Хотят ли зрители войны?

 
В преддверии 9 Мая «Театрал» задал экспертам два вопроса:
Какой спектакль о войне оказался для вас самым памятным?
Почему режиссеры стали редко обращаться к этой теме?

Юрий Каюров:


1. Невозможно забыть спектакль Малого театра 1975 года «Русские люди» по пьесе Константина Симонова (постановка Бориса Равенских). Я играл главную роль комбата Ивана Сафонова, который оказался заложником страшного положения, поскольку вынужден отправить на опасное боевое задание свою любимую девушку. Из года в год этот спектакль шел у нас 9 Мая. И вот что значит правда войны: перед началом я выглядывал из окошка на Театральную площадь и видел, как в скверике перед Большим театром собираются ветераны – те самые герои, которым мы посвятили спектакль. И эта картина словно выталкивала меня на сцену.

2. Достаточно посмотреть на то, в каком положении ветераны находятся, чтобы ответить на этот вопрос. Беспамятство и невежество стали, увы, главной чертой нашего времени…

Марина Полицеймако:


1. Лично мне очень дорог наш таганковский спектакль «А зори здесь тихие». Я думала, такого потрясения мне больше не доведется испытать на сцене, но появился Эфрос и в 1985 году поставил у нас спектакль «У войны неженское лицо», в котором важной темой стала связь поколений. Одного персонажа играли два актера – во время войны и в юности. Режиссер предложил для спектакля принести фотографии родных. Этих фото было много-много, они и стали документальной основой спектакля. Фотография моей красавицы мамы была увеличена и украшала этот портретный ряд. Во время войны она была актрисой и медсестрой в хирургии. Таков был замысел режиссера, чтобы для актеров это стало очень личностным рассказом о судьбе своих близких.

2. Изменилось время. Развлечения, коммерция, шоу-бизнес… Молодежь памятью о войне в театр не привлечешь (у них нет этой «памяти»). Я думаю, режиссеры попросту не хотят рисковать.

Лидия Вележева, актриса Театра Вахтангова:


1. Лично мне дорог спектакль «Берег женщин», который еще недавно шел в нашем театре. Персонажи этой истории бегством спасаются от войны в Европе, становясь странницами. Режиссер Анжелика Холина так определила нашу задачу: каждая героиня живет в военное время словно в коконе, и лишь в своих воспоминаниях она оборачивается хрупкой бабочкой. Правда, моя героиня, в отличие от других, была нацелена не на воспоминания, а на тревожное ожидание будущего. И всякий раз, когда я в гимнастерке выходила на сцену, ком подступал к горлу. За предстоящие три минуты я должна была языком танца передать трагедию войны. В оформлении доминировал черный цвет, он преследовал героинь, напоминая о мрачной реальности. Ведь жизнь порой не в красках, а в неотвратимости этой темноты.

2. Думаю, нет подходящей драматургии – сегодня никто не пишет пьес о Великой Отечественной войне. И, на мой взгляд, это плохо, поскольку жить старым литературным наследием нельзя: каждая эпоха, каждое новое поколение авторов должно открывать свою войну. Очень важна интонация времени.

Татьяна Матюхова, актриса РАМТа:


1. Для меня памятен спектакль «Одна ночь». Он был поставлен в РАМТе к 50-летию Победы в мае 1995 года. Эта пьеса Евгения Шварца особенная, ее ставили очень редко из-за отсутствия героического начала, ведь все персонажи – маленькие люди. Для нас, актеров, была важна тема внутренней стойкости, преодоления, выбора. Я играла девочку 13 лет, которая быстро взрослеет. После этого спектакля для меня война стала какой-то личной болью, я ее чувствую и сегодня, хотя прошло уже столько времени.

В нашем театре военная тема возникает постоянно. Например, сейчас Алексей Бородин репетирует спектакль «Нюрнберг» об одном из Нюрнбергских процессов. Идет на нашей сцене постановка Карбаускиса «Ничья длится мгновение», где остро стоит тема выбора и предательства. А еще зрители до сих пор спрашивают билеты на спектакль «А зори здесь тихие…», хотя он давно уже снят с репертуара. Помню, что в зале сидели юноши и девушки, ровесники наших героинь. Для многих эта история стала открытием. Ведь в школе не заставляют читать прозу о войне, и многие подростки плохо ее представляют. Для моего сына (ему в ту пору было 12 лет) спектакль тоже стал настоящим потрясением. Он плакал и сопереживал.

2. Я думаю, что к теме войны театры скоро вернутся. Еще месяц назад политические события подталкивали к осознанию того, что в наш цивилизованный век война могла вспыхнуть в любую минуту. Сегодня воюют на Украине. И как-то подспудно тень военного времени вдруг всколыхнула общество.

