Игра без правил

В Театре Стаса Намина слово Велимира Хлебникова ожило в пластической сюите

 
Суровый скептик, пожалуй, сочтет, что спектакль этот опоздал. «Вот, - заскрипел бы он, - если б, лет эдак на двадцать раньше, когда группа «АукцЫон» только-только явила граду и миру свой альбом на стихи Велимира Хлебникова «Жилец вершин». Прорывом спектакль, возможно, и не стал бы, но заметным событием – наверняка».
Сожаление не беспочвенное: сегодня штудиями в области синтеза поэзии с пластикой и вокалом никого не удивишь. Но дело не только в том, что жизнь сослагательного наклонения не имеет и все в подлунном мире происходит точно в свой срок и ни секундой раньше. В 95-м такой спектакль в российском репертуарном театре был практически невозможен. Вернее, театр-то как раз может и не отказался бы от возможности экспериментировать с непривычной формой и еще более непривычным содержанием, да вот публике тогда было не до эстетических исканий. Ladies’ Night и «Слишком женатый таксист» были ей и милей, и желанней, и, скорее всего, просто нужнее.

Среди публики нынешней немало тех, кому традиционный театр с его неизменным «кто кого любил/ненавидел и что из этого вышло» скучен априори, независимо от того, насколько талантлив тот или иной спектакль. Появился круг зрителей, ищущих в постановке не навязанную режиссером систему смыслов и оценок, а пространство для поиска собственных интерпретаций. Для них стихия «Жильца вершин» – оптимальная среда обитания, составленная из субстанций, каждая из которых существует по правилам, изобретенным их создателями, и никак не подчиняющаяся так называемым «законам внешнего порядка».

С одной стороны – Велимир Хлебников, поэт начала ХХ века, игравший со словами как ребенок с конструктором и свято веривший в то, что смысл есть в любом сочетании звуков и в каждом звуке в отдельности. Вложи в услышанный звукоряд все, что хочешь – не ошибешься. С другой – музыка, на которую «аукцЫонисты» положили стихи «неугомонного зинзивера»: ее гармонию никакой алгеброй не поверишь, там даже арифметика не ночевала. И, наконец, современная хореография, устроенная так, что каждый постановщик волен строить из человеческих тел собственную систему знаков. Стас Намин, автор идеи и художественный руководитель постановки, вместе с режиссером Гретой Шушчевичюте и балетмейстером Екатериной Горячевой сконструировали спектакль-символ, некий самостоятельный мир, расположившийся на трех своих китах.
Памятка по выживанию в нем – не предусмотрена. Скупая строка в программке, декларирующая, что это «спектакль о том, как пытался нести свои мысли людям рожденный гением Хлебникова пророк Зангези, и что из этого вышло», явно не тянет на либретто, которым в «допотопные» времена традиционного театра принято было снабжать каждый спектакль без слов. Впрочем, зрителям-искателям оно без надобности. Они вправе выбирать, чем заняться – увлекательной игрой по разгадыванию «тайнописи» авторов или конструированием свои собственных смыслов. Каждый играет по своим правилам и не обязан объяснять их остальным участникам игры – вот принцип контемпорари-театра. Каждый приходит в театр и уходит из него (не важно, через зрительских подъезд или через артистический) с тем, что он сам себе понапридумывал.

Пользуясь этим принципом, рискну заявить, что «Жилец вершин» – мир счастливого хаоса, объявивший гармонию несуществующей на том основании, что обитатели этого мира не в состоянии ее отыскать. Возможно, кому-то параллель между 10-м годами века XX и XXI кому-то покажется чересчур лобовой, но история, как известно, повторяется.

Когда стихает последний звук и молодые актеры выходят на поклон, зал разделяется на тех, кому увиденного более чем достаточно и тех, кому этого мало. Но ведь так бывает на любом спектакле, не правда ли?

  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Умер создатель Концептуального театра Кирилл Ганин

    Создатель и режиссер московского Концептуального театра Кирилл Ганин скончался на 53-м году жизни. Об этом сообщили его коллеги в социальных сетях. «Прощание с Ганиным состоится в пятницу 24 мая в 11:00 на Николо-Архангельском кладбище. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
  • Принят закон, отменяющий театральные билеты

    С 1 июля театры начнут продавать билеты по новым правилам: вместо билета зрителю будет выдаваться кассовый чек. Об этом в понедельник, 29 апреля, сообщил на встрече «Директорской ложи» московских театров заместитель главы столичного Департамента культуры Леонид Ошарин. ...
Читайте также


Читайте также

  • Тараканий бег времени

    Михаил Булгаков писал о кастрюле крови, которую из него выпили в Художественном театре. Речь шла о «Кабале святош», которую театр снял с репертуара в 1936 году сразу после премьеры, испугавшись разгромной статьи в «Правде». ...
  • В Театре Табакова выйдет «Моя прекрасная леди»

    Премьера музыкально-драматического спектакля «Моя прекрасная леди» в постановке Аллы Сигаловой состоится 8 июня в Театре Олега Табакова. Спектакль станет версией классического мюзикла Алана Джей Лернера и Фредерика Лоу по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». ...
  • Мариинский театр впервые представит «Девушку с Запада»

    Кадр из спектакля Премьера оперы Джакомо Пуччини «Девушка с Запада» состоится 24 мая сцене Мариинского-2 в рамках XXVII Музыкального фестиваля «Звезды белых ночей». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. ...
  • В «Мастерской Фоменко» поставили «Чайку»

    Кирилл Пирогов поставил на Новой сцене «Мастерской П. Фоменко» чеховскую «Чайку». Премьера спектакля состоится 28 мая. «Тонкие кружева взаимоотношений, виртуозное владение диалогом недоговоренности, тоска по совершенству и музыкально настроенный актерский ансамбль - все, благодаря чему Антон Чехов был назван реформатором театра и драматургии, необычайно близко создателям спектакля, - рассказали в театре. ...
Читайте также