У искусства нет провинции

Начал работу Федеральный центр по организации гастролей

 
На заседании круглого стола, который проходил в редакции «Театрала», глава Федерального центра по поддержке гастрольной деятельностиЕвгения ШЕРМЕНЕВА рассказала о ближайших планах нового ведомства. В беседе также приняли участие директор Театра Маяковского Леонид ОШАРИН и замдиректора МХТ Игорь ПОПОВ.
Но сначала Евгению Шерменеву попросили рассказать «о той структуре, которую она взяла на свои хрупкие плечи и которую будет ставить на ноги».

Е. Шерменева. В нашей организации будет работать не больше десяти человек, финансирование не позволяет нам построить более масштабную структуру. Мы ограничены бюджетом, поэтому решили, что будем работать небольшим коллективом.

Если говорить о гастрольной программе, то она была запущена еще в прошлом году и опробована на нескольких театрах. Это были гастроли Театра наций по Северному Кавказу, гастроли МХТ имени Чехова в Иркутске, гастроли Театра Вахтангова в Смоленске, которые прошли очень успешно. И на их опыте были сформулированы основные принципы этого года. Не могу сказать, что сейчас мы четко понимаем, как Федеральный центр будет работать, но путем проб и ошибок обязательно отработаем новую схему. Говорить о кальке советского времени не стоит, поскольку все прекрасно знают, что и перевозчики, и гостиницы нынче частные, и мы не имеем возможности выстраивать недоговорные отношения с руководителями частных организаций. Это надо принимать во внимание.

Перед нами стоит еще одна очень сложная задача – найти дополнительные внебюджетные деньги на эти проекты. Потому что 300 миллионов рублей (а это общая сумма на всю гастрольную деятельность на территории России) не позволяют осуществить проекты в полном объеме.

«Театрал». Вам дано право привлекать средства местного бизнеса?

Е. Шерменева. Да, мы имеем на это право. Вопрос в том, что местный бюджет можно привлечь только через местную администрацию. Поэтому мы будем работать плотно и с губернаторами, и с министерствами культуры регионов. Или же найдем спонсора, заинтересованного в культурном развитии России, который будет финансировать всю программу.

Вопрос из зала. Ограничатся ли театры, отправляющиеся на гастроли в провинцию, только показом спектаклей или же их программа шире?

Е. Шерменева. У каждого нашего гастрольного проекта своя задача, свои цели, и они варьируются как от возможностей театра, так и от возможностей региона. Программы предусматривают проведение мастер-классов для театров, с которыми мы будем работать, творческие встречи со зрителями, видеопоказы с рассказами об истории театра. Мы готовим специальную программу работы с детьми, с семьями. Наша задача – это разработка постепенной пошаговой работы с каждым отдельным регионом.

Я думаю, о гастрольном опыте нам могут рассказать Леонид Ошарин и Игорь Попов.

И. Попов. В прошлом году мы в рамках этой программы посетили два города – Иркутск и Читу. И наш гастрольный опыт в Чите был не самым удачным на самом деле. Я был крайне разочарован этим городом, поскольку у нас сложилось впечатление, что театр там абсолютно никому не нужен, интерес к нам, честно говоря, оказался очень слабым.

А в Иркутске напротив – это было крайне востребовано. Мы отыграли там восемь спектаклей, провели больше двадцати творческих встреч, мастер-классов, встреч со студентами различных вузов, в том числе и театрального училища. Мы учтем этот опыт, и в этом году подход к гастролям у нас будет несколько иной. И для гастрольной программы этого года – Хабаровск, Владивосток и Брянск – мы разрабатываем программу востребованности мастер-классов и творческих встреч.

Л. Ошарин. У нас образовалась интересная программа – гастроли в Хакассию и Тыву. Они заинтересованы в нашем приезде, тем более что в Кызыле, где прекрасная площадка с цифровым оборудованием, даже не могут вспомнить, когда туда приезжал какой-либо крупный театр. И это не удивительно, потому что добраться до этого города крайне сложно. Туда летают только маленькие самолеты на 12–18 мест, и, если мы будем перевозить коллектив группами, это займет несколько дней. Поэтому мы ведем переговоры с авиакомпанией «КрасАвиа» о предоставлении самолетов Ан-24, чтобы перевезти всю труппу сразу. Мы подготовили репертуар, сыграем шесть спектаклей в Кызыле и три в Абакане. Везем в основном русскую классику. Проведем в Кызыле мастер-классы, несколько творческих встреч с нашими народными артистами. С нашей стороны это пойдет как образовательная программа.

