Смысловые галлюцинации

Что ждать театрам от нынешней «оптимизации»?

 
Театральная «оптимизация» – безусловный тренд времени. Губернатор Псковской области Андрей Турчак заявил, например, что в ближайшее время планируется объединить филармонию, театр драмы, театр кукол и центр народного творчества «под началом одного менеджера». Аналогичные процессы происходят сейчас в Москве, Петербурге, Тюмени и захватят, разумеется, все остальные регионы…
Театральное сообщество обеспокоено: не утратят ли театры самостоятельности? Что будет с площадками? Способен ли единый руководитель не только контролировать, но и элементарно понять, чем занимаются примкнувшие к его учреждению коллективы, среди которых есть и экспериментальные, некоммерческие?

Сергей Осинцев, директор Большого драматического театра (Тюмень):


– Наш театр относится теперь к Концертно-театральному объединению. Мы самыми первыми в стране прошли процедуру «слияния», и потому я хочу предостеречь других руководителей от каких-либо ошибок. Очень важно, чтобы ваше подразделение сохранило свой собственный мини-аппарат управления (директор, экономист, бухгалтер), поскольку именно этому аппарату и придется отстаивать финансовые интересы вашего подразделения. Ни одна «центральная бухгалтерия» или «центральная дирекция» сделать этого не сможет, поскольку будет преследовать не вопросы искусства, а цель заработать как можно больше денег.

Николай Рощин, худрук театра «А.Р.Т.О.» (Москва):


– Сама по себе ситуация, конечно, неприятная, ведь получается, что мы чем-то не устраиваем департамент культуры. Но чем – нам не говорят.

С другой стороны, если за нами оставляют площадку, на которой продолжает существовать наша творческая мастерская (именно так мы будем теперь называться), если с нас снимут всю эту бесконечно-бессмысленную административную часть с отчетами, поручениями и прочей «жизненно необходимой» ерундой, то, может, и правда станет легче работать?

Пока четких ответов я не знаю. Нововведение мы принимаем «покорно, но с некоторым подозрением». Конечно, странно, что судьба театра решается на основе каких-то экономических показателей и не учитывается профессиональное мнение людей театра. Но, видимо, время сейчас такое…

Если единая дирекция будет помогать нам реализовывать НАШИ творческие проекты, а не руководить нами, не сдавать площадку в аренду, не учить нас, как нужно жить и работать, то есть первичным для нее будет творчество, а не конъюнктура, то это может стать не смертельным событием для нашего коллектива.

Василий Сенин, худрук Театра им. Пушкина (Псков):


– Во Пскове намереваются слить нескольких бюджетных учреждений культуры под эгидой одной дирекции. Но, судя по тому, что театр драмы давно не дает покоя местным недоброжелателям, процесс предстоит сложный.

Целый ряд чиновников воспринимают театр как недвижимость в центре города с бюджетным финансированием. И мало кто знает, что наше учреждение на самом деле финансируется слабо и четыре премьеры мы смогли выпустить прежде всего благодаря неимоверным стараниям нашего директора Сергея Дамберга. Впрочем, к выпадам в свой адрес я отношусь спокойно – они по большей части происходят не от злобы, а от отсутствия опыта и знаний. Я и административная команда театра готовы к любым проверкам и с иронией относимся к попыткам нас запугать или шантажировать. Для нас важны не насиженные кресла, а возможность реализации собственных идей. И, как показывает опыт, мы обрели главное заинтересованное в нас лицо – нашего зрителя. Как будет при грядущем слиянии, сказать трудно, но я подозреваю, что снова пойдут разговоры о необходимости урезать театру бюджет. Но смотрю на это с оптимизмом. Возможно, тогда чиновники наконец увидят, что и без того театр финансируется крайне скудно.

