360 градусов в сторону театра

На сцене Центра Мейерхольда поставили цирковой перфоманс

 
Сцена-трансформер ЦИМа, превращенная в арену (художник – Нана Абдрашитова), воздушная гимнастка, жонглер, эксцентрик и даже маленькая собачонка – цирковые артисты вышли на театральную сцену. И не только для того, чтобы удивить полетами под куполом или прогулками по канату, но и рассказать, как они дошли до жизни такой и какая она – жизнь в мире, где правила не меняются годами, а судьбы родителей часто определяют судьбы детей.
Представители нового цирка, который уже давно шествует по аренам Европы, и только-только подбирается к России, решили соединить условность театра с безусловностью трюка. Из отточенных до математической точности номеров сложилось не цирковое шоу, а перформанс-рассказ о цирковой жизни. И признание цирку в любви. Рассказ получился многоголосным, по-цирковому эгоистичным (свою партию аплодисментов, как на арене, каждый получает отдельно) и по-театральному пронзительно-искренним.

На создание новой театрально-цирковой искренности работали истории, собранные драматургом Любовью Мульменко, перед которой изначально стояла задача – не написать пьесу, а стать собеседником. «Есть такие цирковые дома, и даже цирковые районы», «мы познакомились в цирковой школе во Франции, он учил меня карабкаться по мачте», «а ты не можешь устать, выходишь и делаешь», – вплетенные в музыку Нияза Каримова и соединенные со свистом ветра от вращения гимнастов, рычанием тигров и хрустом суставов, простые признания артистов становились сердцебиением циркового мира, говорящего на языке, не знающем полутонов и полумер.
«Я не хочу крутить обруч, я не хочу клеить ресницы, я не хочу цеплять блестящие перья…Чего еще я не хочу?» – танцовщица Лина Лангнер (она же хореограф проекта) в костюме, похожем на тренировочный, снова и снова ловит обруч, превращая танец в ритуал. Когда-то отец Лины дарил ей хулахупы и мечтал, что дочь будет крутить их на арене. Лине же куда больше хотелось танцевать. Ее история, ставшая агрессивным танцем, кажется воплощением борьбы с архаичностью циркового мира и желанием создать цирк новый. Цирк с лицом тех, кто его делает.

Желание показать это лицо превращает цирковой перформанс в настоящий документальный спектакль. Два Сергея, Акимов и Иванов, факир-эксцентрик и дрессировщик, эквилибрист Андрей Катков, танцовщица Лина Лангнер, эксцентрик Рудольф Левицкий и воздушная гимнастка Александра Польди – именно за их историями зритель наблюдает, будто подглядывая в глазок. Правила игры объясняет видео на экране, который нависает над манежем и кажется одновременно и зеркалом, и увеличительным стеклом – вот крупный план поморщившейся гимнастки, а вот невероятное кружение, трансформирующееся в глазок, через который можно увидеть не только парадную сторону жизни цирковых артистов.
© Варвара Леднева По канату ведут куклу. Канат закреплен на воздушной гимнастке, как страховочная лонжа. Костюмы куклы и артистки – одинаковые. Рядом – эдакий Карабас-Барабас с хлыстом. Хлыст бьет по манежу. Издалека кажется, будто кукла морщится.

Впрочем, ощущения, что стена архаизмов, возведенная цирковыми карабасами, непробиваемая, все-таки нет. А вот надежда на то, что новый цирк не только готов стать реальностью, но уже рождается прямо у тебя на глазах, возникает. Борты арены разбираются, и через секунду над ними парит Александра Польди – представительница знаменитой цирковой династии, выступающей на манеже с 1889 года. Кажется, эксперимент с формой и фактурой цирка удался. Деконструированные цирковые границы раздвинулись и превратились в одно внятное высказывание. Остался только полет, правда, с инструкцией от циркового тренера.

Дима Мелкин, режиссер
-  Я знаю цирковую кухню изнутри. Зарабатывал на жизнь смертельно опасными трюками. К сожалению, задачи, которые решает сегодня цирковое искусство – не художественные. «Росгосцирк», например, должен обслужить массу площадок. В какой-то степени в цирковом мире присутствует «крепостная право». Отчасти мы эту тему раскрываем, выбрав «тоталитарную» позицию героя-тренера. В цирке, на мой взгляд, сформировалось сообщество «папиков», которые отвечают за всю индустрию. Артисты, которые работают в спектакле, или вышли из этой игры или никогда в ней не участвовали.  Выход из институции позволяет свободно дышать. 

Это очень честная история и при этом игра в цирк, попытка примерить по-новому цирковую повседневность и перенести ее на театральные подмостки.

Любовь Мульменко, драматург
- До работы над проектом я была в цирке всего раз в жизни, когда мне было лет семь. И решила это исправить. Оказалось, почти ничего не изменилось. Цирк, конечно, консервативнее театра, это по-хорошему архаичный тип зрелища.

В своей работе мы решили рассказать о людях, которые укоренены в цирке, но при этом молоды и могут двигаться дальше.  «360 градусов» – это цирк и одновременно рассказ про цирк. Когда Дима Мелкин позвал меня в команду, он сказал, что не хочет пьесы на выходе. Я выступала в роли собеседника и человека, помогающего доставать из артистов истории. Мы пытались выйти на тему навязанной судьбы. Цирк – редчайший случай тесной связи с семьей. Здесь не возникает вопросов, чем может заниматься сын жонглера.  Но эта преемственность – правильная.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «Это станет сенсацией в театральном мире»

    19 февраля в зале правления Центробанка России состоялось первое заседание Оргкомитета по празднованию 100-летия Театра Вахтангова (Оргкомитет образован распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2020 года как исполнение Указа Президента от 2 августа 2019 года), – говорит Кирилл Крок. ...
  • Третьяковка приглашает в русскую сказку

    В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась интерактивная выставка-путешествие «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». На экспозиции представлено более 70 произведений – живопись, графика, скульптура, инсталляция и видеоарт. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
Читайте также


Читайте также

  • Сергей Безруков: «Пьеса Чапека «Мать» особенно актуальна сейчас»

    На малой сцене Московского Губернского театра 4 и 5 марта состоится премьера спектакля «Сердце матери» по пьесе Карела Чапека «Мать».   Драма «Мать» стала итогом творчества писателя. Карел Чапек написал свою пьесу в 1938 году, когда Чехия, как и вся Европа, была в отчаянном положении: она боролась и с внутренними, и с внешними проблемами, набирал силу третий рейх. ...
  • Театр Вахтангова расскажет о Людмиле Гурченко

    Премьерные показы спектакля «Люся. Признание в любви» состоятся 6 и 7 марта на Новой сцене Театра им. Вахтангова, информирует в среду пресс-служба Вахтанговского театра. Спектакль режиссера Александра Нестерова будет посвящен Людмиле Гурченко. ...
  • Марк Розовский посвятит спектакль Олегу Табакову

    Художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский вновь обратился к знаменитой пьесе «Амадей» британского драматурга Питера Шеффера.   Впервые спектакль по этой пьесе Розовский поставил в 1983 году на сцене Художественного театра по приглашению Олега Ефремова. ...
  • В Театре Виктюка поставят Гумилева

    Одну из главных пьес Серебряного века ставит художественный руководитель театра Роман Виктюк. Главные роли исполнит звёздный состав театра: Дмитрий Бозин, Людмила Погорелова, Анна Подсвирова, Дмитрий Жойдик. Работая над новой постановкой, Виктюк вновь обращается к эпохе, которая представляет для режиссера наибольший интерес и отвечает эстетике его авторского поиска, к Серебряному веку. ...
Читайте также