Баррикады и декорации

Новая жизнь театрального Киева

 
Трагические события 18 февраля в Киеве, когда в результате ожесточенных столкновений погибли люди, привели и к изменению ритма и порядка работы многих культурных учреждений. Театры, расположенные в центре Киева, отменили свои вечерние спектакли. И на момент подписания «Театрала» в печать, работу не возобновили.
На сцене Киевского Национального театра имени Ивана Франко должен был идти самый аншлаговый спектакль «Кайдашева семья» по произведению Ивана Нечуя-Левицкого. Но события 18 февраля изменили график работы театра и всего города. После обеда прекратили функционировать все три ветки столичного метро (из-за угрозы террористических актов). Ни актеры, ни зрители не смогли бы вовремя добраться до театра, не говоря уж о том, как из него добраться обратно домой, если Киев застыл до полуночи в десятибальных пробках, и многие горожане преодолевали 20-километровые расстояния пешком.

В ожидании «Свидетеля обвинения»


В связи с напряженной ситуацией в центре города, временно приостановлен и репетиционный процесс. Киевский академический Молодой театр также официально заявил, что в связи с трагическими событиями в Киеве ближайшие спектакли отменяются.

В самом центре боевых действий оказалась Национальная музыкальная академия Украины. Концертный зал при Академии только-только было начал работу, однако пришлось остановиться. 19 февраля активисты Майдана вошли в Концертный зал Консерватории и решили обустроить там «центр сопротивления». Чуть раньше во дворе Музкодемии были сожжены автомобили, в которых угодили «коктейли Молотова».

В Национальном театре имени Леси Украинки в связи с драматическими событиями объявили о переносах ранее назначенных спектаклей – на 1 апреля.

На этом фоне в столице Украины отменяются и гастроли. 3 и 4 марта в Доме офицеров должна была выступать Чулпан Хаматова с творческим вечером. Но в Доме офицеров сегодня настоящий госпиталь: есть раненные. 1 и 2 марта на сцене Национальной оперы ожидался балет «Роден» Бориса Эйфмана, но после длительных переговоров решили и этот проект перенести на неопределенный срок. Как говорят организаторы, они не хотят рисковать жизнью людей. К тому же, практически неразрешима сегодня проблема транспортировки фур с декорациями по центру Киева. В феврале в Киев приезжал директор МХТ имени Чехова Игорь Попов. Он осматривал площадки для проката двух спектаклей – «Свидетель обвинения» и «Белая гвардия» (гастроли были намечены на март). Однако «Свидетеля обвинения» с участием Ренаты Литвиновой в ближайшее время не будет. Судьба «Белой гвардии» пока тоже под вопросом с учетом эскалации напряжения в центре Киева.

Многие киевские актеры и режиссеры в шоке от трагических событий в столице. Люди искусства призывают к миру и уповают на разум. Очень резко высказалась в СМИ Ада Роговцева: «Безжалостные палачи Освенцима довели людей до убийства друг друга. Я не забуду никого из тех, кто погиб на Майдане. Я смотрю на эту картинку и пылаю, как эти баррикады. Гневом».

Горино горе


Ситуация меняется с каждым часом. Театр имени Ивана Франко, например, на момент подписания этого номера в печать оказался закрыт на замок. Но еще 17 февраля здесь кипела жизнь.

В фойе и даже в репетиционных залах артисты слышали уличные лозунги или взрывы петард, поскольку здание находится «на передовой». Захват активистами-революционерами Министерства юстиции (а оно рядом с театром) повлек за собою строительство огромных баррикад: мешки со снегом, мусорные баки, строительная требуха... И вот сквозь эти «декорации» – хочешь не хочешь – вынужденно пробирались артисты и зрители (на тот момент спектаклей еще никто не отменял).

На одном из заседаний в коллективе раздавались возгласы – все на Майдан, все в горнило революции, театр надо закрывать! Но тогда руководство (в лице директора Михаила Захаревича и нового худрука Станислава Моисеева) пошло сугубо демократическим путем. Постановили: мы живем в свободной стране, поэтому каждый имеет право проявлять свою гражданскую позицию как ему велит совесть, но ходить строем куда бы то ни было (в том числе и на баррикады) – это пережиток советского прошлого. То бишь «каждый право имеет право», как пел Андрей Макаревич.

Неформальный лидер этого главного драмтеатра страны – народный артист Украины Богдан Бенюк – еще и заметный политик. Он один из главных персонажей в партии «Свобода», чья тактика и стратегия пугает Юго-Восток, а Запад восхищает. Но даже Бенюк вплоть до трагических событий 18 февраля настаивал на том, что театр должен работать, несмотря ни на что.

Один из самых пассионарных революционных персонажей в этом же театре – режиссер Андрей Приходько (ученик Петра Фоменко). Его персональная страничка в социальной сети – это минное поле. Наэлектризованная территория борьбы украинцев за светлое будущее. Человек экспрессивный и эмоциональный, он «живет революцией» денно и нощно. Недавно блестяще поставил современную версию классической «Лесной песни» Леси Украинки (во Львове). А сейчас в Киеве под революционные горны он приступил к постановке «Носорогов» Эжена Ионеско. И явно в носорогах он видит те темные силы, которые топчут светлые чувства сограждан.

