360 градусов в сторону театра

На сцене Центра Мейерхольда поставили цирковой перфоманс

 
Сцена-трансформер ЦИМа, превращенная в арену (художник – Нана Абдрашитова), воздушная гимнастка, жонглер, эксцентрик и даже маленькая собачонка – цирковые артисты вышли на театральную сцену. И не только для того, чтобы удивить полетами под куполом или прогулками по канату, но и рассказать, как они дошли до жизни такой и какая она – жизнь в мире, где правила не меняются годами, а судьбы родителей часто определяют судьбы детей.
Представители нового цирка, который уже давно шествует по аренам Европы, и только-только подбирается к России, решили соединить условность театра с безусловностью трюка. Из отточенных до математической точности номеров сложилось не цирковое шоу, а перформанс-рассказ о цирковой жизни. И признание цирку в любви. Рассказ получился многоголосным, по-цирковому эгоистичным (свою партию аплодисментов, как на арене, каждый получает отдельно) и по-театральному пронзительно-искренним.

На создание новой театрально-цирковой искренности работали истории, собранные драматургом Любовью Мульменко, перед которой изначально стояла задача – не написать пьесу, а стать собеседником. «Есть такие цирковые дома, и даже цирковые районы», «мы познакомились в цирковой школе во Франции, он учил меня карабкаться по мачте», «а ты не можешь устать, выходишь и делаешь», – вплетенные в музыку Нияза Каримова и соединенные со свистом ветра от вращения гимнастов, рычанием тигров и хрустом суставов, простые признания артистов становились сердцебиением циркового мира, говорящего на языке, не знающем полутонов и полумер.
«Я не хочу крутить обруч, я не хочу клеить ресницы, я не хочу цеплять блестящие перья…Чего еще я не хочу?» – танцовщица Лина Лангнер (она же хореограф проекта) в костюме, похожем на тренировочный, снова и снова ловит обруч, превращая танец в ритуал. Когда-то отец Лины дарил ей хулахупы и мечтал, что дочь будет крутить их на арене. Лине же куда больше хотелось танцевать. Ее история, ставшая агрессивным танцем, кажется воплощением борьбы с архаичностью циркового мира и желанием создать цирк новый. Цирк с лицом тех, кто его делает.

Желание показать это лицо превращает цирковой перформанс в настоящий документальный спектакль. Два Сергея, Акимов и Иванов, факир-эксцентрик и дрессировщик, эквилибрист Андрей Катков, танцовщица Лина Лангнер, эксцентрик Рудольф Левицкий и воздушная гимнастка Александра Польди – именно за их историями зритель наблюдает, будто подглядывая в глазок. Правила игры объясняет видео на экране, который нависает над манежем и кажется одновременно и зеркалом, и увеличительным стеклом – вот крупный план поморщившейся гимнастки, а вот невероятное кружение, трансформирующееся в глазок, через который можно увидеть не только парадную сторону жизни цирковых артистов.
© Варвара Леднева По канату ведут куклу. Канат закреплен на воздушной гимнастке, как страховочная лонжа. Костюмы куклы и артистки – одинаковые. Рядом – эдакий Карабас-Барабас с хлыстом. Хлыст бьет по манежу. Издалека кажется, будто кукла морщится.

Впрочем, ощущения, что стена архаизмов, возведенная цирковыми карабасами, непробиваемая, все-таки нет. А вот надежда на то, что новый цирк не только готов стать реальностью, но уже рождается прямо у тебя на глазах, возникает. Борты арены разбираются, и через секунду над ними парит Александра Польди – представительница знаменитой цирковой династии, выступающей на манеже с 1889 года. Кажется, эксперимент с формой и фактурой цирка удался. Деконструированные цирковые границы раздвинулись и превратились в одно внятное высказывание. Остался только полет, правда, с инструкцией от циркового тренера.

Дима Мелкин, режиссер
-  Я знаю цирковую кухню изнутри. Зарабатывал на жизнь смертельно опасными трюками. К сожалению, задачи, которые решает сегодня цирковое искусство – не художественные. «Росгосцирк», например, должен обслужить массу площадок. В какой-то степени в цирковом мире присутствует «крепостная право». Отчасти мы эту тему раскрываем, выбрав «тоталитарную» позицию героя-тренера. В цирке, на мой взгляд, сформировалось сообщество «папиков», которые отвечают за всю индустрию. Артисты, которые работают в спектакле, или вышли из этой игры или никогда в ней не участвовали.  Выход из институции позволяет свободно дышать. 

Это очень честная история и при этом игра в цирк, попытка примерить по-новому цирковую повседневность и перенести ее на театральные подмостки.

Любовь Мульменко, драматург
- До работы над проектом я была в цирке всего раз в жизни, когда мне было лет семь. И решила это исправить. Оказалось, почти ничего не изменилось. Цирк, конечно, консервативнее театра, это по-хорошему архаичный тип зрелища.

В своей работе мы решили рассказать о людях, которые укоренены в цирке, но при этом молоды и могут двигаться дальше.  «360 градусов» – это цирк и одновременно рассказ про цирк. Когда Дима Мелкин позвал меня в команду, он сказал, что не хочет пьесы на выходе. Я выступала в роли собеседника и человека, помогающего доставать из артистов истории. Мы пытались выйти на тему навязанной судьбы. Цирк – редчайший случай тесной связи с семьей. Здесь не возникает вопросов, чем может заниматься сын жонглера.  Но эта преемственность – правильная.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Быть краской на палитре Дмитрия Крымова очень интересно»

    В Музее Москвы состоялась пресс-конференция перед премьерой спектакля «Борис» по мотивам драмы Пушкина «Борис Годунов». С журналистами встретились – продюсер проекта Леонид Роберман, режиссер Дмитрий Крымов, директор Музея Москвы Анна Трапкова, актеры Михаил Филиппов и Паулина Андреева. ...
  • Большой театр объявил прослушивание для мальчиков

    Конкурсный набор мальчиков 6-12 лет для участия в спектакле «Пиковая дама» состоится 9 ноября в Большом театре. Об этом сообщается на официальном сайте ГАБТа.  Требования к конкурсантам: наличие хорошего музыкального слуха и голоса. ...
  • В Театре на Литейном ждут миссис Сэвидж

    Бенефис народной артистки России Татьяны Ткач отметят в Санкт-Петербургском Театре на Литейном 18 октября. В этот день здесь состоится премьера спектакля «Странная миссис Сэвидж».  «Наш спектакль – добрая сказка для взрослых, – говорит режиссер Александр Кузин. ...
  • «Любой переживший травму сможет узнать себя»

    В Центре им. Мейерхольда вышла премьера «За белым кроликом». Наполненная аллюзиями на сказку «Алиса в Стране Чудес» история рассказывает о реальной трагедии убийства в Подмосковье двух девушек. Многосюжетная пьеса Марии Огневой  разворачивается в трех пространственных и временных измерениях, где две девушки ночью садятся в попутку к незнакомцу (а в другом представлении – прыгают в Нору за Белым Кроликом), где их матери расследуют преступление, а близкая подруга, главная героиня истории, никак не может пережить травму, изменившую ее мироощущение и жизнь. ...
Читайте также