Судьба бродяжки

Гюго сочинил для нее песню, а кулинары – торт

 
Однажды Герцен увидел на сцене великую французскую актрису Рашель. Вечером того же дня он написал в своем дневнике: «Она нехороша собой, невысока ростом, худа, истомлена, но ее игра удивительна; это хрупкое существо подавляет вас». Причем так было всегда: своей хрупкостью она умела произвести впечатление, ведь детство провела на улицах Парижа…

Легкомысленная песенка


По шумным улицам дети катили тележку с апельсинами (помогали своему отцу, мелкому торговцу-разносчику).

– Апельсины! Кому апельсины? – громче всех кричала Рашель.

Редко кто останавливался. И тогда дети затягивали уличную, не совсем детскую песенку…

Однажды перед ними возник молодой щеголеватый господин.

– Слишком легкомысленная песенка для столь юной особы, – обратился он к Рашель.

Та не растерялась:

– Что же делать, сударь, другой я не знаю, – здесь она лукаво глянула на него. – Может быть, вы придумаете для меня слова?

Неожиданно незнакомец присел на каменную тумбу и быстро набросал на листочке пару куплетов – милую, непритязательную песенку.

– Как тебя зовут, малышка? – спросил он, протягивая девочке листок бумаги.

– Элиза Рашель Феликс, – ответила та и вдруг присела в книксене, как настоящая барышня. – Спасибо, сударь.

Легенда гласит, что этим случайным прохожим был Виктор Гюго.

«Запомните это имя!»


Эта встреча была началом судьбы великой драматической актрисы Рашели (свое имя она превратила в сценический псевдоним).

И чуть ли не каждая следующая, как бы случайная встреча оказывалась судьбоносной. Однажды, когда на одном из парижских бульваров уже подросшие сестры исполняли грустную элегию о «Вечном жиде», их увидел стоявший в толпе господин Шоран, учредитель консерватории духовной музыки. Его чем-то привлек слабый голосок Рашель, и он зачислил ее в список своих учениц, не требуя за обучение ни гроша.

Но пение девушке так и не далось. Она быстро поняла это и занялась изучением драматического искусства. В шестнадцать лет она уже дебютировала на сцене небольшого театра. Но так неудачно, что с ней тут же расторгли контракт.

Однако Рашель не сдалась. Она обратилась к известному актеру и преподавателю сценического искусства Жозефу Сансону. Тот сразу угадал в юной актрисе талант и занялся тем, что прививал ей изящные манеры, растолковывал характер игры классических героев, а главное, приучил ее играть просто и естественно. Уже через год семнадцатилетнюю Рашель ожидал триумф. 12 июня 1838 года она покорила Париж в спектакле по трагедии Корнеля. Ее называли «чудеснейшим и редчайшим кладом», газеты твердили, что «ничего подобного Франция никогда не видела на театральных подмостках».

А знаменитый критик Жюль Жанен, чей отзыв был непререкаем и часто становился приговором на всю жизнь, написал в рецензии: «Во французском театре возникло явление небывалое: у нас есть самая удивительная и чудесная девочка, какую сегодняшнее поколение когда-либо видело в театре. Этот ребенок (запомните имя!) – мадемуазель Рашель!»

Ахматовская шаль


Началась череда гастролей по странам Европы – Швейцария, Италия, Германия, Россия.

Осенью 1853 года 32-летняя Рашель выступала в Петербурге, куда была лично приглашена императором Николаем I и где специально для нее в Гатчине выстроили театр. Уже в начале 1854-го она в Москве. Ее чарующий голос умел выразить самые разные чувства – гнев и торжество, чувственность и ярость, резкость и нежность. В трагедиях Корнеля и Расина она была неподражаема. Один из свидетелей ее игры на петербургской сцене замечал: «Чтобы получить надлежащее впечатление о наружности и осанке Рашели, надо представить себе одушевленную, великолепную античную статую».

Наконец Рашель добралась и до Америки. Здесь ей пришлось выступать чуть ли не двадцать раз в течение месяца. Ее и так слабое здоровье не выдержало. В Париж великая актриса вернулась совершенно больной и на сцену больше не выходила. Умерла Рашель от чахотки, когда ей было всего тридцать семь лет.

Удивительно, что почти через полвека после смерти Рашели ее имя возникло в стихах русского поэта Осипа Мандельштама, посвященного Ахматовой:

Вполоборота – о, печаль! –
На равнодушных поглядела.
Спадая с плеч, окаменела
Ложноклассическая шаль.

Зловещий голос – горький хмель –
Души расковывает недра:
Так – негодующая Федра –
Стояла некогда Рашель.

И верно, роль Федры в одноименной пьесе Расина была подлинным триумфом актрисы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Все, что правильно – красиво, а все красивое – правильно»

    Для кого звучит первый звонок? Когда не следует пропускать даму вперед? Как обратиться к незнакомому человеку? На эти и другие вопросы отвечает специалист по этикету Татьяна БЕЛОУСОВА. Правило третьего звонка Покупка билета – стратегический момент. ...
  • Юдашкин разработал стиль для капельдинеров Александринки

    Театральный сезон 2019/20 билетеры Новой сцены Александринского театра встречают в форменной одежде от кутюрье Валентина Юдашкина. Корпоративный тотал-лук разработан в темных тонах и стилистически соответствует творческой концепции Новой сцены. ...
  • Обед по Маркесу и набор Венички

    Театр начинается с вешалки, а спектакль – с буфета. Именно так происходит в Студии театрального искусства, куда на сей раз отправился корреспондент нашего журнала.   АДРЕС: УЛИЦА СТАНИСЛАВСКОГО, ДОМ 21, СТР. 7 К зрителям здесь относятся как к дорогим гостям – усаживают за большой дубовый стол и угощают театральными блюдами. ...
  • Война и мир на тарелке

    «Театрал» продолжает путешествие по театральным кафе и ресторанам Москвы. На сей раз мы отправимся в изысканный «Brasserie Мост», который буквально окружают ведущие театры столицы. Большой, Малый, Театр оперетты, РАМТ, МХТ…Чуть дальше находится МАМТ им. ...
Читайте также