Николай Губенко, худрук «Содружества актеров Таганки»:


1.Таких постановок было много. Можно вспомнить и современниковский «Эшелон», и ленкомовский «В списках не значился», и «Завтра была война» Театра Маяковского, не говоря уже о спектаклях Театра на Таганке. Но самое дорогое – это, конечно, живые встречи с ветеранами. У нас в «Содружестве актеров Таганки» в 1990-е годы состоялась премьера спектакля «Четыре тоста за победу». Он и сейчас в репертуаре. Но раньше мы играли его по-другому. Спонсоры давали деньги, и мы устраивали настоящий праздник для ветеранов войны. Сначала шел спектакль, а потом мы накрывали каждый второй ряд свежеструганной доской, как на Дне Победы в деревнях. Приглашали ветеранов на застолье, со спиртным и закусками. Атмосфера была праздничная. К нам приходили Марина Ладынина и Тамара Макарова, а также герои войны и выдающиеся конструкторы. Ветераны были счастливы. Но потом спонсоры «закончились». Вместе с ними ушла и традиция.

2. Не хочется давать этому оценку. Это личный выбор режиссеров, вопрос их совести. Можно сказать, забвение – часть общей культурной политики. Сейчас связь поколений прервалась. Мы наблюдаем результат: из памяти молодежи тема войны и победы вычеркнута. Опросы свидетельствуют об их слабой осведомленности: кто же выиграл мировую войну? Молодежь четкий ответ на этот вопрос дать не может.

Феликс Антипов, актер Театра на Таганке:


1. Трудно забыть спектакль 1965 года «Павшие и живые» Юрия Любимова о поэтах, погибших на войне. Или, например, «А зори здесь тихие» и «У войны не женское лицо». Вообще наш театр в советское время за этой темой очень следил. Коротко здесь не расскажешь – нужны целые тома.

2. Война уходит на периферию сознания, и это тревожный симптом. СМИ перестали показывать материалы даже о недавних войнах – об Афганистане и Чечне. Поэтому и режиссеры, глядя на это беспамятство, опасаются ставить спектакли о войне: мол, кто это поймет? Но все же наш театр к 9 Мая готовит премьеру спектакля по удивительно остроумной пьесе Дурненкова «День победы». В нем речь идет как раз о том, как с годами память о войне обрастает мифами и нелепыми «трактовками».

Борис Морозов, главный режиссер ЦАТРа:


1. Для меня очень дорог спектакль «Спутники» по пьесе Веры Пановой, который я поставил в 1975 году. И не только потому, что это одна из первых моих работ в Театре Советской армии, – благодаря «Спутникам» мы много общались с ветеранами, живыми свидетелями войны. Дорог и спектакль в Театре Пушкина по пьесе моих друзей Инги Гаручава и Петра Хотяновского «День победы среди войны» 1985 года – это история о том, как Шостакович писал свою легендарную Седьмую симфонию и исполнил ее в блокадном Ленинграде. Ну и, конечно, не забыть никогда «Пир победителей» в Малом театре по пьесе Александра Солженицына. Это очень значимый для меня спектакль 1995 года.

2. Считается, что молодому поколению зрителей спектакли о войне совсем неинтересны, дескать, поэтому режиссеры и не обращаются к этой теме. Но вот вам простой пример. Однажды в ГИТИСе я дал задание студентам сделать самостоятельные работы на военную тему. Какие замечательные работы получились! Главное, очень искренние, глубокие. Молодые люди вдруг окунулись туда, в ту отодвинутую временем, почти мифическую войну. И оказалось, что для них эта «история» – живая. Я рад, что не порвалась связь времен. Кстати, для того чтобы привлечь интерес к военной теме, наш театр объявил конкурс. Главная тема война и мир, но повороты возможны, конечно, самые разные. Конкурс проходит с 1 февраля по 1 октября. Потом подведем итоги. Мы ищем яркую пьесу, которая в дальнейшем будет поставлена на сцене нашего театра.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор театра Karlsson Hause Анна Павинская: «Мы любим риск»

    У репертуарного театра в России есть очевидное преимущество: здесь возможен риск. Например, не сложился спектакль, и постановку списали уже на генеральной репетиции. Но в частном театре, наверное, подобные риски недопустимы. ...
  • Артисты «Ленкома» попросили присвоить театру имя Марка Захарова

    Артисты «Ленкома» обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой присвоить театру имя Марка Захарова, который был художественным руководителем коллектива. «Сейчас подготовлено обращение от труппы театра, со всеми народными артистами и другими уважаемыми артистами, на имя Сергея Семеновича Собянина о том, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», – сказал ТАСС председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. ...
  • Мосгорсуд отменил возврат дела «Седьмой студии» в прокуратуру

    Во вторник, 8 октября, Мосгорсуд признал незаконным возвращение в прокуратуру уголовного дела «Седьмой студии» и постановил вернуть дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда. Это решение принято по ходатайству прокуратуры. ...
  • В устав Большого театра внесли изменения

    Назначения и отставки в филиалах Большого театра будут согласовываться с Министерством культуры РФ. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России». ...
Читайте также