В январе в Театре Ивана Франко упали сборы. При 800 местах зал в среднем заполнялся наполовину. И даже такие бесспорные кассовые хиты франковцев, как «Кин IV» по пьесе Григория Горина в силу теперешних уличных декораций не достигали заветного аншлагового максимума. Попросту некоторые киевляне ночью боятся ходить… Некоторые боятся встретить так называемых «титушек» (участников боевых действий с восточного региона), а кого-то возможно пугали активные участники – с западного региона...

«Не соберем зрителя!»




Киевский Молодой театр на улице Прорезной (незадолго до трагических событий 18 февраля) стал центром притяжения молодых интеллектуалов, студенческой молодежи. Среди зрителей много учащихся Киево-Могилянской академии. Театр выдвинул доктрину: активная работа с молодыми драматургами, активное привлечение молодых режиссеров. И в начале февраля, несмотря на тревогу в городе, два зала театра заполнялись на спектаклях по пьесам современных драматургов (Дмитрия Богославского, Оксаны Савченко, Киры Малининой и других). Кстати, среди страстных активистов Майдана есть и актеры этого театра (в их числе, например, талантливая и темпераментная Наталья Васько).

В начале февраля меньше всего опасений по поводу «не соберем зрителя!» было у тех киевских театров, которые расположены далеко от центра. Так, например, после новогодних праздников резко подскочили кассовые сборы в Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра (худрук Эдуард Митницкий). Людям ведь все равно нужно отрешение от реальности, переключение на другой «канал» (а не только на тот, который круглосуточно вещает о текущих событиях). Поэтому на Левом берегу были полные залы на спектаклях по произведениям Аристофана, Чехова, Достоевского. А ведущая актриса этого театра – Ксения Николаева – по поводу общетеатральной тревоги еще недавно говорила с оптимизмом:

– На этой неделе (конец января. – «Т») я сама трижды была в разных театрах и трижды посчастливилось получить наслаждение. На спектакле «Загадочные вариации» в Молодом театре зал просто ломился о публики. На «Нахлебнике» в Русской драме тоже полно зрителей. И это чудо. В Оперном театре смотрела «Сказку о царе Салтане» – и снова «браво». Так что идите в театр…

P.S.
Сегодня в Киеве – революционная эйфория. Так или иначе в политику вовлечены практически все театралы. И каждый сам себе «политтехнолог» либо на персональной странице Фейсбука, либо в театральной курилке, либо на официальной трибуне. Так, например, актер Киевского театра «Сузiр’я» Евгений Нищук стал каноническим голосом Майдана, озвучивая все его акции, как и девять лет назад.
Когда этот номер «Театрала» готовился в печать, центр Киева порохом пропах. Повсюду гарь, невыносимый запах горелой резины. Естественно, многие артисты, режиссеры киевских театров днюют и ночуют в пространстве Майдана. Кто у костров, у баррикад, кто в палатках, а кто в наркотической виртуальной плоскости насыщенных майданных событий.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Фестиваль – это всегда большая ответственность»

    С 6 по 9 июня журнал «Театрал» проведет в столице Германии III международный фестиваль «Мир русского театра». Одним из участников форума станет датско-российский театр «Диалог». Художественный руководитель коллектива Татьяна Дербенева-Якобсен рассказала о деталях предстоящего выступления: - В Берлин мы привозим спектакль «Дурман, или Игра воображения» по мотивам пьесы Питера Шеффера в сценической версии Жанны Герасимовой – нашей коллеги из русского театра Варшавы. ...
  • Театр Zero привезет в Берлин свой новый спектакль

    С 6 по 9 июня журнал «Театрал» проведет в столице Германии  III международный фестиваль «Мир русского театра». Одним из участников форума станет театр Zero из Тель-Авива. О предстоящем выступлении рассказывает основатель и художественный руководитель театра Олег РОДОВИЛЬСКИЙ: - Мы покажем в Берлине нашу новую постановку «Не боюсь Вирджинии Вулф» по мотивам известной пьесы Эдварда Олби. ...
  • «Русская сцена» покажет на фестивале в Берлине свою версию «Чайки»

    С 6 по 9 июня журнал «Театрал» проведет в столице Германии  III международный фестиваль «Мир русского театра». Одним из участников форума станет театр «Русская сцена» (Берлин). Корреспондент «Театрала» узнал о деталях предстоящего выступления этого коллектива из первых уст. ...
  • «Театрал» это целый ряд проектов, которые мы ведем»

    Среди участников IV Московского культурного форума, проходящего в эти дни в Манеже, оказался и журнал «Театрал». Утром в субботу, 23 марта, главный редактор издания Валерий Яков и критик Ольга Егошина рассказали о международных проектах «Театрала», а помогла им в этом зам. ...
Читайте также