Баррикады и декорации

Новая жизнь театрального Киева

 
Трагические события 18 февраля в Киеве, когда в результате ожесточенных столкновений погибли люди, привели и к изменению ритма и порядка работы многих культурных учреждений. Театры, расположенные в центре Киева, отменили свои вечерние спектакли. И на момент подписания «Театрала» в печать, работу не возобновили.
На сцене Киевского Национального театра имени Ивана Франко должен был идти самый аншлаговый спектакль «Кайдашева семья» по произведению Ивана Нечуя-Левицкого. Но события 18 февраля изменили график работы театра и всего города. После обеда прекратили функционировать все три ветки столичного метро (из-за угрозы террористических актов). Ни актеры, ни зрители не смогли бы вовремя добраться до театра, не говоря уж о том, как из него добраться обратно домой, если Киев застыл до полуночи в десятибальных пробках, и многие горожане преодолевали 20-километровые расстояния пешком.

В ожидании «Свидетеля обвинения»


В связи с напряженной ситуацией в центре города, временно приостановлен и репетиционный процесс. Киевский академический Молодой театр также официально заявил, что в связи с трагическими событиями в Киеве ближайшие спектакли отменяются.

В самом центре боевых действий оказалась Национальная музыкальная академия Украины. Концертный зал при Академии только-только было начал работу, однако пришлось остановиться. 19 февраля активисты Майдана вошли в Концертный зал Консерватории и решили обустроить там «центр сопротивления». Чуть раньше во дворе Музкодемии были сожжены автомобили, в которых угодили «коктейли Молотова».

В Национальном театре имени Леси Украинки в связи с драматическими событиями объявили о переносах ранее назначенных спектаклей – на 1 апреля.

На этом фоне в столице Украины отменяются и гастроли. 3 и 4 марта в Доме офицеров должна была выступать Чулпан Хаматова с творческим вечером. Но в Доме офицеров сегодня настоящий госпиталь: есть раненные. 1 и 2 марта на сцене Национальной оперы ожидался балет «Роден» Бориса Эйфмана, но после длительных переговоров решили и этот проект перенести на неопределенный срок. Как говорят организаторы, они не хотят рисковать жизнью людей. К тому же, практически неразрешима сегодня проблема транспортировки фур с декорациями по центру Киева. В феврале в Киев приезжал директор МХТ имени Чехова Игорь Попов. Он осматривал площадки для проката двух спектаклей – «Свидетель обвинения» и «Белая гвардия» (гастроли были намечены на март). Однако «Свидетеля обвинения» с участием Ренаты Литвиновой в ближайшее время не будет. Судьба «Белой гвардии» пока тоже под вопросом с учетом эскалации напряжения в центре Киева.

Многие киевские актеры и режиссеры в шоке от трагических событий в столице. Люди искусства призывают к миру и уповают на разум. Очень резко высказалась в СМИ Ада Роговцева: «Безжалостные палачи Освенцима довели людей до убийства друг друга. Я не забуду никого из тех, кто погиб на Майдане. Я смотрю на эту картинку и пылаю, как эти баррикады. Гневом».

Горино горе


Ситуация меняется с каждым часом. Театр имени Ивана Франко, например, на момент подписания этого номера в печать оказался закрыт на замок. Но еще 17 февраля здесь кипела жизнь.

В фойе и даже в репетиционных залах артисты слышали уличные лозунги или взрывы петард, поскольку здание находится «на передовой». Захват активистами-революционерами Министерства юстиции (а оно рядом с театром) повлек за собою строительство огромных баррикад: мешки со снегом, мусорные баки, строительная требуха... И вот сквозь эти «декорации» – хочешь не хочешь – вынужденно пробирались артисты и зрители (на тот момент спектаклей еще никто не отменял).

На одном из заседаний в коллективе раздавались возгласы – все на Майдан, все в горнило революции, театр надо закрывать! Но тогда руководство (в лице директора Михаила Захаревича и нового худрука Станислава Моисеева) пошло сугубо демократическим путем. Постановили: мы живем в свободной стране, поэтому каждый имеет право проявлять свою гражданскую позицию как ему велит совесть, но ходить строем куда бы то ни было (в том числе и на баррикады) – это пережиток советского прошлого. То бишь «каждый право имеет право», как пел Андрей Макаревич.

Неформальный лидер этого главного драмтеатра страны – народный артист Украины Богдан Бенюк – еще и заметный политик. Он один из главных персонажей в партии «Свобода», чья тактика и стратегия пугает Юго-Восток, а Запад восхищает. Но даже Бенюк вплоть до трагических событий 18 февраля настаивал на том, что театр должен работать, несмотря ни на что.

Один из самых пассионарных революционных персонажей в этом же театре – режиссер Андрей Приходько (ученик Петра Фоменко). Его персональная страничка в социальной сети – это минное поле. Наэлектризованная территория борьбы украинцев за светлое будущее. Человек экспрессивный и эмоциональный, он «живет революцией» денно и нощно. Недавно блестяще поставил современную версию классической «Лесной песни» Леси Украинки (во Львове). А сейчас в Киеве под революционные горны он приступил к постановке «Носорогов» Эжена Ионеско. И явно в носорогах он видит те темные силы, которые топчут светлые чувства сограждан.

В январе в Театре Ивана Франко упали сборы. При 800 местах зал в среднем заполнялся наполовину. И даже такие бесспорные кассовые хиты франковцев, как «Кин IV» по пьесе Григория Горина в силу теперешних уличных декораций не достигали заветного аншлагового максимума. Попросту некоторые киевляне ночью боятся ходить… Некоторые боятся встретить так называемых «титушек» (участников боевых действий с восточного региона), а кого-то возможно пугали активные участники – с западного региона...

