Война и мир

В БДТ имени Качалова поставили пронзительный спектакль о временах и нравах

 
Режиссер Александр Славутский инсценировал повесть Валерия Залотухи «Последний коммунист», написанную пятнадцать лет назад, - хотелось поговорить о том, как в «лихие девяностые» изменилась жизнь простых семей, как на смену старых ценностей пришли новые. Но получился спектакль о наших днях, в паузах которого звучит трагедия современного общества.
Так совпало, что премьерные показы «Последнего коммуниста» проходили в те дни, когда ситуация на Украине достигла своего пика. В начале марта Янукович покинул Киев, давал пресс-конференцию в Ростове и потому разговоры о дальнейшей судьбе двух соседствующих стран звучали особенно остро. Не менее широкий резонанс вызвало и решение о вводе российских войск на Украину. В обществе все активнее заговорили о возвращении территорий, которые некогда принадлежали России, запахло воспоминаниями о советском прошлом и былом отдыхе в Крыму…

Поэтому во время спектакля чувствовалось, что зрители, как говорится, «наэлектризованы». Многие фразы, которые еще вчера прозвучали бы в тишине, сегодня встречались аплодисментами. Постановка попала в нерв дня, заставила думать о том, а что же произошло в «лихие девяностые»? Почему некогда сплоченное государство расползлось по швам и точно такие же швы своей страшной извилистой линией поползли по семьям? Почему еще вчера мы жили в обществе с одними ценностями, а сегодня на дворе культивируются ценности совершенно им противоположные? А главное – чему следует доверять, ведь у сторонников капитализма своя правда, а у коммунистов – своя. Нет никаких ориентиров: живи как хочешь.

Неудивительно, что когда один из главных героев этой истории Владимир Иванович Печенкин (олигарх областного значения) говорит о той катастрофической разрухе, которая «царит у нас в головах», – сцена встречается аплодисментами. Попадание в точку!

Анализ нашей истории


Для Александра Славутского подобные «попадания» не редкость. Многие спектакли казанского БДТ непременно выходят за рамки хрестоматийного изложения классики – будь то Пушкин или Достоевский, Чехов или Булгаков, Ильф и Петров или Зощенко. Не важно о какой исторической эпохе идет речь и в каком жанре решена постановка, – фоном все равно читается тоска о чем-то безнадежно утраченном, тоска по чистоте человеческих отношений и добрых позывах души.

И все же есть у режиссера своя излюбленная колея: анализ того, как от энергичной, насыщенной надеждами жизни, какая была в 1920-е годы, страна пришла к репрессиям и преступлениям против собственного народа (об этом говорилось, например, в спектакле «Американская шлюха», поставленном в Ростовском театре драмы по киносценарию Ираклия Квирикадзе).

С той эпохой у Александра Славутского свои счеты: мама пять лет по доносу провела в лагерях и о том, что такое сталинская эпоха, режиссер знает, что называется, из первых уст (у него своя боль и четкая позиция). Однако несмотря на множество книг и документов, несмотря на рассекреченные архивы и обилие опубликованных свидетельств, – местные коммунисты все равно усмотрели в спектакле поклеп на советскую власть. Начались жалобные письма, адресованные властям, а также пикеты возле театра: коммунисты, видимо, позабыв, что представляет собой сталинизм, защищали свое недавнее прошлое.

С тех пор прошли годы, страсти поутихли. И в спектакле «Последний коммунист» Александр Славутский снова вернулся к «теме своего исследования». Только на сей раз его интересует, какое морально-нравственное наследие оставила нам советская власть и почему в семье олигарха – человека, состоявшегося в девяностые годы, – одна трагедия сопровождается другой. С помощью денег можно свернуть горы, но только вот счастья не купишь.

Дело Печёнкина


В сюжете спектакля – классический конфликт отцов и детей. Сын местного олигарха Илья Печенкин (актер Марат Голубев) окончил элитный колледж в Швейцарии и возвращается в родной Придонск – богом забытый городишко, где благодаря его отцу Печенкину-старшему возрождаются предприятия, а местное население давно забыло о безработице. Еще немного и здесь, среди покосившихся хаток и «хрущевок», среди потрескавшегося асфальта и берега, заросшего камышом, появится местная Швейцария. Во всяком случае, Печенкин-старший (Михаил Галицкий) мечтает об этом и днем и ночью. Он даже храм из хрусталя построил, чтобы на это восьмое чудо света приезжали смотреть туристы, а с ними в город придет и дополнительный капитал.

И все у него есть – сын, жена, любовница… Мэр города ходит у Печенкина в друзьях, а о Придонске заговорили далеко за пределами области. Кажется, что возрождение России (дело происходит в девяностые годы) уже началось с этого маленького городка.

Для полного счастья не хватает Печенкину лишь ближайшего помощника, которому можно доверить свою «экономику». Поэтому с особым трепетом он ждет возвращения сына из Швейцарии.

– Илюха приедет – вместе возьмемся за дело! Илюха не подведет, – говорит он гостям, пока сын с дипломом швейцарского колледжа едет из аэропорта домой.

Здесь собралась вся городская богема (такие же нувориши, как и сам Печенкин), а за столом рядом с супругой сидит красивая девушка. Это Дашенька Канищева (Славяна Кощеева) – дочь местного предпринимателя, которую родители, разумеется, не без расчета привели на эту встречу.

