Действующие лица

Артисты и режиссеры все чаще стали выступать в роли благотворителей

 
Конечно, театр помогал нуждающимся и раньше. Благотворительные спектакли, выступление выездных бригад, сбор средств в помощь раненым и обездоленным сопровождали его деятельность и в императорское время, и в кровавые годы революции, и во время Великой Отечественной войны. Однако в последние годы социальная роль театра стала вновь особенно заметной.
Например, Борис БЕЛЕНЬКИЙ, учредитель независимой премии «Хрустальная Турандот» два года назад организовал спецпроект «Спасающий спасется», благодаря которому все собранные средства от концерта знаменитых артистов перечисляются деятелям сцены, нуждающимся в срочном лечении. Свои благотворительные вечера «Хрустальная Турандот» проводит несколько раз в год в Театре Вахтангова, превратившись в настоящий праздник добра и милосердия. Впрочем, помимо благотворительных вечеров популярными в театре стали и социальные проекты. Сегодня их десятки по всей стране (в прошлом году у премии «Звезда Театрала» появилась даже специальная номинация). И хотя программа у каждого своя, суть остается единой. Социальные проекты смело выходят из «зоны комфорта» и пробуют другие формы работы со зрителем: выезжают в больницы и детские дома, добираются до самых отдаленных, богом забытых населенных пунктов, взаимодействуют с социально незащищенными группами, которые изолированы от общества и почти лишены доступа к культуре – людьми с ограниченными возможностями, заключенными, пациентами наркологических клиник и реабилитационных центров. В числе организаторов одного из таких проектов – Арсений ЭПЕЛЬБАУМ, создавший на базе театра «Тень» «Академию театрального зрителя».

Борис Беленький


– Борис Петрович, проекту «Спасающий спасется» исполнилось два года. Можно ли подвести промежуточные итоги? Все ли удается?

– Безусловно, удается. Это очень важный проект, пробуждающий человека в человеке, поэтому организовали мы его без особых проблем. К счастью, в театральном мире есть множество людей, которые охотно откликаются на любые просьбы о помощи. Нам ни разу не пришлось никого «уговаривать», «умолять выступить». Достаточно сказать, что благодаря вашему участию мы сможем помочь такому-то артисту в лечении, – как тут же человек соглашается. Иначе и быть не может. Благотворительность – она ведь всегда рождается в душе. И мне очень приятно, что московские звезды сердечно откликаются на наш призыв помогать своим коллегам из областных театров России (в большинстве случаев именно они и становятся героями наших вечеров). Проект «Спасающий спасется» – одно из любимых детищ «Хрустальной Турандот».

– Есть что-то, чем вы особенно гордитесь?

– Я горжусь теми отзывами, которые получаю от артистов, прошедших лечение. Улучшение их самочувствия и слова благодарности – это самая лучшая награда для нас. Начиная от 20-летнего студента театрального института, которому исправили позвоночник, и он начал ходить, и заканчивая легендарным актером Театра Маяковского Ефимом Исааковичем Байковским, который прошел лечение в Израиле.

– Вы всегда следите за судьбой тех, кому помогаете?

– Да, безусловно. Мы все время на связи, мы становимся практически родственниками. Вот и в ближайшее время в нашем графике три благотворительные акции. Но имен я назвать пока не могу, поскольку героев вечера нам помогает искать социальный отдел СТД. Я также обращаюсь к читателям журнала «Театрал», живущим за пределами Москвы, – худрукам региональных театров: если вы знаете деятелей сцены, которые нуждаются в лечении, сообщайте нам, пожалуйста. Контакты есть на сайте премии «Хрустальная Турандот».

– Вы не планируете расширять количество концертов?

– Это, к сожалению, зависит от материальной составляющей. Но стараемся проводить при первой же возможности.

– А в регионах внимательнее стали относиться к своим артистам после вашего проекта?

