Судьба бродяжки

Гюго сочинил для нее песню, а кулинары – торт

 
Однажды Герцен увидел на сцене великую французскую актрису Рашель. Вечером того же дня он написал в своем дневнике: «Она нехороша собой, невысока ростом, худа, истомлена, но ее игра удивительна; это хрупкое существо подавляет вас». Причем так было всегда: своей хрупкостью она умела произвести впечатление, ведь детство провела на улицах Парижа…

Легкомысленная песенка


По шумным улицам дети катили тележку с апельсинами (помогали своему отцу, мелкому торговцу-разносчику).

– Апельсины! Кому апельсины? – громче всех кричала Рашель.

Редко кто останавливался. И тогда дети затягивали уличную, не совсем детскую песенку…

Однажды перед ними возник молодой щеголеватый господин.

– Слишком легкомысленная песенка для столь юной особы, – обратился он к Рашель.

Та не растерялась:

– Что же делать, сударь, другой я не знаю, – здесь она лукаво глянула на него. – Может быть, вы придумаете для меня слова?

Неожиданно незнакомец присел на каменную тумбу и быстро набросал на листочке пару куплетов – милую, непритязательную песенку.

– Как тебя зовут, малышка? – спросил он, протягивая девочке листок бумаги.

– Элиза Рашель Феликс, – ответила та и вдруг присела в книксене, как настоящая барышня. – Спасибо, сударь.

Легенда гласит, что этим случайным прохожим был Виктор Гюго.

«Запомните это имя!»


Эта встреча была началом судьбы великой драматической актрисы Рашели (свое имя она превратила в сценический псевдоним).

И чуть ли не каждая следующая, как бы случайная встреча оказывалась судьбоносной. Однажды, когда на одном из парижских бульваров уже подросшие сестры исполняли грустную элегию о «Вечном жиде», их увидел стоявший в толпе господин Шоран, учредитель консерватории духовной музыки. Его чем-то привлек слабый голосок Рашель, и он зачислил ее в список своих учениц, не требуя за обучение ни гроша.

Но пение девушке так и не далось. Она быстро поняла это и занялась изучением драматического искусства. В шестнадцать лет она уже дебютировала на сцене небольшого театра. Но так неудачно, что с ней тут же расторгли контракт.

Однако Рашель не сдалась. Она обратилась к известному актеру и преподавателю сценического искусства Жозефу Сансону. Тот сразу угадал в юной актрисе талант и занялся тем, что прививал ей изящные манеры, растолковывал характер игры классических героев, а главное, приучил ее играть просто и естественно. Уже через год семнадцатилетнюю Рашель ожидал триумф. 12 июня 1838 года она покорила Париж в спектакле по трагедии Корнеля. Ее называли «чудеснейшим и редчайшим кладом», газеты твердили, что «ничего подобного Франция никогда не видела на театральных подмостках».

А знаменитый критик Жюль Жанен, чей отзыв был непререкаем и часто становился приговором на всю жизнь, написал в рецензии: «Во французском театре возникло явление небывалое: у нас есть самая удивительная и чудесная девочка, какую сегодняшнее поколение когда-либо видело в театре. Этот ребенок (запомните имя!) – мадемуазель Рашель!»

Ахматовская шаль


Началась череда гастролей по странам Европы – Швейцария, Италия, Германия, Россия.

Осенью 1853 года 32-летняя Рашель выступала в Петербурге, куда была лично приглашена императором Николаем I и где специально для нее в Гатчине выстроили театр. Уже в начале 1854-го она в Москве. Ее чарующий голос умел выразить самые разные чувства – гнев и торжество, чувственность и ярость, резкость и нежность. В трагедиях Корнеля и Расина она была неподражаема. Один из свидетелей ее игры на петербургской сцене замечал: «Чтобы получить надлежащее впечатление о наружности и осанке Рашели, надо представить себе одушевленную, великолепную античную статую».

Наконец Рашель добралась и до Америки. Здесь ей пришлось выступать чуть ли не двадцать раз в течение месяца. Ее и так слабое здоровье не выдержало. В Париж великая актриса вернулась совершенно больной и на сцену больше не выходила. Умерла Рашель от чахотки, когда ей было всего тридцать семь лет.

Удивительно, что почти через полвека после смерти Рашели ее имя возникло в стихах русского поэта Осипа Мандельштама, посвященного Ахматовой:

Вполоборота – о, печаль! –
На равнодушных поглядела.
Спадая с плеч, окаменела
Ложноклассическая шаль.

Зловещий голос – горький хмель –
Души расковывает недра:
Так – негодующая Федра –
Стояла некогда Рашель.

И верно, роль Федры в одноименной пьесе Расина была подлинным триумфом актрисы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Олега Меньшикова экстренно госпитализировали

    Вечером в субботу, 24 августа, художественный руководитель Театра им. Ермоловой, народный артист России Олег Меньшиков был доставлен в одну из центральных клиник столицы. Представители актера эту новость пока не прокомментировали. ...
  • Кирилл Крок: «Мы написали огромную программу»

    В новейшей истории крайне мало примеров, чтобы юбилей театра нашел поддержку на самом верху. Как сообщал «Театрал», на портале правовой информации Президента РФ опубликован Указ, в соответствии с которым Правительству РФ в шестимесячный срок требуется создать оргкомитет по подготовке к столетнему юбилею Театра им. ...
  • Дмитрий Родионов: «Полуправда хуже лжи»

    На минувшей неделе СМИ сообщили о конфликте в Музее им. Бахрушина, откуда единовременно уволилось 40 человек. «Театрал» попросил прокомментировать ситуацию директора музея Дмитрия Родионова. – Дмитрий Викторович, что случилось в музее? В связи с чем сотрудники высказывают недовольство, почему увольняются? – Я-то хотел «Театралу» рассказать о нашем юбилее, ведь музею в этом году исполняется 125 лет, и мы готовим целую программу. ...
Читайте также


Читайте также

  • Война и мир на тарелке

    «Театрал» продолжает путешествие по театральным кафе и ресторанам Москвы. На сей раз мы отправимся в изысканный «Brasserie Мост», который буквально окружают ведущие театры столицы. Большой, Малый, Театр оперетты, РАМТ, МХТ…Чуть дальше находится МАМТ им. ...
  • Печеные яблоки Аси Волошиной

    Не так давно в Центре драматургии и режиссуры на Соколе открылось городское кафе, став местом притяжения молодых артистов, поэтов и художников. Корреспондент «Театрала» выяснил, в чем секрет успеха. Концерты, поэтические вечера, выставки, лекции и перформансы проходят здесь регулярно. ...
  • Кирилл Рубцов: «Не бойтесь говорить друг другу о любви»

    Актер Театра им. Вахтангова Кирилл РУБЦОВ уже давно стал любимцем публики. Но несмотря на популярность, он никогда не проводит встреч со зрителями и даже не отвечает на многочисленные сообщения от своих поклонниц.   – Я просто не хочу никого разочаровывать, – говорит актер. ...
  • Анна Михайловская: «Всегда прислушиваюсь к себе»

    Анна МИХАЙЛОВСКАЯ – из тех актрис, для которых яркое сценическое обаяние в порядке вещей. Станиславский называл это качество «лучеиспусканием», полагая, что на такого артиста хочется смотреть, даже когда он молчит. ...
Читайте также