Борис Юхананов

Скоро выпустим «Синюю птицу»

 
Во время прогулки по театру худрук поделился своими творческими планами
– Борис, долгожданная реконструкция заканчивается. Много говорят о том, что благодаря ремонту в корне изменилась внутренняя планировка, появились помещения для актерского тренинга и т. д. Потому наш главный вопрос: каким будет ваш театр?

– Вообще говорить о театре, который еще не открыт, во-первых, не просто, а во-вторых, опасно. Ну зачем забалтывать? Театр не терпит предварительных разговоров о себе. О театре можно говорить только в прошедшем времени: состоялся спектакль. А у театра, который теперь будет называться «Электротеатр Станиславский», всё впереди. Здесь как с младенцем: можно только баюкать и беспокоиться о здоровье, можно чуть-чуть мечтать о том, каким он будет, и исполнять какое-то намеренье…

– И все же каково намерение? Каким вы видите, например, вашего зрителя?

– Наш театр рассчитан на разных людей. Я пользуюсь формулой Художественного театра: театра для молодежи, для образованной публики, для всех. Молодежь я понимаю как растущую душу. Как говорил Гёте, кому еще расти, тот все поймет. В этом смысле молодежь – это не возраст, а состояние души. Если у пожилого человека молодая душа, открытая, тогда ему стоит заходить в театр и встречаться здесь с самыми разными формами искусства режиссуры.

– В вашем театре будут ставить разные режиссеры?

– Да, я буду приглашать сюда европейских и отечественных мастеров, мэтров и молодежь – хочется собрать на одной площадке самые разные направления современного искусства. Разумеется, и я тоже буду ставить спектакли…

– Стало быть, зрители увидят здесь целый букет режиссерских методов?

– Совершенно верно. Например, первой премьерой театра будет постановка замечательного греческого режиссера Теодоруса Терзопулоса. Он поставит трагедию Еврипида «Вакханки» в переводе Иннокентия Анненского. А дальше выйдет мой спектакль «Синяя птица». Правда, волшебную мистическую сказку Метерлинка я превратил в феерию, которая будет длиться три вечера подряд. Тильтиля и Митиля сыграют корифеи труппы Владимир Борисович Коренев и Алефтина Константиновна Константинова – я давно мечтал поставить этакое путешествие по театральной жизни маститых артистов. И вот, придя в Театр Станиславского, я понял, что это те самые «старики», та самая пара, которая может осуществить мой замысел.

– Во время ремонта в вашем театре появились специальные залы для актерского тренинга. Скажите, вы тем самым воплощаете идею Станиславского о том, что актер должен находиться в отличной форме?

– Мне кажется естественным для артиста содержать себя в форме, тем более в тех спектаклях, которые мы готовим для нового сезона. Спектакли очень сложные, требуют полноценного актерского участия, его пластики, его вокала, его жизни чувств и духа, а для этого нужна закалка.

– Получается, что к каждому спектаклю у вас определенный тренинг?

– Да. Сегодня без этого никуда, ведь режиссеры большое внимание уделяют форме. Скажем, у Терзопулоса свой очень ответственный метод, требующий невероятного отклика от актера – и напряжения в работе, и голоса, и пластики. А для «Синей птицы» наши артисты «погружаются в глубины» – прикасаются, что ли, к священному японскому театру «Но», занимаются тайчи – это особого рода тип дальневосточного боевого искусства.

– А кто проводит тренинги?

– Профильные специалисты. Например, для проведения работы с театром «Но» к нам приезжает мастер из древнеяпонского города Киото. Театр «Но» живет домами, и вот один из таких домов возглавляет мастер, который приезжал к нам.

– Я хотела бы понять ваше отношение к актерам. Кого вы хотите видеть, кого вы воспитываете?

– Чтобы войти в этот театр, я прошел через огромное количество препятствий. Когда я их преодолел, выиграв конкурс департамента культуры на замещение должности худрука, я встретился с труппой, которая меня поразила своими свойствами. Я встретился и поговорил с каждым и увидел, что это очень разные, замечательные, чудесные артисты. В коллективе сохранился дух советского театра, что очень интересно по своей сути.

