Марк Варшавер

«Я готов работать на Захарова 25 часов в сутки»

 
В октябре исполняется 35 лет, как Марк Варшавер является директором легендарного «Ленкома». О его родном театре мы и ведем наш разговор.
– Марк Борисович, свой путь в театре вы начинали актером. Помогает ли вам это держать в руках такой театр, как «Ленком», с его уникальным собранием талантов?

– Я считаю, что руководителем театра в широком смысле может быть только человек, прошедший актерскую школу. Человек, сам испытавший все чаяния и отчаяния артиста.

Но, честно говоря, мне помогает не только первая профессия. Знал бы я, когда учился в музыкальном училище по классу фортепиано, как мне это потом пригодится. В Горьковском театральном училище у нас была удивительный педагог по изобразительному искусству. Она нещадно ставила мне двойки до тех пор, пока я не начал относиться к ее предмету серьезно, но истинную цену полученных от нее знаний я тоже оценил не сразу.

Между прочим, меня с третьего курса отчислили и восстановили только через год. Я каждую пятницу садился вечером в поезд и ехал в Москву – смотреть спектакли. Возвращался к утру понедельника, так что все субботние занятия пропускал. Когда выяснилось, что я не только сам уезжаю, но и регулярно подбиваю на это друзей, терпение у администрации лопнуло. Ну, и уж если перечислять «мои университеты», то как же не вспомнить ГИТИС, где организацию театрального дела нам преподавали весьма и весьма основательно.

Мой друг Юрий Матвеевич Орлов, заведующий кафедрой в родном институте, много лет приглашал меня преподавать. Я не иду осознанно, потому что считаю, что преподаванию надо отдавать всего себя, как это делали наши педагоги, а я не могу оставить театр, которому служу 35 лет. Наше огромное здание я знаю до миллиметра. И это не просто «дом», а уникальный памятник архитектуры со 110-летней историей – здесь некогда размещалось Купеческое собрание.

– Обитать в таком здании, наверное, очень непросто?

– Безусловно. Поддерживать его в надлежащем состоянии задача крайне сложная, поскольку это историческая ценность. Каждый, даже самый маленький ремонт требует согласования с Департаментом культурного наследия. И каждый раз по завершении работ его глава Александр Кибовский лично осматривает каждый уголок. Этим летом мы практически завершили длившийся не один год ремонт театра. То, что можно восстановить – восстанавливаем, там, где есть утраты – воспроизводим максимально близко к подлиннику. Скоро нам изготовят последний комплект для малой сцены и окружающих ее помещений, и исторический облик театра будет законченным. Мы полностью переоборудовали всю постановочную часть, сцену, цеха, вентиляцию, а это – ни много ни мало более полутора тысяч квадратных метров площади. Пару лет назад мы даже пошли на потерю 240 мест в зале, увеличив расстояния между рядами, чтобы зрителям было комфортно.

– Сегодня многим театрам, запуская очередную премьеру, приходится экономить каждую копейку. Ленкомовские же постановки всегда покоряют масштабами и яркостью. Как вам это удается?

– За счет взаимовыгодного сотрудничества. Одиннадцать лет назад в Москву из Штатов приехал мой друг, бывший в свое время главным администратором Театра на Таганке, и мы за некруглым столом обсудили варианты сотрудничества. Вот с тех пор «Ленком» получает от Департамента культуры города Москвы средства только на зарплату и коммунальные платежи. Остальное мы зарабатываем сами при поддержке продюсерской компании «Мкаяна и Кулиса». Каждый год мы выпускаем два спектакля без привлечения финансирования от департамента культуры. На внебюджетные средства мы делаем капитальные возобновления старых спектаклей, ремонт театра, обновляем радио- и электронное оборудование. На них же мы в Салтыковке, на месте пришедших в ветхость старых дач возвели для сотрудников комплекс отдыха: четыре четырехквартирных дома – 16 двухкомнатных квартир, приспособленных для отдыха круглый год, – с газом, отоплением, водой и прочими удобствами, полностью оснащенные и обставленные. С 1 июля там отдыхают наши сотрудники, в первую очередь семьи, где есть маленькие дети.

– В «Ленкоме» царят мир и согласие: Марк Анатольевич не устает повторять, что вы не только единомышленники, но и друзья, а между тем во многих театрах противостояние директора и худрука уже воспринимается чуть ли не нормой.

– Как-то мы возвращались с гастролей в Германии, и суровый таможенник спросил кого-то из наших сотрудников, есть ли у него «марки» (в смысле – валюта). Он, не задумываясь, ответил – да, два. Ну, а если серьезно, мне повезло, что жизнь уготовила мне встречу с такой уникально личностью, как Захаров. Он принадлежит к той когорте титанов – Товстоногов, Эфрос, Гончаров, Любимов, Плучек – от которой сегодня почти никого не осталось. У нас не бывает конфликтов потому, что я работаю «на режиссера». В этом году исполнилось 40 лет, как Марк Анатольевич радует нас своими спектаклями. Мне никогда и в голову не приходило «соперничать» с Захаровым. Фигуре такого масштаба я готов служить 25 часов в сутки. Я приезжаю сюда в 9 утра и могу уехать далеко за полночь. Театр – наш дом, наша жизнь.

