Игра без правил

В Театре Стаса Намина слово Велимира Хлебникова ожило в пластической сюите

 
Суровый скептик, пожалуй, сочтет, что спектакль этот опоздал. «Вот, - заскрипел бы он, - если б, лет эдак на двадцать раньше, когда группа «АукцЫон» только-только явила граду и миру свой альбом на стихи Велимира Хлебникова «Жилец вершин». Прорывом спектакль, возможно, и не стал бы, но заметным событием – наверняка».
Сожаление не беспочвенное: сегодня штудиями в области синтеза поэзии с пластикой и вокалом никого не удивишь. Но дело не только в том, что жизнь сослагательного наклонения не имеет и все в подлунном мире происходит точно в свой срок и ни секундой раньше. В 95-м такой спектакль в российском репертуарном театре был практически невозможен. Вернее, театр-то как раз может и не отказался бы от возможности экспериментировать с непривычной формой и еще более непривычным содержанием, да вот публике тогда было не до эстетических исканий. Ladies’ Night и «Слишком женатый таксист» были ей и милей, и желанней, и, скорее всего, просто нужнее.

Среди публики нынешней немало тех, кому традиционный театр с его неизменным «кто кого любил/ненавидел и что из этого вышло» скучен априори, независимо от того, насколько талантлив тот или иной спектакль. Появился круг зрителей, ищущих в постановке не навязанную режиссером систему смыслов и оценок, а пространство для поиска собственных интерпретаций. Для них стихия «Жильца вершин» – оптимальная среда обитания, составленная из субстанций, каждая из которых существует по правилам, изобретенным их создателями, и никак не подчиняющаяся так называемым «законам внешнего порядка».

С одной стороны – Велимир Хлебников, поэт начала ХХ века, игравший со словами как ребенок с конструктором и свято веривший в то, что смысл есть в любом сочетании звуков и в каждом звуке в отдельности. Вложи в услышанный звукоряд все, что хочешь – не ошибешься. С другой – музыка, на которую «аукцЫонисты» положили стихи «неугомонного зинзивера»: ее гармонию никакой алгеброй не поверишь, там даже арифметика не ночевала. И, наконец, современная хореография, устроенная так, что каждый постановщик волен строить из человеческих тел собственную систему знаков. Стас Намин, автор идеи и художественный руководитель постановки, вместе с режиссером Гретой Шушчевичюте и балетмейстером Екатериной Горячевой сконструировали спектакль-символ, некий самостоятельный мир, расположившийся на трех своих китах.
Памятка по выживанию в нем – не предусмотрена. Скупая строка в программке, декларирующая, что это «спектакль о том, как пытался нести свои мысли людям рожденный гением Хлебникова пророк Зангези, и что из этого вышло», явно не тянет на либретто, которым в «допотопные» времена традиционного театра принято было снабжать каждый спектакль без слов. Впрочем, зрителям-искателям оно без надобности. Они вправе выбирать, чем заняться – увлекательной игрой по разгадыванию «тайнописи» авторов или конструированием свои собственных смыслов. Каждый играет по своим правилам и не обязан объяснять их остальным участникам игры – вот принцип контемпорари-театра. Каждый приходит в театр и уходит из него (не важно, через зрительских подъезд или через артистический) с тем, что он сам себе понапридумывал.

Пользуясь этим принципом, рискну заявить, что «Жилец вершин» – мир счастливого хаоса, объявивший гармонию несуществующей на том основании, что обитатели этого мира не в состоянии ее отыскать. Возможно, кому-то параллель между 10-м годами века XX и XXI кому-то покажется чересчур лобовой, но история, как известно, повторяется.

Когда стихает последний звук и молодые актеры выходят на поклон, зал разделяется на тех, кому увиденного более чем достаточно и тех, кому этого мало. Но ведь так бывает на любом спектакле, не правда ли?

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Крайне прискорбно, что это заявление прозвучало в Год театра»

    Встревоженный неожиданным заявлением Дмитрия Медведева о том, что в России слишком много государственных театров, председатель СТД Александр Калягин обратился с письмом к Валентине Матвиенко. «Театрал» публикует текст этого письма полностью: «Уважаемая, дорогая Валентина Ивановна! Вчера состоялась встреча Председателя Правительства РФ Д. ...
  • Театральные деятели отреагировали на слова Медведева о сокращении театров

    Высказывание Дмитрия Медведева о том, что в России якобы «очень много государственных театров», вызвало широкий резонанс. Председателю правительства, сделавшему такое заявление во вторник, 12 февраля, на встрече с членами Совета Федерации, уже ответил глава СТД Александр Калягин (см. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнётся потом»

    В февральском номере «Театрала» редакция возобновила рубрику «Поэт в России – больше, чем поэт...», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. Но теперь мы решили публиковать стихи и прозу театральных деятелей – актеров и режиссеров. ...
  • Василия Ланового не пустили на рейс «Победы»

    Василия Ланового не пустили на рейс авиакомпании «Победа». Актер собирался лететь на гастроли в Ростов-на-Дону. Как рассказал Лановой телеканалу «Москва 24», при прохождении регистрации выяснилось, что его гастрольный кофр не проходит по размерам, разрешенным для провоза ручной клади в данной авиакомпании, и нужно оплатить дополнительную пошлину. ...
Читайте также


Читайте также

Читайте также