Никто, ни один режиссер не наложил на актеров отпечаток своего стиля. Это потрясающие открытые люди. Вся труппа сохранена, я не лютовал, не строил из себя отца родного или жестокого гения, я просто отправился вместе с актерами в путешествие. Начался простой человеческий диалог, и в нем не было ориентации на какой-то метод, который я хочу внедрить…

– То есть все будет строиться на любви?

– А без любви куда же? Но любовь спонтанна – она либо случается, либо нет. И вот так случилось, что я уже в начале пути, фактически с первого дня, полюбил эту труппу.

Хотя, когда шел сюда, я, конечно, тревожился: куда, мол, иду – в новый дом или в клетку к хищникам?

Но я вошел в театр и увидел чудесных людей, с которыми хочется работать. Ну и мне, естественно, хочется, чтобы артисты жили в достойных условиях, трудились с радостью. Это не осуществление какой-то программы – это просто возвращение к норме, которая так необходима сейчас нашему времени.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов: «Сгустился туман запретов и преследований»

    В понедельник, 3 декабря, в Театре им. Вахтангова вручается ежегодная премия зрительских симпатий «Звезда Театрала». Лауреатом в одной из главных номинаций – «Лучший спектакль большой формы» стала работа Юрия Бутусова «Гамлет» в Театре им. ...
  • Римас Туминас: «Никогда не считай себя первым»

    Вечером в пятницу труппа Театра Вахтангова вернулась из Милана, где в рамках проекта «Русские сезоны» представила спектакль «Евгений Онегин». Постановку сыграли дважды (28 и 29 ноября) на сцене театра «Пикколо ди Милано» Джорджо Стрелера. ...
  • Эдуард Бояков назначен худруком МХАТа им. Горького

    Продюсер и театральный режиссер Эдуард Бояков назначен новым художественным руководителем МХАТа имени Горького. Заместителем руководителя театра по творческой работе стал Сергей Пускепалис, а заместителем худрука по литературной части - писатель и публицист Захар Прилепин. ...
  • «Эта система порочная»

    Сегодня все театры оказались в системе БОР (бюджет, ориентированный на результат), в которой создана прямая взаимосвязь по формуле «результат – качество – конкуренция». Не первый  год подряд мы вместе с Союзом театральных деятелей, экспертами, учеными пытаемся доказать, что природа искусства зависит от множества других критериев и выделять прямую связь между, скажем, финансированием и посещаемостью – мягко говоря, неправильно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Оптимизм лицедея

    «Никто не может лишить меня права существовать в оптимистическом ключе, – сказал однажды Ростислав Плятт. – Но если вы ощутите некоторую горечь, поймите ее правильно: я страстно не люблю штампы».   В самом деле, казалось, что любая роль, любая стилистика ему подвластна – от трагедии до фарса. ...
  • Елена Санаева: «Родителям я давала шороху»

    Перед спектаклем «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное» за кулисами «Школы современной пьесы» звенели детские голоса. Двое сыновей актрисы Екатерины Директоренко играли с дочкой Светланы Кузяниной, пока обе мамы готовились к выходу на сцену. ...
  • Алексей Франдетти: «Хочу создавать другую реальность»

    Кажется, совсем недавно в Большом театре состоялась премьера «Кандид», а режиссер Алексей Франдетти уже с головой окунулся в новый проект: в Театре наций начались репетиции «Стиляг». В его жизни всё по графику: планы расписаны на два года вперед. ...
  • Римас Туминас: «Никогда не считай себя первым»

    Вечером в пятницу труппа Театра Вахтангова вернулась из Милана, где в рамках проекта «Русские сезоны» представила спектакль «Евгений Онегин». Постановку сыграли дважды (28 и 29 ноября) на сцене театра «Пикколо ди Милано» Джорджо Стрелера. ...
Читайте также