Хотят ли зрители войны?

Почему на сцене почти не осталось постановок о подвигах русских солдат

 
Несмотря на возрастающее желание российских властей повсеместно внедрить «патриотическое воспитание», руководители театров не стали слепо следовать «указаниям сверху», и предстоящий День Победы отметят по старым лекалам – концертами и вечерами памяти. Специальных же спектаклей на «датскую» тему «Театрал» насчитал единицы. В последние годы интерес к Великой Отечественной войне заметно снизился как в театре, так и в обществе…
Почему тема Великой Отече-ственной не очень востребована? Наверное, на этот вопрос можно ответить сразу: зрители, как немалая часть «человечества», войны не хотят. Ни в жизни, ни на сцене. У доминирующей части современной публики театр ассоциируется с чем-то добрым и праздничным, сулящим обязательный хеппи-энд. Согласитесь, тема исторической памяти не всегда к этому располагает…

Впрочем, так было и в советское время. Большинство постановок «по поводу» сохранилось отнюдь не по причинам своей «идеологической верности партии и народу», а лишь потому, что представляли собой образцы подлинного искусства, независимо от той темы, которая их спровоцировала. И примеров можно привести множество.

Спектакли с достоинством


Благодаря спектаклю «Вечно живые» по одноименной пьесе Виктора Розова в постановке Олега Ефремова родился театр «Современник». «А зори здесь тихие», поставленный Юрием Любимовым по повести Бориса Васильева в Театре на Таганке, на десятилетия стал культовым спектаклем. «Эшелон» Михаила Рощина и Галины Волчек в «Современнике» потрясал публику подлинностью текста и актерского исполнения. Невозможно забыть спектакль Андрея Гончарова «Завтра была война» (опять же по Борису Васильеву) в Театре имени Маяковского, хотя действие происходило накануне. Вообще этот автор внес громадный вклад в сценическую историю войны. Добавьте сюда известный спектакль Марка Захарова «В списках не значился» в «Ленкоме». Провинция тоже не оставалась в стороне: почти 30 лет назад, например, на всю Россию прогремел спектакль Омского театра драмы «У войны не женское лицо» Светланы Алексиевич и Геннадия Тростянецкого. Список можно продолжать, найдя еще немало сильнейших постановок.

Они были чрезвычайно популярны у зрителей. И дело не только в тематике войны и Победы. Во-первых, это был не «театр военных действий», а вечные человеческие истории – о сопротивлении обстоятельствам, о силе, стойкости и мужестве, о долге перед собой и родиной. Тогда еще эти понятия писались с большой буквы и не были девальвированы. Во-вторых, в основе громких советских постановок лежала большая литература, будь то проза или драма. К упомянутым авторам стоит добавить имена Алексея Арбузова, Виктора Тендрякова, Виктора Астафьева, Константина Симонова, Валентина Распутина. Ну и, наконец, как уже было сказано, это были спектакли больших художественных достоинств, от сценографических и режиссерских до актерских.

Для «своего» зрителя


Сегодня новых пьес о войне буквально единицы. Лидеры многочисленных драматургических конкурсов уверенно говорят о том, что на эту тему молодые авторы не пишут. Последними реальными прорывами были «Фронтовичка» Анны Батуриной, «Развалины» Юрия Клавдиева, «Трилогия войны» Николая Рудковского (Беларусь), «Малыш» Мариуса Ивашкявичюса (Литва). Эти пьесы известны в театральном мире, представленном уже новым поколением режиссуры, поставлены в ряде театров и собирают своего зрителя.

Здесь, конечно, иной взгляд на нашу историю, более жесткий, иногда провокационный, дистанционный, где очень важной становится попытка понять и оценить историю с позиций нынешнего дня. Но в лидеры театрального процесса, связанного с этой тематикой, вырвалась все же другая пьеса – «Саня, Ваня, с ними Римас», последний драматургический опыт Владимира Гуркина. Написанная почти десятилетие назад, пьеса по-прежнему триумфально шагает по сценам отечественных театров, каждый год рождая новые постановки. И это понятно – достаточно простая и внятная история саму войну вроде бы выводит за сцену, но сибирский деревенский быт так остро передает состояние и ощущение человека того времени, что тут трудно что-либо добавить.

