Наступило бессмертие

 
Он успел получить цветы и поздравления с 97-летием, успел вознегодовать и расстроиться, что на его просьбу о создании мемориальной зоны вокруг режиссерского кабинета на «Таганке» не последовало отклика. Через день его увезли в Боткинскую больницу с диагнозом «острая сердечная недостаточность»…
В день, когда Юрия Петровича Любимова не стало, в сухие сообщения новостных агентств люди вчитывались так, как будто им сообщали не о смерти старого человека, а об исчезновении Джомолунгмы.

Полвека Юрий Любимов был Джомолунгмой нашего театра.

Бывают люди, которые идут по жизни, как по паркету. Описывая их линию судьбы, биограф то и дело использует союз «благодаря»: благодаря семейным связям или расположению звезд, благодаря удачному стечению обстоятельств… Юрий Любимов шел по жизни всегда «вопреки» предложенным обстоятельствам.

Внук раскулаченного деда, сын посаженного крестьянина-отца, Любимов сумел стать фаворитом новой власти: семь лет прослужил в ансамбле песни и пляски в НКВД. Рослый, ладный, со жгучими цыганскими глазами, он на сцене Театра Вахтангова играл роли героев-любовников и «наших хороших парней» вроде Олега Кошевого из «Молодой гвардии». Лауреат Сталинских премий, женатый на Людмиле Целиковской, главной иконе советского кинематографа, он в 46 лет сумел начать новую страницу жизни, как с чистого листа.

В возрасте, когда собирают дивиденды с нажитого капитала, Юрий Любимов со своими студентами из Вахтанговского училища показал «Доброго человека из Сезуана» – спектакль, который начал новый отсчет послесталинской театральной истории.

Созданный им Театр на Таганке был не просто политическим театром в тоталитарной стране. Он был местом, где зрители дышали ворованным воздухом свободы. Как вспоминал Жванецкий, это было время, когда тот или иной спектакль «Таганки» было «нельзя не смотреть»: «10 дней, которые потрясли мир» и «Послушайте», «Деревянные кони» и «А зори здесь тихие...», «Гамлет» и «Обмен»… Юрий Любимов собирает поразительную актерскую команду и находит союзника и единомышленника – лучшего театрального художника второй половины ХХ века Давида Боровского.99

«Таганка» становится островом свободы в море советского официоза. И «погреться» на ее огонек приходят артисты, художники, писатели, поэты, ученые, космонавты и люди всех профессий и сословий...

Сдача каждого спектакля напоминает сражение. Годами страна наблюдает, как один отдельно взятый художник борется с государственной громадой. Когда после интервью английской газете «Таймс» Любимов был уволен из театра и исключен из партии, казалось, история пришла к логическому финалу. Диссидент-одиночка навсегда останется за «железным занавесом», вычеркнутый из нашей культуры. Но прирожденный победитель, Любимов вернулся «со щитом».

Он вернулся в страну, неузнаваемо изменившуюся, где ему предстояло пройти через разделение театра, расставание с учениками, равнодушие общества. Ему пришлось начать жизнь еще раз заново: собрать новых актеров, сформировать новую репертуарную афишу, создать, по сути, новую «Таганку».

Он будет ставить Кафку и Пушкина, Грибоедова и Софокла, обэриутов и своего друга Тонино Гуэрру. Он будет строить театр, абсолютно непохожий на свой легендарный портрет. И только режиссерский фонарик в зрительном зале оставался неизменным. С благоговением и страхом разглядывая его импозантную седоголовую фигуру, каждый, кто вырос на его спектаклях (а в этом числе вся театральная Россия), понимал, что видит перед собой человека, чья жизнь уже вместила несколько эпох.

В то время ему предложили стать участником-номинантом «Золотой маски», и Юрий Любимов отказался с чеканным достоинством: не осталось наград, которые я хотел бы получить, и соперников, с которыми мне было бы интересно конкурировать.

Но в России редки благостные концы а-ля олимпийская старость Гете.

Накануне своего 94-летия Мастеру снова пришлось уйти из созданного им театра. 6 июля 2011 года Департамент культуры Москвы сообщил об освобождении Любимова от должности художественного руководителя и директора Театра на Таганке по собственному желанию. Главный режиссер покинул Театр на Таганке 16 июля, не попрощавшись с актерами, и больше порога своего театра Мастер не переступал.

Он успеет поставить «Бесы» и «Князя Игоря», и об этих постановках будут спорить с такой яростью, как будто речь идет о незнакомом молодом даровании, а не о давнем небожителе театрального Олимпа.

Вопреки распространенной поговорке можно сказать: «Если бы Юрия Петровича Любимова не было в нашей культуре, выдумать его бы не удалось!» Никакому человеческому воображению не под силу было бы сочинить ни крутые повороты его судьбы, ни эту крепость натуры, ни упорство характера, которое позволило ему пройти по жизни, как ледокол, взрывая, казалось бы, непроходимые торосы обстоятельств.

Может, поэтому известие о его кончине породило что-то похожее на обморочную оторопь, описанную Булгаковым: «Тоска осталась необъясненной, ибо не могла же ее объяснить мелькнувшая, как молния, и тут же погасшая какая-то короткая другая мысль: «Бессмертие... пришло бессмертие...»

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • Ушел из жизни продюсер МХТ Александр Попов

    Театральный продюсер и педагог, бывший завлит и замдиректора МХАТа и «Табакерки» Александр Попов скоропостижно скончался в Бостоне в возрасте 55 лет. Об этом сообщается на сайте МХТ им. Чехова. «В начале 2000-х, придя во МХАТ вместе с Олегом Павловичем Табаковым, он был заместителем директора театра, инициатором многих нововведений и начинаний первых лет «эпохи Табакова», - говорится в некрологе. ...
  • В Казани простились с актером, скончавшимся во время спектакля

    В воскресенье, 13 октября, состоялись похороны актера Казанского театра юного зрителя Арсения Курченкова, который умер на сцене во время спектакля «Бал.Бесы». «Десятого октября в Казани на 43-м году жизни скоропостижно скончался ведущий артист Казанского государственного театра юного зрителя, заслуженный артист Республики Татарстан, автор и исполнитель песен Арсений Сергеевич Курченков», — говорится на сайте ТЮЗа. ...
  • Ушла из жизни жена Папанова Надежда Каратаева

    Вечером в четверг, 10 октября, на 96-м году жизни скончалась заслуженная артистка России, ветеран Великой Отечественной войны Надежда Каратаева. Об этом сообщает пресс-служба Московского театра сатиры. Надежда Юрьевна служила в Театре сатиры с 1950 года, сыграв несколько десятков острохарактерных ролей, в числе которых – Серафима Иванова («Маленькие комедии большого дома»), Сметанкина («Таблетку под язык»), унтер-офицерская вдова («Ревизор»), Наталья Судакова («Гнездо глухаря»), Шанель («Восемь любящих женщин») и др. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
Читайте также