Как по нотам

 
В апреле краевой Театр оперетты в Пятигорске отмечает свой 75-летний юбилей. «Театрал» попросил директора и художественного руководителя театра Светлану Калинскую рассказать об истории и сегодняшнем состоянии театра в Пятигорске, о его проблемах и достижениях.
– У Пятигорского театра богатая история?

– Еще в начале прошлого века у склона горы Горячей, рядом с Цветником, возвели здание клуба с театральным залом, библиотекой и рестораном, созданное по проекту архитектора Кузнецова. И в нем открыли «Веселый театр художественных эскизов», который быстро стал необычайно популярным среди жителей города и приезжающих на Пятигорский курорт. Столичные артисты с удовольствием гастролировали здесь, ведь с нашим городом связаны имена Пушкина, Лермонтова, Толстого, Глинки, Алябьева. А с конца 20-х годов курортный сезон у нас открывали ведущие театры России, Украины, популярные музыкальные ансамбли и гастролирующие труппы.

– С какого времени берет начало история именно Театра оперетты?

– С 1939 года. Тогда в театре появилась постоянная труппа. Этот год и считается официальной датой рождения нашего театра музыкальной комедии. Главным дирижером театра стал Авиэзер Боровик, его жена Мария Матвеева-Боровик была примой театра. Кстати, это родители известного публициста-международника Генриха Боровика. Здесь начинался творческий путь будущих звезд сценического искусства. В частности, Михаила Водяного и Махмуда Эсамбаева.

– Деятельность театра прерывалась во время Великой Отечественной войны?

– К сожалению, да. В годы гитлеровской оккупации Пятигорья актеры нашего театра работали в эвакуации. Потом пришлось восстанавливать сожженное фашистами здание тетра. Временное пристанище наши актеры нашли в Ставрополе, где на сцене Дома пионеров продолжали давать музыкальные спектакли, так необходимые для людей в те горькие годы.

А в мае 1948 года обновленный театр гостеприимно распахнул свои двери для горожан и отдыхающих на курортах Кавказских минеральных вод. В 1964 году венцом гастролей нашей труппы по стране стал творческий отчет в Москве. В 1997 году театр получил свое нынешнее название, был переименован в краевой театр оперетты.

– Как вы оцениваете нынешнее творческое состояние коллектива?

– Сегодняшний творческий состав театра – это достойные продолжатели славных традиций оперетты. Подтверждением моих слов может служить, например, звание Лауреата конкурса «Окно в Россию», который проводился газетой «Культура», успех в III Фестивале театров России в Москве и на гастролях в Сочи.

– Как сегодня строится ваш репертуар?

– Визитной карточкой театра оперетты по праву называют «Летучую мышь» Иоганна Штрауса. Другой вершиной нашего творчества является музыкальный спектакль «Баядера» Имре Кальмана. Но мы ищем и новые приемы и формы. Выразительным результатом этих поисков стал мюзикл Дж. Бока «Скрипач на крыше» по мотивам произведений Шолом-Алейхема, а также «Проделки Ханумы» Гии Канчели, «Сорочинская ярмарка» Алексея Рябова.

– Вы пробовали обращаться к другим музыкальным жанрам и видам искусства?

– Пробовали и небезуспешно. Большим риском и творческой дерзостью стала постановка оперы Дж. Верди «Травиата». Эта опера вошла в репертуар театра и уже в течение десяти лет востребована зрителем. Так же, как и балеты «Снежная королева» В. Белица, «Вальпургиева ночь» Ш. Гуно, «Тщетная предосторожность» П. Гертеля.

– У вашего театра скоро значительный юбилей?

– Да, Ставропольский государственный краевой театр оперетты готовится отметить свое 75-летие. Путь этот был не простым. История нашего театра – это годы поиска и открытий, блистательных побед и столь же горьких поражений. Сила, державшая на плаву театр все эти годы, называется зрительской любовью. Именно она наполняла залы в советские времена, когда театр переживал наибольший рассвет и популярность, и она же поддерживала артистов в смутные 90-е годы, когда, казалось, крах был неминуем.

– Жанр оперетты порой считается легким, несерьезным? Но в чем, по-вашему, ее значение для многих поколений зрителей?

– Жизнеутверждающая, красочная, яркая, оперетта дарит зрителям ощущение праздника, радости, оптимизма. Она хотя бы на время отвлекает людей от кажущихся неразрешимыми проблем, дает возможность отдохнуть, насладиться искрометностью и фееричностью великолепного театрального зрелища. С полной уверенностью могу сказать, что устарел не сам жанр, а представление о нем. А легкость жанра – это кажущееся явление, так как рождается она в поте лица и, как говорится, кровавыми «мозолями души».

– В трудные времена, когда у людей много забот, не чувствуете ли вы оттока публики?

– Знаете, в России не так много театров, где классическая оперетта является основой репертуара. Нам несказанно повезло. В Пятигорске, городе с большими музыкальными традициями, Театр оперетты не только сохранился, но и с завидным постоянством пополняет ряды своих поклонников. Его любят не только жители города и отдыхающие, его приезда с нетерпением ждут на многих сценических площадках края.

– Представьте, пожалуйста, труппу театра.

