«Давно начал прощаться»

Говорят, человек жив, пока живет память о нем. Судя по Facebook, трагически погибший в ноябре Алексей Девотченко будет жить в нашей памяти всегда.

 

Ольга Егошина, обозреватель «Театрала»:


– Два дня лента оплакивает Алексея Девотченко. Его уход – горе для многих, мало в чем согласных между собой людей. Мы не были близкими друзьями, общались редко, сталкиваясь в общих компаниях или на тусовках. Почему-то из всех встреч-бесед запомнилась одна. Это было после «Вальса на прощание», который Леша отыграл со сломанной рукой... Мы столкнулись на лестнице Центра Мейерхольда. На сцене шло мероприятие, мы оба вышли подышать. Говорили о его спектакле и о его руке. И я что-то бормотала о необходимости беречь себя (любимая фраза его учителя Льва Абрамовича), о хрупкости жизни... А он вдруг сказал как-то очень жестко и даже зло: а с чего ты взяла, что я хочу жить, что я за эту жизнь цепляюсь? Потом улыбнулся, сказал что-то нейтральное, мы быстро разбежались. Почему-то, когда вчера в ФБ увидела его фотографию и подпись «Погиб актер», – вспомнила сразу его этот разговор и эту фразу... Оказалось, что до сих пор саднит... Смерть многое меняет в нашем восприятии человека, и вдруг осознаешь, что он очень давно начал с нами прощаться.

Оксана Мысина, актриса:


– Лешенька... Ты никогда не подыскивал слова. На ФБ ты был ироничен и бескомпромиссен. В жизни – немного застенчив и всегда открыт. Чем больше в стране нагнетались ненужные страсти и насаждались пещерные ценности, тем более ты становился радикален и своими дерзкими текстами всегда протаривал дорожку для самовыражения другим. Ты интуитивно шел напролом, беря на себя миссию первопроходца-бунтаря. Если кому-то надо было время для осмысления, то ты всегда доверялся импульсу, эмоция мгновенно обжигала твое сознание и интеллект включался безотказно. На сцене от тебя было не оторвать глаз... Последняя наша переписка в ночи была про твой новый фильм, в котором, я думала, тоже буду сниматься, но оказалось, что – нет. Тебе надо было вставать в 6 утра, а было уже 3. И я тебе написала, что я, мол, зато могу спать хоть до часу. А ты написал: «Счастлииивая!» А я назвала тебя дураком и сказала, что это ты счастливый, раз утром съемки. Но тут же извинилась и спросила, не обидела ли тебя. А ты сказал: «Да Господь с тобой». Леша, если только кто-то посмел поднять руку на тебя, то этому чудовищу нет прощения! Ты – уникальное явление русского театра. Во всем мире талантливые актеры почти всегда радикалы, потому что они острее всех чувствуют болезни общества. И ответственность за будущее. У нас по-другому. Ты был такой один. Самый бесхитростный. И самый совестливый. В ущерб себе – часто вызывающий. Огонь на себя. Мне больно. Смерть тебя не достойна. Она отняла тебя у нас. Я ее ненавижу.

Юрий Кузин, режиссер-постановщик, сценарист, продюсер:


– Не стало Алексея Девотченко. Криминал? Нет. Лёша убил себя сам. Точнее – убивал. И алкоголь был лишь одним из его ритуалов, который он совершал методично, изо дня в день, срезая с собственного «я» «жировые», как ему казалось, «складки», чтобы обнажить мышцы ума, сухожилия чувств – всё то, что в его философии имело значение и чему вредила привязанность к миру с его мещанской моралью и убогим уставом. Он был смычком, который не позволял себя канифолить. Был той скрипкой с подпиленными струнами, на которой Паганини играл каприсы (не путать с капризами) назло изнеженной публике, требовавшей от виртуоза салонных поделок и скабрезных частушек. Лёша был провокатором. Любил пройтись батогами (а слова его часто ранили даже друзей) по скудоумию и лени власть предержащих. Он своевольничал. Он показывал зубы, когда его гнали, как волка, между красных флажков. Он был нежным, приветливым с теми, кто протягивал ему руку. Он знал толк в мужской дружбе. Он был философом, артистом, ценившим игру ума, умевшим очаровывать, но никогда не пускавшим в ход своё обаяние, чтобы заискивать перед кем-либо. Лёша был суровым Лютером, когда сталкивался с бесчестием и жадностью. Он горел и сгорел, как свеча, и воск этой свечи ещё долго будет обжигать моё сердце. Скорблю.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Ширвиндт: «Хочется выскочить из повседневности»

    Недавно Театр сатиры отметил свое 95-летие спектаклем, который Александр Ширвиндт называет «милым баловством», «лёгким хулиганством». И это – очередная изобретательная выдумка Александра Анатольевича. Впрочем, в интервью «Театралу» речь зашла не только о торжествах… – Александр Анатольевич, сейчас всюду – сплошные перемены. ...
  • Владимир Машков: «К этому спектаклю мы шли долго и трудно»

    Театр Олега Табакова готовится представить новую редакцию спектакля «Ревизор» по пьесе Гоголя. Как и в случае со спектаклем «Матросская тишина» это будет возвращение на сцену «Табакерки» знаменитой постановки прошлых лет. ...
  • Ушел из жизни артист театра Et Cetera Петр Смидович

    После продолжительной болезни в возрасте 67-ми лет скончался ведущий актер театра Et Cetera Петр Смидович.   «Он долго болел, но мы все верили, что он победит, – говорится в некрологе на сайте театра. – Все надеялись, что ему поможет операция, но… Очень горько, очень больно, очень тяжело. ...
  • Пятнадцать спектаклей о войне

    В преддверии Дня Победы «Театрал» собрал постановки, созданные в память о Великой Отечественной войне.    «Минуты тишины» Режиссер: Александр Баркар РАМТ, Черная комната Участвуют: Рамиля Искандер, Денис Баландин, а также Максим Олейников (фортепиано), Николай Мохнаткин (баян), Ксения Медведева (гитара). ...
Читайте также


Читайте также

  • Виртуальный тур

    «Театрал» представляет подборку театров с возможностями виртуальной экскурсии.  Большой театр Историческая сцена Новая сцена Мариинский театр Историческая сцена Мариинский-2 (Новая сцена) Конце ...
  • «Дядю Ваню» Туминаса покажут на экранах в США и Британии

    Премьера киноверсии спектакля Римаса Туминаса «Дядя Ваня» состоится 11 января одновременно на двух континентах. В этот день благодаря компании StageRussiaHD, с которой Театр им. Вахтангова заключил контракт, постановку покажут в США и Великобритании. ...
  • Большой театр оцифровал архив

    Пилотная версия электронного архива Большого театра появилась в Сети на странице http://archive.bolshoi.ru. Здесь представлена подробная информация об оперных спектаклях за последние 15 лет и приведен перечень всех оперных постановок начиная с 1856 года. ...
  • В соцсетях проходит #LoveTheatreDay

    В среду, 15 ноября, состоится международная интернет-акция #ЯЛюблюТеатр (#LoveTheatreDay). Перейдя по соответствующим хэштегам, пользователи социальных сетей смогут посмотреть прямые трансляции спектаклей и задать вопросы сотрудникам театров. ...
Читайте также