Добро пожаловать домой


И вот заиграла ресторанная музыка, и местная звезда шансона запела хит девяностых – «Левый берег Дона». Печенкины-старшие счастливы: на пороге после долгой разлуки появляется их сын – не просто гордость семьи, но и единственный человек в городе, который свободно читает по-латыни, знает историю и философию.

Здесь особенно хочется отметить работу актрисы Светланы Романовой (она играет Галину Печенкину): вот целует она своего сына, вот говорит самые теплые искренние слова, какие может сказать только соскучившаяся мама, а в жестах все равно читается «расчет»: надо Илью поближе подвести к Дашеньке, дать им возможность остаться наедине. Она хочет, как можно скорее организовать этот брак, поскольку лучше невесты в городе не найти. Причем ее хитрость и изворотливость сыграны с удивительной кинематографической точностью (камерное пространство Малой сцены этому особо сопутствует).

Не нужно слов и «лишних движений», чтобы понять – Галина Печенкина не менее оборотистая, чем ее муж, но только у нее свои цели – она готова к подвигам, лишь бы на семейном фронте Печенкиных были самые радостные перемены.

И пока ее муж рассуждает о новых временах, пока гости произносят глупейшие тосты, – в глазах Галины читается только одно – переживание, что Илья как-то уж слишком холодно отнесся к своей потенциальной невесте. Да и вообще любимый сын явно раздражен. Но чем? Устал с дороги? Не похоже. Здесь что-то другое.

Бунт против роскоши


Конфликт нарастает с первых минут спектакля и вспыхивает моментально. Вот, под аплодисменты собравшихся Илье подносят антикварную книгу, купленную отцом на каком-то аукционе, с той целью, чтобы сын в присутствии первых лиц города прочитал фрагмент по латыни, а затем его перевел. Печенкин-младший читает, но это становится последней каплей терпения – уже в следующей сцене мы узнаем, что Илья за время учебы в Швейцарии стал... коммунистом. И фактически отец, закабаливший жителей города, является для него главным идеологическим врагом.

Проблема отцов и детей раскрывается в спектакле на современном, весьма актуальном уровне: разница мировоззрений, разруха в головах способна расколоть любые семьи. Вот и Илья уходит из дома, чтобы, основав свою партию, бороться с капиталистами – такими, как Печенкин.

Казалось бы, абсурд. От сытой жизни, от богатства и роскоши еще никто не уходил. Но видимо, с детства в душе Ильи нарастала затаенная обида на своего отца. А следовательно, путь к этим земным благам слишком болезненно сказался на сыне. Понимаешь это не сразу – от начала спектакля должно пройти немало времени. Однако именно этот зашифрованный код не дает покоя на протяжении всего действия: что же там произошло? Почему сын пошел против отца?

И вот сыграть это – задача не из легких. В «Последнем коммунисте» прямого ответа на этот вопрос так и не прозвучит (он и не должен звучать по закону жанра). Но Марат Голубев играет своего Илью как человека тонкой душевной организации. Он искренний, впечатлительный человек. Пусть не понимает он, что коммунизм способен принести бед не меньше, чем капитализм, но в его поступках звучит откровенный бунт против царства роскоши и денег. Он не хочет общаться с таким отцом, который ради достижения своих коммерческих целей готов «заключать сделки с совестью» и вести себя как узурпатор.

Открытый финал


И все же противостояние закончится неожиданно. Чтобы примирить супруга и сына Галина Печенкина решит покончить с собой и оставит кассету с видеообращением к ним и единственной просьбой – помириться.

Если из-за идеологии в обществе страдают ни в чем не повинные люди – значит, общество устроено не справедливо. Эта мысль звучит между строк. Проступает она в полутонах актерской игры. Кажется, что еще немного и противостоянию будет положен конец. Но только режиссер решил не показывать это на сцене, предоставив возможность зрителю домыслить финал. И то, каким он будет – каждый решит самостоятельно по пути из театра домой.

P.S.
Премьера многонаселенного спектакля Казанского БДТ имени Качалова состоялась в пространстве Малой сцены. На основной сцене в настоящее время завершается масштабная реконструкция, однако художественный руководитель театра Александр Славутский говорит, что переносить туда эту постановку не будет, поскольку готовит к открытию другой сюрприз – «Женитьбу Фигаро». Начинать новую жизнь театра он предпочел с комедии.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Германии стартовали гастроли Вахтанговского театра

    Накануне вечером, 16 октября, в Германии начались гастроли Театра им. Вахтангова. Труппа представляет постановку Римаса Туминаса «Дядя Ваня» в трех городах страны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны». ...
  • Почти весь Някрошюс

    На осенних фестивалях есть шанс увидеть несколько спектаклей Эймунтаса Някрошюса, уход которого год назад стал потрясением для всего театрального мира. «Сукины дети»: литовский дух Клайпедский драматический театр (Литва) Постановка литовского романа «Сукины дети» возвращает в 18 век, когда маленькая Литва была частью Пруссии, и соединяет историческое прошлое с отголосками древних языческих мифов. ...
  • Театр наций продолжает гастроли в Лондоне

    В рамках своего первого гастрольного тура в Лондон Театр наций представил британской публике одну из знаковых постановок репертуара – работу всемирного известного режиссера Алвиса Херманиса «Рассказы Шукшина». ...
  • Et Cetera везет «Ревизора» в Берлин

    Гастроли Et Cetera под руководством Александра Калягина пройдут 12 и 13 октября в Театре на Потсдамской площади. Зрители увидят спектакль «Ревизор. Версия» в постановке Роберта Стуруа. Спектакли будут показаны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны» в Германии. ...
Читайте также