Светлана Кочерина, пресс-секретарь Детского музыкально-драматического театра «А–Я» (Москва):


– Весь прошлый год мы пытались осознать и приспособиться к новым правилам, связанным с объединением маленьких детских театров в единую дирекцию. Но, как бы искренне мы ни подходили к этому вопросу, нас не покидало ощущение, что решение было принято необдуманно. Чиновники не слишком пытались разобраться в нашей ситуации. Были сорваны гастроли, не вышел целый ряд спектаклей, сокращены ставки, уволены специалисты и т.д. Правда, в конечном итоге нас все-таки услышали и приказ о реорганизации отменили. Но радовались мы недолго. Тут же последовал новый приказ о том, что наш театр присоединяют к Москонцерту. Таким образом, театр лишается своего юридического лица и по документам перестает существовать.

А, судя по тому, что Москонцерт ориентирован на эстрадно-концертную деятельность, нам предстоит обычная коммерциализация. Спектакли будут переводиться на большие площадки, вне зависимости от их технического оснащения (актовые залы школ, ДК) и постепенно превращаться либо в школьные утренники, либо в набор эстрадных номеров…

  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов: «Сгустился туман запретов и преследований»

    В понедельник, 3 декабря, в Театре им. Вахтангова вручается ежегодная премия зрительских симпатий «Звезда Театрала». Лауреатом в одной из главных номинаций – «Лучший спектакль большой формы» стала работа Юрия Бутусова «Гамлет» в Театре им. ...
  • Римас Туминас: «Никогда не считай себя первым»

    Вечером в пятницу труппа Театра Вахтангова вернулась из Милана, где в рамках проекта «Русские сезоны» представила спектакль «Евгений Онегин». Постановку сыграли дважды (28 и 29 ноября) на сцене театра «Пикколо ди Милано» Джорджо Стрелера. ...
  • Эдуард Бояков назначен худруком МХАТа им. Горького

    Продюсер и театральный режиссер Эдуард Бояков назначен новым художественным руководителем МХАТа имени Горького. Заместителем руководителя театра по творческой работе стал Сергей Пускепалис, а заместителем худрука по литературной части - писатель и публицист Захар Прилепин. ...
  • «Эта система порочная»

    Сегодня все театры оказались в системе БОР (бюджет, ориентированный на результат), в которой создана прямая взаимосвязь по формуле «результат – качество – конкуренция». Не первый  год подряд мы вместе с Союзом театральных деятелей, экспертами, учеными пытаемся доказать, что природа искусства зависит от множества других критериев и выделять прямую связь между, скажем, финансированием и посещаемостью – мягко говоря, неправильно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Валерий Фокин: «Театру необходимы реформы»

    Российскому театру необходима правовая, кадровая и творческая реформа, конкретные шаги по ее началу хотелось бы увидеть в следующем году, который объявлен в России Годом театра. Такое мнение высказал журналистам Валерий Фокин перед открытием Года театра в Ярославле. ...
  • Евгений Миронов заступился за Солженицына

    11 декабря вандалы повредили мемориальную доску Александру Солженицыну, установленную в городе Гусь-Хрустальном в честь 100-летия со дня рождения писателя. Памятный знак восстановлению не подлежит. МХТ им. Чехова и Театр наций помогут собрать деньги на создание новой мемориальной доски. ...
  • Премьера комедии о блокадном Ленинграде состоится в новогоднюю ночь

    Премьера комедийного фильма режиссера Алексея Красовского «Праздник» состоится в ночь на 1 января. Картина появится не на большом экране, а в интернете.   «Премьера фильма состоится в ночь с 31 декабря на 1 января», - сказал ТАСС Алексей Красовский. ...
  • «Не хочу ориентироваться на комментарии недоброжелателей»

    На прошлой неделе театральное сообщество взбудоражила новость о кадровых перестановках во МХАТе им. Горького. Художественным руководителем театра назначен Эдуард Бояков, а его заместителями – Сергей Пускепалис и Захар Прилепин. ...
Читайте также