В Большом театре в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» состоялась премьера балета Бориса Эйфмана «Реквием». В создании спектакля приняли участие Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» (художественный руководитель и главный дирижер – Владимир Спиваков) и Академический Большой хор «Мастера хорового пения».
История этого спектакля необычна. В 1991 году, на заре новой эпохи Борис Эйфман поставил на музыку «Реквиема» Моцарта одноименный одноактный балет – философскую притчу о вечном таинстве человеческой жизни. Спустя десятилетия он новь обратился к своей работе и создал на ее основе полномасштабный спектакль. Значительным образом переосмыслив хореографическую партитуру прежней постановки, он добавил в балет еще один акт, сочиненный по мотивам поэмы Анны Ахматовой «Реквием» на музыку Камерной симфонии «Памяти жертв фашизма и войны» Дмитрия Шостаковича.
– Перечитывая поэму «Реквием», – говорит Борис Эйфман, – я неизменно поражаюсь, насколько безудержна та боль, что пульсирует в строках Ахматовой. Снова и снова траурные образы «осатанелых лет» наполняют сердце. И вереницы погребенных заживо застывают в вечном ожидании у тюремных ворот… Крику женщины, на чью долю выпали страшные испытания, в поэме Ахматовой вторят стоны тысяч несчастных матерей и жен. Эта симфония скорби не перестает звучать во мне. Священная боль не утихает. Воистину: мир человеческих страданий бездонен. Но в самом течении жизни скрыта божественная непрерывность бытия, которую гениально воспел в своем «Реквиеме» Моцарт. Слушая его произведение, ощущаешь дыхание вечности.
Борис Эйфман – хореограф-философ, которого волнуют проблемы современности. Художник говорит со зрителем о самых сложных сторонах человеческого бытия, определяя жанр, в котором работает, как «психологический балет». Его называют лидером среди ныне живущих балетмейстеров и главным хореографом современности.
История этого спектакля необычна. В 1991 году, на заре новой эпохи Борис Эйфман поставил на музыку «Реквиема» Моцарта одноименный одноактный балет – философскую притчу о вечном таинстве человеческой жизни. Спустя десятилетия он новь обратился к своей работе и создал на ее основе полномасштабный спектакль. Значительным образом переосмыслив хореографическую партитуру прежней постановки, он добавил в балет еще один акт, сочиненный по мотивам поэмы Анны Ахматовой «Реквием» на музыку Камерной симфонии «Памяти жертв фашизма и войны» Дмитрия Шостаковича.
– Перечитывая поэму «Реквием», – говорит Борис Эйфман, – я неизменно поражаюсь, насколько безудержна та боль, что пульсирует в строках Ахматовой. Снова и снова траурные образы «осатанелых лет» наполняют сердце. И вереницы погребенных заживо застывают в вечном ожидании у тюремных ворот… Крику женщины, на чью долю выпали страшные испытания, в поэме Ахматовой вторят стоны тысяч несчастных матерей и жен. Эта симфония скорби не перестает звучать во мне. Священная боль не утихает. Воистину: мир человеческих страданий бездонен. Но в самом течении жизни скрыта божественная непрерывность бытия, которую гениально воспел в своем «Реквиеме» Моцарт. Слушая его произведение, ощущаешь дыхание вечности.
Борис Эйфман – хореограф-философ, которого волнуют проблемы современности. Художник говорит со зрителем о самых сложных сторонах человеческого бытия, определяя жанр, в котором работает, как «психологический балет». Его называют лидером среди ныне живущих балетмейстеров и главным хореографом современности.