Смысловые галлюцинации

Что ждать театрам от нынешней «оптимизации»?

 
Театральная «оптимизация» – безусловный тренд времени. Губернатор Псковской области Андрей Турчак заявил, например, что в ближайшее время планируется объединить филармонию, театр драмы, театр кукол и центр народного творчества «под началом одного менеджера». Аналогичные процессы происходят сейчас в Москве, Петербурге, Тюмени и захватят, разумеется, все остальные регионы…
Театральное сообщество обеспокоено: не утратят ли театры самостоятельности? Что будет с площадками? Способен ли единый руководитель не только контролировать, но и элементарно понять, чем занимаются примкнувшие к его учреждению коллективы, среди которых есть и экспериментальные, некоммерческие?

Сергей Осинцев, директор Большого драматического театра (Тюмень):


– Наш театр относится теперь к Концертно-театральному объединению. Мы самыми первыми в стране прошли процедуру «слияния», и потому я хочу предостеречь других руководителей от каких-либо ошибок. Очень важно, чтобы ваше подразделение сохранило свой собственный мини-аппарат управления (директор, экономист, бухгалтер), поскольку именно этому аппарату и придется отстаивать финансовые интересы вашего подразделения. Ни одна «центральная бухгалтерия» или «центральная дирекция» сделать этого не сможет, поскольку будет преследовать не вопросы искусства, а цель заработать как можно больше денег.

Николай Рощин, худрук театра «А.Р.Т.О.» (Москва):


– Сама по себе ситуация, конечно, неприятная, ведь получается, что мы чем-то не устраиваем департамент культуры. Но чем – нам не говорят.

С другой стороны, если за нами оставляют площадку, на которой продолжает существовать наша творческая мастерская (именно так мы будем теперь называться), если с нас снимут всю эту бесконечно-бессмысленную административную часть с отчетами, поручениями и прочей «жизненно необходимой» ерундой, то, может, и правда станет легче работать?

Пока четких ответов я не знаю. Нововведение мы принимаем «покорно, но с некоторым подозрением». Конечно, странно, что судьба театра решается на основе каких-то экономических показателей и не учитывается профессиональное мнение людей театра. Но, видимо, время сейчас такое…

Если единая дирекция будет помогать нам реализовывать НАШИ творческие проекты, а не руководить нами, не сдавать площадку в аренду, не учить нас, как нужно жить и работать, то есть первичным для нее будет творчество, а не конъюнктура, то это может стать не смертельным событием для нашего коллектива.

Василий Сенин, худрук Театра им. Пушкина (Псков):


– Во Пскове намереваются слить нескольких бюджетных учреждений культуры под эгидой одной дирекции. Но, судя по тому, что театр драмы давно не дает покоя местным недоброжелателям, процесс предстоит сложный.

Целый ряд чиновников воспринимают театр как недвижимость в центре города с бюджетным финансированием. И мало кто знает, что наше учреждение на самом деле финансируется слабо и четыре премьеры мы смогли выпустить прежде всего благодаря неимоверным стараниям нашего директора Сергея Дамберга. Впрочем, к выпадам в свой адрес я отношусь спокойно – они по большей части происходят не от злобы, а от отсутствия опыта и знаний. Я и административная команда театра готовы к любым проверкам и с иронией относимся к попыткам нас запугать или шантажировать. Для нас важны не насиженные кресла, а возможность реализации собственных идей. И, как показывает опыт, мы обрели главное заинтересованное в нас лицо – нашего зрителя. Как будет при грядущем слиянии, сказать трудно, но я подозреваю, что снова пойдут разговоры о необходимости урезать театру бюджет. Но смотрю на это с оптимизмом. Возможно, тогда чиновники наконец увидят, что и без того театр финансируется крайне скудно.

Светлана Кочерина, пресс-секретарь Детского музыкально-драматического театра «А–Я» (Москва):


– Весь прошлый год мы пытались осознать и приспособиться к новым правилам, связанным с объединением маленьких детских театров в единую дирекцию. Но, как бы искренне мы ни подходили к этому вопросу, нас не покидало ощущение, что решение было принято необдуманно. Чиновники не слишком пытались разобраться в нашей ситуации. Были сорваны гастроли, не вышел целый ряд спектаклей, сокращены ставки, уволены специалисты и т.д. Правда, в конечном итоге нас все-таки услышали и приказ о реорганизации отменили. Но радовались мы недолго. Тут же последовал новый приказ о том, что наш театр присоединяют к Москонцерту. Таким образом, театр лишается своего юридического лица и по документам перестает существовать.

А, судя по тому, что Москонцерт ориентирован на эстрадно-концертную деятельность, нам предстоит обычная коммерциализация. Спектакли будут переводиться на большие площадки, вне зависимости от их технического оснащения (актовые залы школ, ДК) и постепенно превращаться либо в школьные утренники, либо в набор эстрадных номеров…

  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
  • «Он не спешил расставаться с детством»

    В пятницу, 19 октября, ушел из жизни актер Дмитрий Солодовник. Опытный артист, но совсем молодой человек – 12 января 2019 года ему исполнилось бы 40 лет. В следующем году Дмитрий мог бы отметить еще одну юбилейную дату – 20 лет работы в Малом театре. ...
Читайте также


Читайте также

Читайте также