Пирог для Ливанова

Как в годы войны проявлялись актерские пристрастия

 
Осенью 1941 года МХАТ отправился в эвакуацию. Причем так называемый золотой фонд театра, куда входили Книппер-Чехова и Немирович-Данченко, уехал в Тбилиси, а другая часть труппы во главе с Москвиным и Хмелевым отправилась в Саратов. Но вне зависимости от места пребывания бытовые условия оставались одинаково трудными.
Сохранились дневниковые записи Немировича-Данченко о том, как по пути на Кавказ у него в корзине испортились продукты, но особенно жалко было жареного цыпленка, которого домработница Праня с большим трудом купила на рынке. А еще в тех записях чувствуется избалованность столичной жизнью.

«Уже на другой день я подумал: эх, чего бы нибудь сладенького! – писал Владимир Иванович. – Потом повторил это желание…. И вдруг нахожу мешочек с леденцами!»

Увы, о сладостях пришлось вскоре забыть: они, как и другие яства, исчезли с прилавков и, уж конечно, не входили в продовольственный паек. Хлеб, картофель и крупы стали главными продуктами той страшной войны. Но, несмотря на постоянное чувство голода, некоторые актрисы исхитрялись часть своего пайка продавать на рынке.

«Какое счастье, что вы приехали!»


Старейшая актриса труппы Кира ГОЛОВКО была со МХАТом в эвакуации в Саратове. Но, по ее словам, несмотря на голод, несмотря на жуткий быт, артисты держались с достоинством. Они пытались сохранить даже чувство юмора, без которого трудно себе представить Художественный театр.

– На вокзале в Саратове нас встречало все городское начальство, – вспоминает Кира Николаевна. – Местные чиновники особенно хотели послушать Москвина, чьи депутатские речи в то время были широко известны. Но поскольку Москвин задерживался в Тбилиси, то в Саратове вместо него выступал Тарханов (родной брат). И вот встречать артистов вышла пионерка, читала стихи, говорила: «Какое счастье, что вы приехали! Мы знаем все фильмы, в которых вы снимались».

Она-то думала, что обращается к Москвину. В итоге Тарханову это надоело, он подошел ближе и – батюшки! – задрав юбку, ущипнул за мягкое место. Пионерка вскрикнула и убежала. Все зашипели на Тарханова. А он сделал безобидное лицо и сказал: «Она же всем будет рассказывать, что это Москвин ущипнул».

Чайник с водкой


– В июле 1942 года, когда стали бомбить Саратов, Алла Константиновна Тарасова всех взбудоражила и добилась, чтобы МХАТ покинул город, – продолжает Кира Головко. – Нам выписали билеты на пароход, и мы со своими пожитками потащились к набережной. На палубе всех встречал актер Сергей Капитонович Блинников с огромным чайником в руках, из которого наливал спирт. Я тоже протянула кружечку, но он хлопнул меня по руке и сказал: «Пошла вон, идиотка».

У меня брызнули слезы, а потом я поняла, что спирт на баб не полагался, поскольку его с трудом хватало на мужиков. Иван Михайлович Москвин, заметив, что Блинников разливает горячительное, был в гневе, поскольку с утра и без того от многих артистов пахло выпивкой. Один из рабочих сцены, побоявшись вступать в конфликт с руководством, схватил чайник и побежал с ним по палубе к каютам, но Москвин его окликнул: «А ну-ка стой, вернись!»

Тот остановился, и тогда к чайнику подбежал Блинников со словами: «Иван Михайлович, вы напрасно нервничаете, это же вода».

Открыл рот, выпил все содержимое, утерся и сказал: «Чего ты испугался, дурачок? Говорю же – вода».

Эту историю потом долго пересказывали – провести Москвина на глазах у всей труппы не удавалось еще никому.

«Малину сушат на зиму…»


Летом во время эвакуации Борис Ливанов получил письмо от своей жены Евгении Казимировны. Она с детьми пряталась от войны в небольшом уральском селе на Каме.

Места дикие, но при этом плодородные.

«Малину женщины носили в ведрах на коромысле. Ее сушат на зиму, – писала она. – Зима снежная, заносило чуть ли не по самые окна. Скрип саней по первопутку. Фырканье лошадок. Дымки из труб. А в самой избе тепло и приятно пахнет печеным… Пироги с малиной – это «специалитет» тех мест».

К письму она прикрепила простенький рецепт собственного сочинения. Но поскольку военная жизнь все же отличается от мирного времени, мы публикуем его с поправками.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Все, что правильно – красиво, а все красивое – правильно»

    Для кого звучит первый звонок? Когда не следует пропускать даму вперед? Как обратиться к незнакомому человеку? На эти и другие вопросы отвечает специалист по этикету Татьяна БЕЛОУСОВА. Правило третьего звонка Покупка билета – стратегический момент. ...
  • Юдашкин разработал стиль для капельдинеров Александринки

    Театральный сезон 2019/20 билетеры Новой сцены Александринского театра встречают в форменной одежде от кутюрье Валентина Юдашкина. Корпоративный тотал-лук разработан в темных тонах и стилистически соответствует творческой концепции Новой сцены. ...
  • Обед по Маркесу и набор Венички

    Театр начинается с вешалки, а спектакль – с буфета. Именно так происходит в Студии театрального искусства, куда на сей раз отправился корреспондент нашего журнала.   АДРЕС: УЛИЦА СТАНИСЛАВСКОГО, ДОМ 21, СТР. 7 К зрителям здесь относятся как к дорогим гостям – усаживают за большой дубовый стол и угощают театральными блюдами. ...
  • Война и мир на тарелке

    «Театрал» продолжает путешествие по театральным кафе и ресторанам Москвы. На сей раз мы отправимся в изысканный «Brasserie Мост», который буквально окружают ведущие театры столицы. Большой, Малый, Театр оперетты, РАМТ, МХТ…Чуть дальше находится МАМТ им. ...
Читайте также