По уши в шоколаде

Как драматург стал законодателем кулинарной моды

 
Спектакль по знаменитой сказке Юрия Олеши был поставлен во МХАТе в 1930 году. Сценическая версия с виртуозным изяществом передавала грани остроумного сюжета, в котором можно найти всё – и тайны, и побеги, и погони, и, конечно, кулинарные рецепты…
Главного героя – гимнаста Тибула – играл Юрий Завадский. Роль доктора Гаспара получил Михаил Яншин. Но главное, что и сам автор плотно участвовал в работе, и это придавало репетициям особый колорит – казалось, что в зале рядом с режиссерским столиком суетится персонаж из сказки: он специально пришел во МХАТ из своего загадочного мира, дабы помочь режиссеру.

«Когда я впервые встретился с Юрием Карловичем Олешей (это было в 1928 году), – вспоминал Яншин, – то оказался сразу же околдован этим чудесным волшебником… Сам он напоминал мне то доброго гнома, то мушкетера. Бесстрашного, очаровательного, дерзкого…»

«Повелитель пахучего царства»


Одна из самых знаменитых сцен «Трех толстяков»: продавец шаров, унесенный ветром со своей связкой воздушных шариков, падает прямиком в кондитерскую в середину гигантского торта. «Он сидел в царстве шоколада, апельсинов, гранатов, крема, цукатов, сахарной пудры и варенья, – пишет Олеша. – И сидел на троне как повелитель пахучего разноцветного царства. Троном был торт».

Юрий Карлович хоть и не задумывался о точности рецепта, а лишь создавал изобилующую яствами забавную картинку, но она в 1930-е годы произвела впечатление на столичных кулинаров. В кондитерских магазинах на Арбате и улице Горького стали встречаться ценники «Торт Три толстяка» – кремовая выпечка, куда добавлялись кусочки апельсина. В том же отрывке автор уточняет, что торт был покрыт французским кремом, полагая, что это какой-то особый, редкий крем (французы в честь этого крема назвали свой торт – его рецепт мы приводим ниже).

«Я съел больше всех!»


Одного из толстяков – импозантного Генерала – играл Борис Ливанов, актер дородный, вальяжный, любитель вкусно и обильно поесть. Как-то в разговоре с Валентином Катаевым Борис Николаевич полушутя заявил, что государство должно устанавливать размер заработной платы актеру в зависимости от его роста, веса и аппетита: маленькому поменьше, большому побольше.

Росту Ливанов был немалого, говорили, вровень с Маяковским. А уж аппетит у Бориса Николаевича был отменный. По театру ходила байка о том, что однажды в гостях он съел целого гуся и попросил добавки.

А вот и сцена, где три толстяка – Мельник, Кардинал и Генерал – готовятся к поеданию праздничного торта.

МЕЛЬНИК. По ритуалу лучший кусок торта полагается тому, кто за ужином съел больше всех. Я съел больше всех!

КАРДИНАЛ. Нет, я!

ГЕНЕРАЛ. Не будем ссориться. Перечислите.

МЕЛЬНИК. Я съел следующее: пятьдесят улиток под рисовым соусом, две дюжины картофелин с начинкою из сорочьих филеев, трех молодых фазанов: одного с орехами, другого с бобами, третьего со сливками, и прошу заметить также, что один из фазанов был с тремя ногами…

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Все, что правильно – красиво, а все красивое – правильно»

    Для кого звучит первый звонок? Когда не следует пропускать даму вперед? Как обратиться к незнакомому человеку? На эти и другие вопросы отвечает специалист по этикету Татьяна БЕЛОУСОВА. Правило третьего звонка Покупка билета – стратегический момент. ...
  • Юдашкин разработал стиль для капельдинеров Александринки

    Театральный сезон 2019/20 билетеры Новой сцены Александринского театра встречают в форменной одежде от кутюрье Валентина Юдашкина. Корпоративный тотал-лук разработан в темных тонах и стилистически соответствует творческой концепции Новой сцены. ...
  • Обед по Маркесу и набор Венички

    Театр начинается с вешалки, а спектакль – с буфета. Именно так происходит в Студии театрального искусства, куда на сей раз отправился корреспондент нашего журнала.   АДРЕС: УЛИЦА СТАНИСЛАВСКОГО, ДОМ 21, СТР. 7 К зрителям здесь относятся как к дорогим гостям – усаживают за большой дубовый стол и угощают театральными блюдами. ...
  • Война и мир на тарелке

    «Театрал» продолжает путешествие по театральным кафе и ресторанам Москвы. На сей раз мы отправимся в изысканный «Brasserie Мост», который буквально окружают ведущие театры столицы. Большой, Малый, Театр оперетты, РАМТ, МХТ…Чуть дальше находится МАМТ им. ...
Читайте также