Каменный ГОСТ

Современные режиссеры снимают классиков с пьедестала

 
В редакцию поступают гневные письма: зачем, мол, на «Звезду Театрала» вы из года в год номинируете нетрадиционные версии классики? В этом году, например, «Гамлет | Коллаж» в Театре наций. Хотя номинировали-то не мы, а сами зрители («Звезда Театрала» – премия зрительская).
И подобного негодования в современном театре хватает. Только что в «Ленкоме» состоялась премьера «Бориса Годунова» в постановке Константина Богомолова, а в зале уже раздаются крики: «Верните деньги!» На театральных форумах появляются записи: «Конец великого театра…», «Хотела пойти на премьеру, но отговорили, от Пушкина ничего не осталось». На премьере «Гаргантюа и Пантагрюэля» того же Богомолова в Театре наций зрители демонстративно покидали зал, громко хлопая дверью. В Омске пишут письма в высокие инстанции с требованием «запретить» и «не пущать». Многие помнят, как петрозаводский зритель подал в суд на театр, исказивший, по его мнению, классику. Суд, правда, принял решение не в его пользу.

Но как бы то ни было тенденция очевидна: процесс неприятия нового набирает силу, вот и министр культуры летом этого года высказался о том, что театр – это «кафедра», а не место для странных» экспериментов…

Почему так происходит?


Время стремительно летит вперед, ломая стереотипы, сбивая штампы, снимая позолоту с помпезных классических памятников. А зритель по-прежнему хочет, чтобы в театре все оставалось так, как в незапамятные времена. Любимый наш зритель – странное существо. Он готов в жизни закрыть глаза на многое, но только в театре не троньте бархатных кресел, расписных занавесов и аутентичного прочтения пьесы строго по тексту. Но современный театр – это не чтение пьесы в лицах и с выражением, а тотальный диалог: между режиссером и автором, прошлым и настоящим, старыми канонами и новым мировосприятием.

Хорошо знающие историю театра зрители осведомлены о том, что режиссеры-классики в начале своих сценических трудов были яростными новаторами. И Станиславский, отрицавший неправду и условность старого театра. И Мейерхольд, которому уже и теория Станиславского казалась не во всем верной. Да и Чехов устами своего Кости Треплева требовал «новых форм». Почему же этот процесс должен останавливаться сегодня? Великий французский бунтарь, актер, режиссер и теоретик театра Антонен Арто сказал когда-то: устаревает не суть произведения, но его форма. Что же до театров-музеев, то они должны бережно сохраняться: Малый театр, например, или «Комеди Франсез». А дальше уж сам зритель разберется, что ему ближе, благо выбор сегодня как никогда богат и разнообразен.

Так ли уж страшен для современного театра режиссер Константин Богомолов, считающийся одним из главных ниспровергателей классики? Да ничуть. Филолог по первому образованию, он знает литературную классику не понаслышке, а по университетским штудиям, а потому и может себе позволить вступить с хрестоматийными авторами в упомянутый диалог. Ведь и писали-то они не только для своего времени, но оставляли послания, адресованные всем эпохам. Авторитетный мэтр режиссерского цеха Кама Гинкас в МТЮЗе позволяет себе переименовать название повести Николая Лескова в «Леди Макбет нашего уезда», отказываясь от географических координат. И тогда частный случай из давней судебной хроники с легкостью вписывается в контекст повсеместного бытия.

А Сергей Женовач ставит «Записки покойника» в «Студии театрального искусства» как достаточно радикальный спектакль, где пульсирует мысль, что «театральный роман» сегодня если уж не невозможен в принципе, то проблематичен. Тот, который строится на беззаветной любви театра к автору, на старомодном подвижничестве актеров, на вере в некую идею. Женовач, уважительно относящийся к традициям, очень смешно, но откровенно замахивается на «святое» – самого Станиславского, выведенного в романе под именем Ивана Васильевича. Каким комичным бредом выглядят со сцены все «канонические» репетиции, как отчаянно фальшивят актеры в этих пародийных эпизодах.

И даже самые кассовые и уважаемые театры решительно идут на эксперименты. В Театре Вахтангова, например, шекспировскую трагедию «Отелло» представили как хореографический спектакль Анжелики Холиной, предпочтя язык тела – словам. В тех же принципах была сделана и «Анна Каренина». Что уж тут говорить о молодых режиссерах, которые учитывают не менее важный закон: театр – это игра. «Укрощение строптивой» Романа Феодори в Театре наций, «Ромео и Джульетта» Семена Серзина в Волковском театре Ярославля – яркие тому примеры. И даже если тексты отчасти модернизируются, избавляясь от архаизмов, в этом тоже нет ничего страшного. Страшнее непонятные, трескучие фразы, которые, как ни странно, могут отпугнуть зрителя. А то, что пресловутый «каменный ГОСТ», долгое время лежавший на пути развития нового театра, потихоньку отходит в прошлое, может только радовать. Только не надо этому сопротивляться, ведь все в конце концов делается для зрителя.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор театра Karlsson Hause Анна Павинская: «Мы любим риск»

    У репертуарного театра в России есть очевидное преимущество: здесь возможен риск. Например, не сложился спектакль, и постановку списали уже на генеральной репетиции. Но в частном театре, наверное, подобные риски недопустимы. ...
  • Артисты «Ленкома» попросили присвоить театру имя Марка Захарова

    Артисты «Ленкома» обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой присвоить театру имя Марка Захарова, который был художественным руководителем коллектива. «Сейчас подготовлено обращение от труппы театра, со всеми народными артистами и другими уважаемыми артистами, на имя Сергея Семеновича Собянина о том, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», – сказал ТАСС председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. ...
  • Мосгорсуд отменил возврат дела «Седьмой студии» в прокуратуру

    Во вторник, 8 октября, Мосгорсуд признал незаконным возвращение в прокуратуру уголовного дела «Седьмой студии» и постановил вернуть дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда. Это решение принято по ходатайству прокуратуры. ...
  • В устав Большого театра внесли изменения

    Назначения и отставки в филиалах Большого театра будут согласовываться с Министерством культуры РФ. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России». ...
Читайте также