«Не соберем зрителя!»




Киевский Молодой театр на улице Прорезной (незадолго до трагических событий 18 февраля) стал центром притяжения молодых интеллектуалов, студенческой молодежи. Среди зрителей много учащихся Киево-Могилянской академии. Театр выдвинул доктрину: активная работа с молодыми драматургами, активное привлечение молодых режиссеров. И в начале февраля, несмотря на тревогу в городе, два зала театра заполнялись на спектаклях по пьесам современных драматургов (Дмитрия Богославского, Оксаны Савченко, Киры Малининой и других). Кстати, среди страстных активистов Майдана есть и актеры этого театра (в их числе, например, талантливая и темпераментная Наталья Васько).

В начале февраля меньше всего опасений по поводу «не соберем зрителя!» было у тех киевских театров, которые расположены далеко от центра. Так, например, после новогодних праздников резко подскочили кассовые сборы в Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра (худрук Эдуард Митницкий). Людям ведь все равно нужно отрешение от реальности, переключение на другой «канал» (а не только на тот, который круглосуточно вещает о текущих событиях). Поэтому на Левом берегу были полные залы на спектаклях по произведениям Аристофана, Чехова, Достоевского. А ведущая актриса этого театра – Ксения Николаева – по поводу общетеатральной тревоги еще недавно говорила с оптимизмом:

– На этой неделе (конец января. – «Т») я сама трижды была в разных театрах и трижды посчастливилось получить наслаждение. На спектакле «Загадочные вариации» в Молодом театре зал просто ломился о публики. На «Нахлебнике» в Русской драме тоже полно зрителей. И это чудо. В Оперном театре смотрела «Сказку о царе Салтане» – и снова «браво». Так что идите в театр…

P.S.
Сегодня в Киеве – революционная эйфория. Так или иначе в политику вовлечены практически все театралы. И каждый сам себе «политтехнолог» либо на персональной странице Фейсбука, либо в театральной курилке, либо на официальной трибуне. Так, например, актер Киевского театра «Сузiр’я» Евгений Нищук стал каноническим голосом Майдана, озвучивая все его акции, как и девять лет назад.
Когда этот номер «Театрала» готовился в печать, центр Киева порохом пропах. Повсюду гарь, невыносимый запах горелой резины. Естественно, многие артисты, режиссеры киевских театров днюют и ночуют в пространстве Майдана. Кто у костров, у баррикад, кто в палатках, а кто в наркотической виртуальной плоскости насыщенных майданных событий.

  • Нравится


Самое читаемое

  • В Мещанском суде Москвы рассматривают уголовное дело «Седьмой студии»

    В среду, 7 ноября, в Мещанском суде Москвы рассматривается уголовное дело «Седьмой студии». Корреспонденты «Театрала» передают с места событий.  Заседание было назначено на 9.30, фигуранты дела уже прибыли, но заседание еще не началось. ...
  • «Куда ни глянь, везде одна глупость»

    Для переезда в историческое здание на Чистых прудах «Современник» готовит премьеру спектакля «Дюма» по пьесе Ивана Охлобыстина. Этот материал предложил для постановки Михаил Ефремов, который сам при этом выступит режиссером. ...
  • Диана Вишнева провела открытый мастер-класс

    В воскресенье, 11 ноября, прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева впервые в своей творческой карьере провела большой мастер-класс «Наследие классического балета» в студии Context Pro в Санкт-Петербурге.   «Диана Вишнева впервые проведет мастер-класс «Наследие классического танца» в формате открытой репетиции на примере одной из самых известных вариаций классического репертуара — Маши из балета «Щелкунчик» (третий акт) в постановке Василия Ивановича Вайнонена», — цитирует РИА сообщение пресс-службы студии. ...
  • Кирилл РАЗЛОГОВ: «Гибнет великий замысел»

    Киноцентр «Соловей» – один из самых престижных кинотеатров Москвы, имеющий культурную и историческую ценность, заявил в беседе с «Театралом» кинокритик Кирилл Разлогов. Ранее газета «Ведомости» сообщила о том, что знаменитый Киноцентр на Красной Пресне собираются перестроить в гостиницу. ...
Читайте также


Читайте также

  • Татьяна Тарасова: «Главное в актерском труде - любопытство»

    На фестивале «Мир русского театра», который по инициативе «Театрала» прошел в июне в Берлине, педагог ГИТИСа Татьяна ТАРАСОВА провела актерские мастер-классы, адресованные русским артистам, которые уже не первый год работают за рубежом. ...
  • Параллельная Россия

    Идея формирования русскоязычного культурно-интеллектуального пространства носится в воздухе – нам вновь не хватает разнообразия и диапазона информации на родном языке. Изоляционизм – понятие метафизическое. Для того, чтобы отгородиться от мира, не обязательно строить стену или закрывать границы. ...
  • «Фестиваль нас объединяет»

    В заключительный день фестиваля «Мир русского театра», который проходил в Берлине с 8 по 12 июня, наша редакция устроила «круглый стол», предложив худрукам поделиться собственным опытом: как выживать театру в столь непростых условиях дальнего зарубежья. ...
  • Чем запомнился фестиваль «Мир русского театра»

    Камертоном «Мира русского театра» для меня стала беседа сидящих рядом в ожидании приглашения на посадку в самолет бабушки и внучки. Бабушка разговаривала с внучкой на смеси английского и русского: сколько days in а year? How many minutes в часе? Потом попросила внучку сбегать посмотреть на расписание. ...
Читайте также