«Театрал». Учитывая низкие цены на билеты в регионах, не получится так, что ваша гастрольная поездка будет даже не по нулям, а в минус?

Л. Ошарин. Министерство культуры берет на себя расходы в том числе по гонорару, поэтому и театр не останется в накладе, и люди, живущие в этом городе пойдут на спектакль за 200–300 рублей, то есть по цене, к которой они привыкли.

Вопрос из зала. Вы говорите в общих чертах. А как будут решаться конкретные вопросы по организации гастролей? Например, расселение артистов, транспорт и т.д.

Л. Ошарин. Организационно они все практически решены. Регион берет на себя предоставление площадок, технического персонала, помогает в организации расселения. Регион также предоставляет местный транспорт, информационную рекламную структуру, организацию зрителей. В свою очередь Министерство культуры берет на себя все вопросы, связанные с проездом, доставкой декораций, с компенсацией гонораров.

Что касается технических проблем, то здесь еще есть над чем работать: на какую-то площадку нужно завезти оборудование, на какую-то не встает спектакль и его надо заменить, нужно найти дополнительные места для проживания коллектива. Эти вопросы решаются в оперативном режиме.

Вопрос из зала. Предусмотрена ли адаптация спектаклей под сцены региональных театров – создание облегченного, гастрольного варианта?

Л. Ошарин. Мы везем спектакль в полноценном варианте – со всеми декорациями, которые задуманы режиссером-постановщиком. Это важное условие. Другое дело, что технические параметры сцен могут отличаться, и тогда приходится искать пути решения. Например, наш спектакль «Таланты и поклонники» достаточно сложный и тяжелый, для него нужен поворотный круг диаметром 12 метров. Поэтому для гастролей мы изготовили съемный круг, который возим с собой, чтобы поставить спектакль на любой площадке. Есть спектакли, создавая которые художники всегда учитывают вариант выезда, за исключением тех, которые имеют декорации длиной 28 метров. А спектакли популярные, такие как «Женитьба», имеют два комплекта декораций. И пока их несколько дней будут везти на поезде, актеры прилетят в Москву и смогут сыграть тот же спектакль на родной сцене.

Е. Шерменева. Наша задача – показать драматические спектакли в полном объеме, и расходы на полноценный звук и свет будут покрываться из федерального бюджета. Зритель в провинции должен видеть такой же спектакль, как и зритель Москвы.

Мы учтем опыт предыдущих лет и предстоящих гастролей. Все проанализируем и сделаем классификацию проблем на территории России, связанных с театральным искусством, а затем представим наш отчет в Министерство культуры.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор театра Karlsson Hause Анна Павинская: «Мы любим риск»

    У репертуарного театра в России есть очевидное преимущество: здесь возможен риск. Например, не сложился спектакль, и постановку списали уже на генеральной репетиции. Но в частном театре, наверное, подобные риски недопустимы. ...
  • Артисты «Ленкома» попросили присвоить театру имя Марка Захарова

    Артисты «Ленкома» обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой присвоить театру имя Марка Захарова, который был художественным руководителем коллектива. «Сейчас подготовлено обращение от труппы театра, со всеми народными артистами и другими уважаемыми артистами, на имя Сергея Семеновича Собянина о том, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», – сказал ТАСС председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. ...
  • Мосгорсуд отменил возврат дела «Седьмой студии» в прокуратуру

    Во вторник, 8 октября, Мосгорсуд признал незаконным возвращение в прокуратуру уголовного дела «Седьмой студии» и постановил вернуть дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда. Это решение принято по ходатайству прокуратуры. ...
  • В устав Большого театра внесли изменения

    Назначения и отставки в филиалах Большого театра будут согласовываться с Министерством культуры РФ. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России». ...
Читайте также