– Театр меняется, как любой живой организм. Что осталось в «Ленкоме» неизменным и что изменилось?

– Неизменен главный принцип Захарова – выращивать своих актеров. Опорой нашего театра, его славой являются наши народные артисты – Инна Чурикова, Леонид Броневой, Александр Збруев. Уже которое поколение подряд вырастает на моих глазах и тоже становятся народными артистами – Александра Захарова, Сергей Степанченко, Андрей Соколов, Дмитрий Певцов, Александр Лазарев, Виктор Раков, Александр Сирин, Иван Агапов. Сегодня они уже мастера, наша гордость, а за ними стоит и новая смена. И все они говорят с Захаровым на одном языке. Но главный феномен Захарова, на мой взгляд, в том, что с одной стороны, воспитанные им актеры прекрасно работают с другими режиссерами: недавний пример – Константин Богомолов, очень яркий, талантливый, неординарный режиссер, только что выпустивший у нас «Бориса Годунова». А с другой стороны – те, кто вливается в труппу уже зрелыми мастерами, как, например Виктор Вержбицкий или работающий у нас по контракту Александр Балуев и Игорь Миркурбанов, легко осваиваются в ленкомовской атмосфере.

Главным же изменением я назову экономическую свободу, которая дает нам возможность создавать достойные условия для коллектива, поддерживать технический уровень театра, содержать здание. Теперь мы можем вкладывать силы и средства в будущее нашего театра, ведь девиз нашего Департамента культуры и его руководителя: главное помогать и не мешать!

  • Нравится


Самое читаемое

  • В новогодние праздники музеи Москвы работают бесплатно

    Несколько десятков музеев москвичи и гости столицы смогут бесплатно посетить в период со 2 по 8 января. Выбор широк – от усадеб и мемориальных квартир до исторических, краеведческих и литературных музеев. Новогодним игрушкам посвящена выставка в Центре Гиляровского. ...
  • Зрители выбрали лучший спектакль сезона

    В номинации зрительской премии «Звезда Театрала» были представлены спектакли «Как важно быть серьезным» Виктора Шамирова (Театр им. Моссовета), «Макбет» Антона Яковлева (Театр на Малой Бронной), «Сережа» Дмитрия Крымова (МХТ им. ...
  • «Я бы хотела, чтоб это был захаровский спектакль»

    В «Ленкоме» – 2 и 3 декабря состоится премьера спектакля «Капкан», вольной сценической фантазии по мотивам сочинений Владимира Сорокина, сценарных разработок Марка Захарова и документальных источников. Накануне премьеры Александра Захарова, которая завершает начатую ее отцом постановку, рассказала о том, как шла работа над этим спектаклем. ...
  • Владимир Машков готовит «Ночь в отеле»

    Первая постановка Владимира Машкова в статусе художественного руководителя Театра Олега Табакова увидит свет 25 декабря (сцена на Чистых прудах). Режиссер выбрал пьесу современного британского драматурга Терри Джонсона Insignificance («Незначительность»), однако спектаклю дали другое название – «Ночь в отеле». ...
Читайте также


Читайте также

  • Пермскому театру запретили использовать историческое здание

    Трехэтажное кирпичное здание начала ХХ века, в котором располагаются офисы, кафе и служебные квартиры Пермского театра оперы и балета, запрещено эксплуатировать по решению суда. В иске, поданном прокуратурой, написано, что объект является культурным наследием и для дальнейшей его эксплуатация необходимо провести капитальный ремонт и реставрацию. ...
  • «Необходимо менять отношение к культуре как к затратной отрасли»

    В Москве 9 и 10 декабря в СТД прошел Всероссийский театральный форум. Среди выступавших на мероприятии, собравшем театральных деятелей со всей страны, представила свой доклад профессор Института экономики РАН, Института искусствознания и Школы-студии МХАТ Валентина Музычук, которая изложила основные экономические противоречия, существующие во взаимоотношениях культуры и государства. ...
  • Директор «Сатирикона» сообщил причину иска от Росимущества

    Требование Росимущества взыскать около 287 млн рублей с «Сатирикона» связано с неправильным оформлением земельного участка, где расположен столичный театр. Иск был подан столичным управлением Росимущества 6 д причину екабря, он пока не принят к производству. ...
  • Александр Калягин: «Это почти фантастика»

    В понедельник, 9 декабря, в Москве открылся Всероссийский форум СТД, посвященный итогам Года театра. Встреча началась с доклада председателя Союза театральных деятелей Александра Калягина. – Я готовил это выступление, с одной стороны, с грустью, с другой стороны, с радостью. ...
Читайте также