Пятиэтажный «Норманск»

Целая армия специалистов поставила в ЦИМе спектакль-квест по Стругацким

 
Все началось примерно год назад, когда в Центре Мейерхольда взялись за поиски принципиально новых отношений между театром и зрителем. К разработкам подключились психологи, акционисты, дизайнеры и два специалиста по ролевым играм, а главное – невероятное количество детей

Художник «Норманска» Анна Шаронова рассказывает:


– Это очень похоже на съемки кино, когда создателям нужно думать о связи одного пространства с другим, о связи объектов между собой, то есть о стилистической целостности, чтобы не получилось просто набора разных мест, не соотносящихся друг с другом, а зритель, переходя на очередную локацию, не решил, что попал на новый спектакль. В променад-театре он, как на съемочной площадке, находится внутри процесса, на близком расстоянии от актеров, но все равно смотрит со стороны.

В «Норманске» зрители будут передвигаться по пяти этажам ЦИМа, который замаскируется под город из повести Стругацких «Гадкие лебеди» – город будущего, где уже несколько лет не прекращается дождь, а климатический катаклизм связывают с «мокрецами», прокаженными интеллектуалами. Но обеспокоены местные жители даже не назревающей катастрофой – никто не может понять, что произошло с детьми: они перешли на принципиально новый уровень развития, стали неподвластны и не понятны взрослым.

Поколение-индиго предпочитает отмежеваться от прогнившего общества, от прошлого своих родителей – и выбирает «мокрецов», а в их лице – то ли отклонение от нормы, то ли миссию представителей нового мира. Решить это предстоит самим зрителям, которые разойдутся по лабиринтам Норманска и только в финале соберутся вместе – на референдум.

Ну, а начнется путешествие на «майдане» – так создатели проекта называют группу митингующих в фойе родителей. В лифте каждого зрителя встречает гид. «Он делает первый «вброс»: объясняет, что происходит на этаже, выдает маску и карту, – рассказывает Анна Шаронова. – В маске есть определенный смысл: мы отделяем актера от зрителя, даем понять, что все-таки есть некий барьер. Плюс мы делаем маску из москитной сетки, тем самым говоря, что здесь, в городе Норманске, нашествие комаров. Они буквально везде, поэтому снимать маску запрещается. Если зритель открывает лицо, – он вне игры».

Костюмы, как в черно-белых шпионских фильмах, эстетика нуара родом из Голливуда 70-х, замедленные, как на рапидной съемке, сцены – все это «ретро» сочетается в «Норманске» с технологическими «примочками» из современности – проекциями, инсталляциями, разными световыми эффектами, которые работают на атмосферу. «Общая картина собирается из очень многих нюансов, – говорит художник проекта. – В «Норманске» более 700 наименований реквизита. Несколько десятков персонажей. Всех продумывали разработчики ролевых игр. Этажи поделены на разные зоны – и соответственно на разные общественные слои. Есть простые граждане, есть чиновники, есть тайная полиция, наконец, есть дети-индиго, с которыми любой зритель сможет пообщаться».

Пока за одним углом детский хор поет Blue Monday группы New Oder, за другим – допрашивают и пытают «мокрецов». Местные власти уверены, что они пагубно влияют на подрастающее поколение, не говоря уже о том, что отклоняются от «нормы» – а с этим боролись еще в 37-м. Дети в Норманске, на самом деле, становятся свободнее, сознательнее своих родителей, но эта независимость взглядов и пугает больше всего, представляется чуть ли не угрозой национальной безопасности. Общественные настроения – нетерпимость и агрессия, заявления, что «никто не имеет права держать нейтралитет», – прозвучат на референдуме. И подтвердят: «Норманск» – не просто аттракцион, а попытка политического высказывания.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Марк Розовский ставит Достоевского

    Театр «У Никитских ворот» 1 ноября представит новый спектакль «Убивец» по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». В преддверии премьеры режиссер-постановщик Марк Розовский рассказал о своей новой работе: «Наше прочтение Достоевского зиждется на литературоведческом открытии Михаила Михайловича Бахтина, который назвал «Преступление и наказание» полифоническим романом, гениально обнаружив двойниковость и другие взаимоотражения в персонажной системе этого произведения. ...
  • Дмитрий Крымов проведет мастер-класс в Петербурге

    Художник Дмитрий Крымов принял предложение Мастерской Современного Театра провести мастер-класс (28 и 29 октября), посвященный извечной теме театрального искусства «Замысел и его воплощение». «Как рождаются шедевры на сцене? Как подобрать тот самый ключик образного языка, который будет вскрывать смысл пьесы и затрагивать душу зрителя? Мастер-класс Дмитрия Крымова не дает ответы на все вопросы, но позволяет прийти к самостоятельным выводам экспериментальным путем», – говорится в аннотации на странице Мастерской Современного Театра в Вконтакте. ...
  • «Ленком» готовит премьеру последнего спектакля Марка Захарова

    Творческая команда «Ленкома» продолжает работу над спектаклем «Капкан» по произведениям Владимира Сорокина, который не успел закончить Марк Захаров. Первоначально премьера намечалась на 2 декабря. Эту дату дирекция «Ленкома» решила не менять. ...
  • Театр «Практика» обратился к польской драматургии

    Театр «Практика» готовится представить премьеру спектакля «У нас все хорошо» по пьесе польского драматурга Дороты Масловской. Над постановкой работают артисты театра «Июльансамбль» под руководством молодого режиссера Ивана Комарова, известного работами «Баал» и «Абюьз» в Центре им. ...
Читайте также