Валерий Залотуха

«Люди не знают, во что им верить»

 
– Валерий, «Последнего коммуниста» вы написали в 1999 году, но смотришь спектакль и удивляешься: с годами произведение не утратило своей актуальности…

– Для меня и самого это стало удивлением. Я ведь когда работал над повестью, больше всего боялся опоздать. Времена были полны надежд и казалось, что вот-вот вынесут Ленина из мавзолея, а над компартией состоится народный суд.

Но жизнь показала другое. Оказывается, торопился я напрасно. Наследие советского прошлого, наше желание жить, как в прежние времена, никуда не исчезло. И сегодня вновь раздаются возгласы: дайте нам идеологию, верните цензуру, поставьте памятник Сталину… Примеров тысячи! Я, например, не понимаю, как можно было в девяностые годы принять советский гимн. Пусть в нем изменились строчки и добавлены слова про бога – суть от этого не меняется. Это тот самый гимн, который звучал во время репрессий.

– Абсурда у нас предостаточно…

– А главное, что разруха в головах приобрела характер катастрофический. Люди не знают, во что им верить. И потому на одной улице открывают памятник советскому вождю, а на соседней строят храм… Нет общих идей и смыслов.

– Вы не задумывались, почему из одной эпохи в другую мы наступаем на одни и те же грабли?

– Думаю об этом постоянно. Причин много, но одна из них в том, что рушится самое главное человеческое чудо – семья. Люди все реже собираются за общим столом, перестали обсуждать насущные проблемы. Каждый словно сам по себе. И потому идеалы порой черпаются в прошлом.

Кстати, когда первую часть моей повести опубликовал журнал «Новый мир», ко мне пришел Кирилл Серебренников, который еще не был известен в Москве. Он хотел снять кино по этому произведению и спросил: «А что будет дальше? Финал какой?» Я говорю: «А вы как думаете?» И он в разговоре стал «сочинять» повесть дальше и абсолютно точно угадал финал. До сих пор поражаюсь его прозорливости: как он понял тогда, что советская власть еще долго будет довлеть над нами?

– В других театрах шел уже «Последний коммунист»?

– Нет. Это дебют. Ни один из моих киносценариев («Мусульманин», «72 метра», «Макаров», «Танк Клим Ворошилов-2») не ставился в театрах. И когда мне позвонили из Казани и сказали, что хотят поставить «Последнего коммуниста», – я воспринял это с иронией. Дело в том, что за минувшие пятнадцать лет кинопродюсеры не раз порывались экранизировать это произведения, но непременно находилась веская причина от своей затеи отказаться.

Думал, что нечто подобное будет и на этот раз. Но я оказался не прав. Александр Славутский поставил спектакль не о политике, а о человеческой трагедии, о гибели одной семьи. И то, как мастерски он это сделал, на мой взгляд, достойно восхищения. А уж о труппе театра и говорить нечего. Блестящие актерские работы! По-моему, таких артистов не найдешь и в Москве.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Почти весь Някрошюс

    На осенних фестивалях есть шанс увидеть несколько спектаклей Эймунтаса Някрошюса, уход которого год назад стал потрясением для всего театрального мира. «Сукины дети»: литовский дух Клайпедский драматический театр (Литва) Постановка литовского романа «Сукины дети» возвращает в 18 век, когда маленькая Литва была частью Пруссии, и соединяет историческое прошлое с отголосками древних языческих мифов. ...
  • Театр наций продолжает гастроли в Лондоне

    В рамках своего первого гастрольного тура в Лондон Театр наций представил британской публике одну из знаковых постановок репертуара – работу всемирного известного режиссера Алвиса Херманиса «Рассказы Шукшина». ...
  • Et Cetera везет «Ревизора» в Берлин

    Гастроли Et Cetera под руководством Александра Калягина пройдут 12 и 13 октября в Театре на Потсдамской площади. Зрители увидят спектакль «Ревизор. Версия» в постановке Роберта Стуруа. Спектакли будут показаны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны» в Германии. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также