Судьба бродяжки

Гюго сочинил для нее песню, а кулинары – торт

 
Однажды Герцен увидел на сцене великую французскую актрису Рашель. Вечером того же дня он написал в своем дневнике: «Она нехороша собой, невысока ростом, худа, истомлена, но ее игра удивительна; это хрупкое существо подавляет вас». Причем так было всегда: своей хрупкостью она умела произвести впечатление, ведь детство провела на улицах Парижа…

Легкомысленная песенка


По шумным улицам дети катили тележку с апельсинами (помогали своему отцу, мелкому торговцу-разносчику).

– Апельсины! Кому апельсины? – громче всех кричала Рашель.

Редко кто останавливался. И тогда дети затягивали уличную, не совсем детскую песенку…

Однажды перед ними возник молодой щеголеватый господин.

– Слишком легкомысленная песенка для столь юной особы, – обратился он к Рашель.

Та не растерялась:

– Что же делать, сударь, другой я не знаю, – здесь она лукаво глянула на него. – Может быть, вы придумаете для меня слова?

Неожиданно незнакомец присел на каменную тумбу и быстро набросал на листочке пару куплетов – милую, непритязательную песенку.

– Как тебя зовут, малышка? – спросил он, протягивая девочке листок бумаги.

– Элиза Рашель Феликс, – ответила та и вдруг присела в книксене, как настоящая барышня. – Спасибо, сударь.

Легенда гласит, что этим случайным прохожим был Виктор Гюго.

«Запомните это имя!»


Эта встреча была началом судьбы великой драматической актрисы Рашели (свое имя она превратила в сценический псевдоним).

И чуть ли не каждая следующая, как бы случайная встреча оказывалась судьбоносной. Однажды, когда на одном из парижских бульваров уже подросшие сестры исполняли грустную элегию о «Вечном жиде», их увидел стоявший в толпе господин Шоран, учредитель консерватории духовной музыки. Его чем-то привлек слабый голосок Рашель, и он зачислил ее в список своих учениц, не требуя за обучение ни гроша.

Но пение девушке так и не далось. Она быстро поняла это и занялась изучением драматического искусства. В шестнадцать лет она уже дебютировала на сцене небольшого театра. Но так неудачно, что с ней тут же расторгли контракт.

Однако Рашель не сдалась. Она обратилась к известному актеру и преподавателю сценического искусства Жозефу Сансону. Тот сразу угадал в юной актрисе талант и занялся тем, что прививал ей изящные манеры, растолковывал характер игры классических героев, а главное, приучил ее играть просто и естественно. Уже через год семнадцатилетнюю Рашель ожидал триумф. 12 июня 1838 года она покорила Париж в спектакле по трагедии Корнеля. Ее называли «чудеснейшим и редчайшим кладом», газеты твердили, что «ничего подобного Франция никогда не видела на театральных подмостках».

А знаменитый критик Жюль Жанен, чей отзыв был непререкаем и часто становился приговором на всю жизнь, написал в рецензии: «Во французском театре возникло явление небывалое: у нас есть самая удивительная и чудесная девочка, какую сегодняшнее поколение когда-либо видело в театре. Этот ребенок (запомните имя!) – мадемуазель Рашель!»

Ахматовская шаль


Началась череда гастролей по странам Европы – Швейцария, Италия, Германия, Россия.

Осенью 1853 года 32-летняя Рашель выступала в Петербурге, куда была лично приглашена императором Николаем I и где специально для нее в Гатчине выстроили театр. Уже в начале 1854-го она в Москве. Ее чарующий голос умел выразить самые разные чувства – гнев и торжество, чувственность и ярость, резкость и нежность. В трагедиях Корнеля и Расина она была неподражаема. Один из свидетелей ее игры на петербургской сцене замечал: «Чтобы получить надлежащее впечатление о наружности и осанке Рашели, надо представить себе одушевленную, великолепную античную статую».

Наконец Рашель добралась и до Америки. Здесь ей пришлось выступать чуть ли не двадцать раз в течение месяца. Ее и так слабое здоровье не выдержало. В Париж великая актриса вернулась совершенно больной и на сцену больше не выходила. Умерла Рашель от чахотки, когда ей было всего тридцать семь лет.

Удивительно, что почти через полвека после смерти Рашели ее имя возникло в стихах русского поэта Осипа Мандельштама, посвященного Ахматовой:

Вполоборота – о, печаль! –
На равнодушных поглядела.
Спадая с плеч, окаменела
Ложноклассическая шаль.

Зловещий голос – горький хмель –
Души расковывает недра:
Так – негодующая Федра –
Стояла некогда Рашель.

И верно, роль Федры в одноименной пьесе Расина была подлинным триумфом актрисы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Точки возврата не будет»

    В пятницу, 5 апреля, в Ярославль с рабочим визитом приехал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин в сопровождении представителей Министерства культуры. Они приняли участие в общественных обсуждениях вопроса об объединении театров в Первый национальный и встретились с коллективом Волковского театра. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
Читайте также


Читайте также

  • Анна Михайловская: «Всегда прислушиваюсь к себе»

    Анна МИХАЙЛОВСКАЯ – из тех актрис, для которых яркое сценическое обаяние в порядке вещей. Станиславский называл это качество «лучеиспусканием», полагая, что на такого артиста хочется смотреть, даже когда он молчит. ...
  • Любовь Толкалина: «В женщине есть обещание счастья»

    В новогодние праздники «Театрал» публикует лучшие материалы, вышедшие в 2018 году. Сегодня в нашей подборке беседа с актрисой Любовью Толкалиной о секретах женственности.   – Любовь, вы играете очень разных по характеру героинь, но все они потрясающе женственны. ...
  • Оливье с абрикосовым пюре и десерт в честь Анны Павловой

    К наступлению рождественских праздников ресторан «Кафе Чеховъ» обновил свое фирменное меню. Гостей ждут традиционные блюда русской кухни с неожиданным сочетанием вкусов, ароматов и фактур. «К приходу новогодних каникул мы добавили в меню основательный зимние блюда с северным акцентом, - рассказал «Театралу» шеф-повар ресторана Никита Мартынов. ...
  • Театр для гурманов

    В Москве несколько десятков кафе и ресторанов, прочно связанных с театральной историей. Мы решили завести отдельную рубрику и рассказать вам о тех из них, которые точно придутся по вкусу каждому театралу. Первым посетили ресторан «Театр Корша». ...
Читайте также