– Театр гордится своими артистами, которые сегодня составляют его славу. Это заслуженные артисты России Ирина Комленко, Наталья Таланова, Алим Абалмасов, Николай Смирнов, Евгений Зайцев, Виктор Гусаков, артисты Зинаида Зайцева, Галина Перерва, Николай Качанович – они служат театру не один десяток лет. У нас прекрасное поколение молодых, талантливых, уже сложившихся актеров. Среди них – лауреаты международных конкурсов Алексей Парфенов, Наталья Виноградова, Ольга Шиманская, дипломант конкурса вокалистов Оксана Клименко, артисты Юлия Сивкова, Ирина Абгарян, Дмитрий Патров, Ирина Рудоман, Вячеслав Ткаченко, Наталья Морозова, артисты балета Анастасия Брылькова, Константин Огай, лауреат международного конкурса им. Курочкина Максим Веснин, Дмитрий Михайлин, Елена Василенко, Игорь Черкасов, Виктория Булгакова. А солист театра Алексей Яковлев ставит детские музыкальные сказки, осуществляет постановки Гала-концертов. Решение руководства готовить собственные кадры на местной базе полностью себя оправдало.

– Кто сегодня руководит театром?

– Музыкальное руководство театра возглавляет главный дирижер Лев Шабанов, имеющий огромный опыт работы в театрах оперы и балета, в том числе и за рубежом.

Особая любовь зрителей принадлежит молодой труппе балета, которую возглавляет главный балетмейстер Татьяна Шабанова.

Но во многом успех театра зависит от людей, работающих рядом. В театре это заместитель директора Людмила Серебрянова, отвечающая за организацию зрителей, гастрольную деятельность. Она работает в тесном контакте с организациями и предприятиями города. Организовывает работу школьного абонемента, поддерживает связь со студенческой аудиторией. Второй заместитель директора Павел Жуков – на нем все хозяйство театра, от ремонтно-восстановительных работ до изготовления декораций, реквизита, пошива костюмов. И самый молодой заведующий художественно-постановочной группой Антон Васютин. В театре он начал работать, еще обучаясь в школе. За эти годы успел узнать все о театре, о том, как организовать работу технических цехов и закулисья. А еще он замечательный музыкант «саксофонист, кларнетист, пианист», принимающий участие в спектаклях и концертах театра.

– Как вы планируете отмечать юбилей?

– 26 апреля мы отметим юбилей театра Гала-концертом. Для маленьких зрителей театр подготовил премьеру музыкальной сказки Кулешова «Муха-Цокотуха». Совместно с епархией Пятигорской и Черкесской пройдет второй фестиваль «Пасхальная музыкальная неделя», посвященный юбилею. В марте коллектив театра выезжал на гастроли в Ростов-на-Дону, а в октябре поедет в Сочи. В течение года праздничные мероприятия пройдут в городах и районах Ставропольского края.

Своим трудом коллектив театра вносит огромный вклад в развитие отечественной музыкальной культуры, сохранение духовных ценностей. Неоценима деятельность театра в деле воспитания подрастающего поколения, а также благотворительная работа, проводимая в отношении ветеранов.
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Это путь к гибели театра»

    Юрий Бутусов разделяет тревогу Константина Райкина по поводу строительства нового здания Российского государственного театра «Сатирикон». Об этом режиссер сказал «Театралу» во вторник, 14 ноября, комментируя заявление, которое худрук «Сатирикона» сделал накануне вечером. ...
  • Александр Калягин: «Нас хотят выкинуть за обочину общественной жизни»

    Вечером в среду, 8 ноября, в СТД завершилось заседание, на котором Александр Калягин, худруки и директора столичных театров (в их числе Алексей Бородин, Олег Табаков, Марк Захаров, Кама Гинкас, Мария Ревякина, Евгений Писарев) призвали пересмотреть законы, регулирующие творческие процессы. ...
  • «Развернута кампания по дискредитации культурной сферы»

    В среду, 8 ноября, состоялась большое чрезвычайное заседание расширенного секретариата Союза театральных  деятелей, об итогах  которого руководство СТД  сообщило на пресс-конференции. Председатель СТД Александр Калягин так объяснил собравшимся журналистам  важность сегодняшней встречи: «Речь идет о человеческом достоинстве, речь идет о личностях, речь идет о страхе, речь идет о том, что правомерно и неправомерно». ...
  • «Я несколько лет жизни потерял на этом судебном заседании»

    Целый ряд существенных заявлений, которые 8 ноября Александр Калягин сделал на чрезвычайном заседании СТД, касались прежде всего несовершенства правовой системы. По мнению председателя Союза, в стране развернута «кампания по дискредитации культурной сферы», которая «ведется по нескольким направлениям». ...
Читайте также


Читайте также

  • Московская филармония запускает мобильное приложение

    Филармония выпустила собственное мобильное приложение для iOS. Диапазон его возможностей позволяет слушателям быть в курсе самых актуальных событий классической музыки. Основные функции приложения: Найти концерт или абонемент Концерты Московской филармонии проходят в 12 столичных залах. ...
  • Борис Беленький

    По традиции, сложившейся за минувшие 24 года, театральный сезон в Москве завершится вручением независимой премии «Хрустальная Турандот». Торжественная церемония пройдет 18 июня в Театре Вахтангова. ...
  • Старые песни о главном

    Под занавес сезона в театре «Буфф» состоялась премьера спектакля «Когда нам было 20», спектакля-путешествия в прошлое нашей страны. ...
  • Создан Фонд поддержки театральных режиссеров

    В Москве состоялась презентация Фонда поддержки театральных режиссёров. Возглавил новую организацию художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин. Одно из основных направлений Фонда – защита авторских пав режиссера на свою постановку. ...
Читайте также