– Они физически не могут этого делать, хотя и очень стремятся.

– Вы имеете в виду театры или руководство регионов?

– Если бы руководство регионов захотело, оно бы, несомненно, это сделало. У руководства регионов все в порядке, каким бы бедным регионом они ни руководили. А в кассе театра и у людей театра нет возможности помогать. Руководство регионов делает вид, будто оно обо всех заботится, но если не будет команды от президента провести очередную Олимпиаду, то ничего и не двинется с места.

– На вашу работу, получается, откликнулись только театральные деятели?

– На другое я и не рассчитывал.

Арсений Эпельбаум




– Арсений, можно подвести первые итоги «Академии театрального зрителя»? Получается достичь желаемого?

– Поскольку мы планируем добиться всеобщего просветления человечества, то итоги можно подвести только промежуточные. В двух словах они такие: некие люди (в основном дети) увидели и узнали, что такое театр. Наши проекты рассказывают о том, как создаются спектакли. Наша цель – пробудить желание ходить в театр, заинтересовать ребят творческим процессом, ведь зрительская культура в последние годы упала катастрофически. Даже в Москве есть тысячи семей, которые никогда не водят детей на спектакли. И дело совсем не в стоимости билета, а просто в элементарном отсутствии желания. Кстати, однажды к нам подошел восторженный мальчик: «Мне сказали, что у вас тут кукольный театр, и я сразу расстроился, решил, что будут медведи и белочки, а у вас очень интересно!» Для нас это, конечно, высшая похвала. Стало быть, мы на правильном пути и затеяли наш проект не напрасно.

– Есть достижения, которые вызывают вашу особую гордость?

– Не могу так сказать, поскольку у нас вполне утилитарный проект. У нас в коллективе бытует циничное мнение, что если мы не будем учить зрителей, то их скоро не останется вовсе и не для кого будет спектакли играть. Поэтому я не могу сказать, будто горжусь чем-то особенно.

– А какие у вас основные трудности?

– «Трудность» сегодня у всех одна – мизерное финансирование (особенно на фоне нефтяной отрасли). Но мы продолжаем заниматься просвещением. Я надеюсь, что если в каждом интервью буду говорить о недостаточном финансировании, может когда-нибудь ситуация изменится и к нам наконец прислушаются – разрешат выйти, например, на Красную площадь и во всеуслышание рассказать о театре. Но пока любые попытки выйти на улицу заканчиваются горько: непременно появляются какие-то люди и требуют прекратить выступление. Если можно будет добиться подобного того, чтобы не трогали хотя бы художников, будет отлично. А в глобальных планах – запретить обществу говорить, что нам делать, а что нет.

– Запретить запрещать?

– Да, запретить запрещать. Но это тема для отдельного интервью.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор театра Karlsson Hause Анна Павинская: «Мы любим риск»

    У репертуарного театра в России есть очевидное преимущество: здесь возможен риск. Например, не сложился спектакль, и постановку списали уже на генеральной репетиции. Но в частном театре, наверное, подобные риски недопустимы. ...
  • Артисты «Ленкома» попросили присвоить театру имя Марка Захарова

    Артисты «Ленкома» обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой присвоить театру имя Марка Захарова, который был художественным руководителем коллектива. «Сейчас подготовлено обращение от труппы театра, со всеми народными артистами и другими уважаемыми артистами, на имя Сергея Семеновича Собянина о том, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», – сказал ТАСС председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. ...
  • Мосгорсуд отменил возврат дела «Седьмой студии» в прокуратуру

    Во вторник, 8 октября, Мосгорсуд признал незаконным возвращение в прокуратуру уголовного дела «Седьмой студии» и постановил вернуть дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда. Это решение принято по ходатайству прокуратуры. ...
  • В устав Большого театра внесли изменения

    Назначения и отставки в филиалах Большого театра будут согласовываться с Министерством культуры РФ. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России». ...
Читайте также