360 градусов в сторону театра

На сцене Центра Мейерхольда поставили цирковой перфоманс

 
Сцена-трансформер ЦИМа, превращенная в арену (художник – Нана Абдрашитова), воздушная гимнастка, жонглер, эксцентрик и даже маленькая собачонка – цирковые артисты вышли на театральную сцену. И не только для того, чтобы удивить полетами под куполом или прогулками по канату, но и рассказать, как они дошли до жизни такой и какая она – жизнь в мире, где правила не меняются годами, а судьбы родителей часто определяют судьбы детей.
Представители нового цирка, который уже давно шествует по аренам Европы, и только-только подбирается к России, решили соединить условность театра с безусловностью трюка. Из отточенных до математической точности номеров сложилось не цирковое шоу, а перформанс-рассказ о цирковой жизни. И признание цирку в любви. Рассказ получился многоголосным, по-цирковому эгоистичным (свою партию аплодисментов, как на арене, каждый получает отдельно) и по-театральному пронзительно-искренним.

На создание новой театрально-цирковой искренности работали истории, собранные драматургом Любовью Мульменко, перед которой изначально стояла задача – не написать пьесу, а стать собеседником. «Есть такие цирковые дома, и даже цирковые районы», «мы познакомились в цирковой школе во Франции, он учил меня карабкаться по мачте», «а ты не можешь устать, выходишь и делаешь», – вплетенные в музыку Нияза Каримова и соединенные со свистом ветра от вращения гимнастов, рычанием тигров и хрустом суставов, простые признания артистов становились сердцебиением циркового мира, говорящего на языке, не знающем полутонов и полумер.
«Я не хочу крутить обруч, я не хочу клеить ресницы, я не хочу цеплять блестящие перья…Чего еще я не хочу?» – танцовщица Лина Лангнер (она же хореограф проекта) в костюме, похожем на тренировочный, снова и снова ловит обруч, превращая танец в ритуал. Когда-то отец Лины дарил ей хулахупы и мечтал, что дочь будет крутить их на арене. Лине же куда больше хотелось танцевать. Ее история, ставшая агрессивным танцем, кажется воплощением борьбы с архаичностью циркового мира и желанием создать цирк новый. Цирк с лицом тех, кто его делает.

Желание показать это лицо превращает цирковой перформанс в настоящий документальный спектакль. Два Сергея, Акимов и Иванов, факир-эксцентрик и дрессировщик, эквилибрист Андрей Катков, танцовщица Лина Лангнер, эксцентрик Рудольф Левицкий и воздушная гимнастка Александра Польди – именно за их историями зритель наблюдает, будто подглядывая в глазок. Правила игры объясняет видео на экране, который нависает над манежем и кажется одновременно и зеркалом, и увеличительным стеклом – вот крупный план поморщившейся гимнастки, а вот невероятное кружение, трансформирующееся в глазок, через который можно увидеть не только парадную сторону жизни цирковых артистов.
© Варвара Леднева По канату ведут куклу. Канат закреплен на воздушной гимнастке, как страховочная лонжа. Костюмы куклы и артистки – одинаковые. Рядом – эдакий Карабас-Барабас с хлыстом. Хлыст бьет по манежу. Издалека кажется, будто кукла морщится.

Впрочем, ощущения, что стена архаизмов, возведенная цирковыми карабасами, непробиваемая, все-таки нет. А вот надежда на то, что новый цирк не только готов стать реальностью, но уже рождается прямо у тебя на глазах, возникает. Борты арены разбираются, и через секунду над ними парит Александра Польди – представительница знаменитой цирковой династии, выступающей на манеже с 1889 года. Кажется, эксперимент с формой и фактурой цирка удался. Деконструированные цирковые границы раздвинулись и превратились в одно внятное высказывание. Остался только полет, правда, с инструкцией от циркового тренера.