А меж тем Театр Российской армии и управление культуры Министерства обороны уже не первый год проводят драматургические конкурсы на военную и близкую ей тематику. Так, в этом году конкурс проходит под девизом «Армия России: война и мир». Победитель же получит право постановки на сцене ЦАТРА. Кстати, этот театр, вероятно, обязанный поддерживать военную тему согласно своему названию, сегодня имеет в своем репертуаре три спектакля на тему Великой Отечественной, поставленных несколько лет назад – «Вечно живые» Розова, «Соловьиная ночь» Валентина Ежова и «Саня, Ваня, с ними Римас» Гуркина.

В нынешнем сезоне едва ли не единственный спектакль о войне парадоксальным образом появился на сцене «Школы драматического искусства», где вдруг вспомнили некогда очень популярную пьесу белорусского драматурга Андрея Дударева «Рядовые». Причем режиссер Александр Лаптий назвал свой спектакль «Песнь лебедей» и придал весьма реалистичной пьесе притчевое звучание: «Герои нашего спектакля, пережив в критические моменты своей жизни смерть психологическую, узнают о близящейся смерти физической и идут на нее с пением и радостью, как и подобает добрым и мудрым мужам», – отметил он.

Главная интрига


Впрочем, отдельные театры предпочитают репертуарным постановкам о войне ежегодные майские акции, которые, кстати, пользуются большим успехом у публики. Например, в Ярославле ежегодно 9 Мая бульвар у Волковского театра оформляется в стиле 1945 года. Женщины в белоснежных передничках и наколках угощают всех мороженым, мужчины играют в шахматы, военные прогуливаются под ручку со своими дамами, мальчишки играют в лапту. Из репродукторов звучит музыка тех лет. Телефонные будки, беседки, скамейки, клумбы создают иллюзию прошлого. А в определенный час у служебного входа театра на грузовиках с открытыми бортами начинает свое выступление «фронтовая бригада». Ностальгические песни в исполнении актеров, танцы со зрителями, каша, приготовленная в огромных кастрюлях полевой кухни, создают атмосферу народного праздника. А вечером на сцене театра идет спектакль-концерт. В разные годы он назывался «В шесть часов вечера после войны», «Лишь бы не было войны», в этом году взято название «Он не вернулся из боя», а звучать будут бардовские песни.

Ну а самая большая интрига ожидает публику 9 Мая в Театре на Таганке, где будет сыграна премьера спектакля «День Победы» по пьесе Михаила Дурненкова. Спектакля еще нет, да и пьесу мало кто читал, а уже стремительно нарастает скандальная ситуация с доносами, жалобами и даже выступлениями сенаторов. Мол, и тема-то искажена, и цена победы занижена, и ветераны получились не такие, как полагается.

Впору вспомнить о реальных ветеранах и их настоящей жизни, которая оказывается не просто скромной, а часто нищей. Так что это событие, с заранее подогретым к нему интересом, будет безусловно симптоматичным.

Патриотические тенденции, стремительно набирающие силу в обществе, разумеется, скажутся в следующем году, поскольку с большой долей вероятности можно спрогнозировать, что в 2015-м, когда будет отмечаться 70-летие Великой Победы, театры ответят на это событие всплеском премьер.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор театра Karlsson Hause Анна Павинская: «Мы любим риск»

    У репертуарного театра в России есть очевидное преимущество: здесь возможен риск. Например, не сложился спектакль, и постановку списали уже на генеральной репетиции. Но в частном театре, наверное, подобные риски недопустимы. ...
  • Артисты «Ленкома» попросили присвоить театру имя Марка Захарова

    Артисты «Ленкома» обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой присвоить театру имя Марка Захарова, который был художественным руководителем коллектива. «Сейчас подготовлено обращение от труппы театра, со всеми народными артистами и другими уважаемыми артистами, на имя Сергея Семеновича Собянина о том, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», – сказал ТАСС председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. ...
  • Мосгорсуд отменил возврат дела «Седьмой студии» в прокуратуру

    Во вторник, 8 октября, Мосгорсуд признал незаконным возвращение в прокуратуру уголовного дела «Седьмой студии» и постановил вернуть дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда. Это решение принято по ходатайству прокуратуры. ...
  • В устав Большого театра внесли изменения

    Назначения и отставки в филиалах Большого театра будут согласовываться с Министерством культуры РФ. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России». ...
Читайте также