александра Галича

    В пятницу, 19 октября, в Центральном доме литератора (ЦДЛ) прозвучат песни и стихи Александра Галича на вечере, посвященном столетию со дня рождения поэта и драматурга. Вечер вместе с дочерью Галича Аленой будет вести бард Юлий Ким. ...
  • Сергей Безруков отмечает юбилей

    Одному из самых популярных и любимых публикой актеров Сергею Безрукову исполняется 45 лет. По традиции день рождения артист всегда проводит на сцене, общаясь с публикой в формате творческой встречи. Но на этот раз его поклонников ждет сюрприз. ...
  • «Никогда не забуду спектакль в Афганистане после бомбежки»

    Художественный руководитель Bond Street Theatre (США) Джоанна Шерман долгие годы занимается театром в горячих точках. И утверждает, что в момент социальных катастроф театр может лечить и придавать силы. Некоторыми деталями своей работы режиссер поделилась с участниками международного фестиваля «Минифест», который проходит в эти дни в Ростове-на-Дону. ...
  • «Мы не хотим Трампа, но хотим хороший театр»

    Американский режиссер Патрик Шарратта в России впервые. Его визит на фестиваль «Минифест» (проходит в Ростове-на-Дону) стал важным событием для театральных деятелей, поскольку Патрик уже не первый год подряд представляет интересы детского театра в ООН (официально его должность называется руководитель проектов World Development Foundation, INC). ...
Читайте также