Дима Мелкин, режиссер
-  Я знаю цирковую кухню изнутри. Зарабатывал на жизнь смертельно опасными трюками. К сожалению, задачи, которые решает сегодня цирковое искусство – не художественные. «Росгосцирк», например, должен обслужить массу площадок. В какой-то степени в цирковом мире присутствует «крепостная право». Отчасти мы эту тему раскрываем, выбрав «тоталитарную» позицию героя-тренера. В цирке, на мой взгляд, сформировалось сообщество «папиков», которые отвечают за всю индустрию. Артисты, которые работают в спектакле, или вышли из этой игры или никогда в ней не участвовали.  Выход из институции позволяет свободно дышать. 

Это очень честная история и при этом игра в цирк, попытка примерить по-новому цирковую повседневность и перенести ее на театральные подмостки.

Любовь Мульменко, драматург
- До работы над проектом я была в цирке всего раз в жизни, когда мне было лет семь. И решила это исправить. Оказалось, почти ничего не изменилось. Цирк, конечно, консервативнее театра, это по-хорошему архаичный тип зрелища.

В своей работе мы решили рассказать о людях, которые укоренены в цирке, но при этом молоды и могут двигаться дальше.  «360 градусов» – это цирк и одновременно рассказ про цирк. Когда Дима Мелкин позвал меня в команду, он сказал, что не хочет пьесы на выходе. Я выступала в роли собеседника и человека, помогающего доставать из артистов истории. Мы пытались выйти на тему навязанной судьбы. Цирк – редчайший случай тесной связи с семьей. Здесь не возникает вопросов, чем может заниматься сын жонглера.  Но эта преемственность – правильная.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
  • Михаил Ефремов обратился к министру МВД

    Актер Михаил Ефремов записал видеообращение министру МВД Колокольцеву в стихах (автор текста Андрей Орлов (Орлуша). Напомним, 31 июля в Москве арестовали актера театра «Современник» за пародию на пьяного полицейского. ...
  • Соломон Тенсер: «Наш Гала-концерт состоится в столице мирового балета»

    30 июня на сцене концертного зала «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоится вечер в честь 25-летия знаменитого международного проекта Stars of the 21st Century. На протяжении многих лет Гала-концерты «Звезды XXI века» с участием лучших артистов балета со всего мира проходили в таких престижных залах, как «Линкольн-центр» (Нью-Йорк), Кремлевский дворец (Москва), Театр на Елисейских полях (Париж), Центр искусств (Торонто), Дворец Фестивалей (Канны), и всегда это становилось событием любого балетного сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Северной столице немцы представят «Утопию»

    В рамках Театральной олимпиады 7, 8 и 14 сентября в Санкт-Петербурге состоится премьера нового променад-спектакля «Утополис Петербург» от всемирно известной немецкой театральной компании Rimini Protokoll. Ранее проект был представлен только жителям Манчестера под названием Utopolis Manchester. ...
  • Выходит в свет сентябрьский «Театрал»

    На страницах первого осеннего номера (см. подписка) вы прочтете: - какая роль стала для Елизаветы Боярской настоящим испытанием; - что думает Иван Вырыпаев о закулисном мире шоу-бизнеса; - почему в Год театра директора уходят со своих постов; - какие впечатления остались у Марка Розовского после работы в Авиньоне; - какой сюрприз готовит зрителям Дмитрий Крымов; - чем опасен театр: внучка Чарли Чаплина в спецпроекта «Театрала»; - когда в Москву привезут лучшие спектакли русскоязычных театров Европы и США; - почему классика всегда современна: колонка Дмитрия Трубочкина; - как на государственном уровне будет отмечаться столетие Театра им. ...
  • Нестрашный Вий

    В петербургском театре «Приют комедианта» 33-й сезон открылся премьерным спектаклем режиссера Василия Сенина «Вий».   Притча Гоголя «Вий» всегда ассоциировалась с ужасом, наваждением, жутью. Этакая страшилка, которая, однако, почему-то нужна людям и, прежде всего, детям, чтобы вновь и вновь переживать страх. ...
  • «Дети у власти» откроют сезон в Александринке

    В день открытия сезона, 3 сентября, на Новой сцене Александринского театра состоится премьера спектакля «Дети у власти» по пьесе французского поэта, драматурга Роже Витрака (1899 – 1952). Над постановкой работает Николай Рощин в соавторстве с Андреем Калининым и, по их замыслу,  это произведение – «искреннее признание театру в любви и верности». ...
Читайте также