Жуть стала лучше, жуть стала веселее

В «Борисе Годунове» «Ленком» уловил интонацию нашего времени

 
При всей узнаваемости режиссерских приемов и ходов, такого сатирически жесткого спектакля у Богомолова еще не было. Пушкинскую конструкцию взаимодействия «судьбы человеческой» и «судьбы народной» режиссер разбирает по косточкам, наполняя каждую «косточку» злободневным содержимым. В вечном проступает временное, сиюминутное и актуальное. Страшно до жути и жутко смешно…
Характерных черт нашей эпохи в постановке предостаточно. Тут тебе и Марина Мнишек (Мария Миронова) с тугой косой вокруг головы, призывающая «убить побольше москалей и жидов», и проекции Сталина и Березовского, чьим «сыном» оказывается юный Курбский (Семен Шкаликов). И пресловутый одинокий кортеж в день инаугурации президента. И ток-шоу «У Познера в изгнании». И бесконечные гробы то ли с «русскими мальчиками», невинно убиенными на очередной войне, то ли с инакомыслящими, задушенными потихоньку. И пространство Ларисы Ломакиной с его холодными серыми стенами, мониторами и минимумом унифицированной мебели тоже явно «наше». И одеты все, понятное дело, не в боярские костюмы…

На первый взгляд, спектакль похож на злую пародию или капустник, в чем Богомолов большой мастер. Но сквозь эти бьющие в глаза приметы явно проступает вечное российское безвременье: коллизии «Бориса Годунова», увы, актуальны по нынешний день. Причем безвременье на самом-то деле страшнее любых конкретных, но преходящих проявлений.

Центральной фигурой всей этой отечественной безнадеги становится «Царевич, сын Годунова, одним лицом с убиенным Димитрием» в безмолвном, но таком выразительном исполнении юной Марии Фоминой. Не отрок, но девушка с иконописным ликом – капля страдания, чуть-чуть непонимания, но больше усталой, все наперед знающей отрешенности. На ней белая рубашка в запекшейся крови. В антракте зрители гадают: «Почему девушка?» И каждый сам находит ответ. Это ведь и «русская идея», и «русская душа», а, возможно, и сама Россия. А еще видится в ней вечное наше «светлое будущее» то заколотое, то застреленное, то изнасилованное, а потому так никогда и не воплотившееся в настоящее…

Чего в этом спектакле нет, так это знаменитого «народа». Вернее, его роль предлагается сыграть нам, зрителям, к которым то и дело обращаются персонажи. Начальные пушкинские саркастические зарисовки народных ожиданий Константин Богомолов заменяет весьма злыми ремарками, которые транслируются на мониторы многократно и довольно долго. Среди прочих титр: «Народ – тупое быдло». Это, конечно, момент провокационный, проверка на прочность пушкинских не слишком оптимистичных выводов. Народ в «Ленкоме» ерзает в креслах, оборачивается и переглядывается, но по-прежнему «безмолвствует». Пока наконец из середины зала не донесутся реплики «подсадного» актера. Впрочем, этот «оппозиционер» будет тут же застрелен царем, взошедшем на трон.

В диалог Пушкина с театром замечательно включаются актеры. И те, кто давно работает в команде Богомолова, и ленкомовские мастера во главе с Александром Збруевым, так иронично и страстно сыгравшим Годунова, что дух захватывало. Збруев сыграл азартную наглость вседозволенности, ощущение превосходства над окружением, сыграл жажду власти и страх ее потерять, попытки прозрения и финального не то чтобы смирения, но принятия происходящего. И даже слова о совести не были у него пустым звуком.

Отрепьев же Игоря Миркурбанова – партнер артисту и царю весьма достойный. Какой уж тут монастырь? Сегодняшний Отрепьев – демонический «каторжник», харизматичный «урка», не упустивший шанса схватить судьбу за хвост. Комедиант, жонглирующий интонациями и манерами, конечно же, неотразим, причем не только для Марины Мнишек – Мироновой, дамы весьма практичной и политически ангажированной, но и для прочих «поляков», плетущих «антироссийские» интриги.

А как не вспомнить Виктора Вержбицкого, сыгравшего обоих Пушкиных, эмигранта и оставшегося на родине. Набросив старомодное пальто с роскошным мехом, он порой кажется пришедшим и из другого времени и мира. Он один в двух лицах продолжает любимую режиссером тему «интеллигента в разломе эпох», заблудившегося, потерявшегося, продолжающего много говорить, но уже начинающего и действовать, желательно с выгодой.

Дебютный спектакль Константина Богомолова на ленкомовской сцене отнюдь не покоробил эстетику этого театра и его мэтра Марка Захарова. При этом вряд ли молодой амбициозный режиссер специально подбирался к этой эстетике. Нет, они просто совпали, и это заставляет ждать продолжения.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театральные режиссеры создают свою ассоциацию

    Режиссеры решили создать профессиональную ассоциацию, которая займется проведением в России театральной реформы. Об этом сообщил в четверг художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.   «Мы стоим сейчас перед началом регистрации такой организации, как Ассоциация театральных режиссеров России. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
  • Ширвиндт опроверг слухи о своем уходе

    Александр Ширвиндт назвал «трепотней» информацию о своем решении уйти с поста художественного руководителя Театра сатиры, которая накануне распространилась в СМИ. «Мы, конечно, думаем, что дальше делать. Но говорить о моем уходе преждевременно. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
Читайте также


Читайте также

  • Губернский театр обратился к Чапеку

    На Малой сцене Губернского театра 4 и 5 марта покажут премьеру спектакля «Сердце матери» по пьесе «Мать» Карела Чапека. Над постановкой работает режиссер Анна Горушкина. В центре истории – судьба матери, которая теряет своих близких одного за другим. ...
  • Ленкомовский квартет готовит премьеру

    19 февраля театральный проект «Заячий стон» сыграет премьерный спектакль «Комедия о смысле жизни» на вновь открывшейся сцене Центрального Дома Актера на Арбате. Главные роли в музыкальной постановке, которая представляет собой смесь стендапа и театрального капустника, исполняют четыре актера театра «Ленком». ...
  • Петербургский БТК приедет в Москву

    25 марта на сцене «Театра Луны» Большой театр кукол представит столичному зрителю постановку Руслана Кудашова по роману-антиутопии Замятина «Мы». Спектакль БТК – первый опыт освоения в театре кукол романа Замятина. ...
  • Ирина Мирошниченко станет героиней «Мхатовских пятниц»

    На Малой сцене МХТ им. Чехова 6 марта состоится очередной вечер из цикла «Мхатовские пятницы». Героиней первой весенней пятницы станет народная артистка России Ирина Мирошниченко. «Ирину Мирошниченко можно по праву назвать звездой, дивой, живой легендой, - отметили в пресс-службе театра. ...
Читайте также