У танца есть душа

Премия журнала «Балет» «Душа танца» отметила 20-летие

 
В зале Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко 30 апреля не было ни одного свободного места: так много оказалось (по)читателей журнала «Балет», его премии и Жана-Жоржа Новерра, реформатора балета, в чей день рождения 29 апреля отмечается международный день танца.
«Искусство заключается в умении скрыть искусство», оставив взору воплощенное в танце вдохновение, писал Новерр в своих классических «Письмах о балете». Участники вечера были по-разному, но очень близки к воплощению этой универсальной формулы, и все стремились быть еще ближе. Публика была рада всем, - ну а как не радоваться картине «Тени» из «Баядерки» в постановке Натальи Макаровой, где солируют находящиеся на пике формы Наталья Сомова и Сергей Полунин, лауреты номинации «Звезда», как не умилиться чествующим своего педагога Ингу Воронину младшеклассникам московского хореографического училища в номере «Суворовцы» Владимира Варковицкого, где мальчики маршируют, а девочки порхают в тюниках,  шеренги «бабочек» и «солдатиков» плетутся змейками и чертят линейками сцену, куда некоторые из детей вернутся уже взрослыми.

Лауреаты «Души танца» не просто выходят на сцену за статуэткой, они танцуют, выбирая для этого вечера яркий номер.  Даже директор «Штатс Балет Берлин» Владимир Малахов нашел время и прилетел выступить с современным номером «Старик и я» Ханса ван Манена, как и Марина Романовская, директор витебского фестиваля современной хореографии – вместе с Натальей Макаровой, давно живущей в Америке, Малахов, Романовская и Макарова были награждены за пропаганду отечественной хореографии за рубежом. Эта награда -  важная часть общего смысла «Души танца», поддерживающей отечественную хореографию в целом. Бежавшая на Запад «невозвращенка», обласканный судьбой руководитель крупного балетного дома, продолжательница традиций витебского авангарда – все они связаны с русской хореографией разными и крепкими нитями. Романовскую чествовал «Тотем» Елены Богданович в исполнении всегда великолепной Марины Никитиной – как гран-при витебского фестиваля 2003 года дожил до наших дней в таком свежем виде, известно только неизменно спортивной Марине и крепкому в композиции и структурах хореографу Богданович.

«Старик и я» - трагикомический номер на двоих, - Малахов танцевал с солисткой «Штатс балет Берлин» Беатрис Кноп. Женщина в расцвете лет дразнит старика, который слишком хорошо знает, что старик, и долго не отвечает на страстные и продуманные заигрывани. Возникающее все-таки адажио  мучительно коротко и полно знанием о том, что оно последнее, шаги в разные стороны полны взрывчаткой разнонаправленного движения «вместе» и «прочь».

Очень слаженно и нежно показались прима-балерина Михайловского театра Анжелина Воронцова («Звезда») и солист Большого театра Денис Родькин («Восходящая звезда») в па де де из балета «Талисман» Петипа – все треволнения любимой ученицы Цискаридзе, ушедшей из Большого вслед за своим педагогом после скандала вокруг Сергея Филина, словно остались позади, и таланты Воронцовой сияют ровным светом в самых разнообразных партиях, а Родькин набирает такой ураганный темперамент, что впору вспомнить Мариса Лиепу, на которого Родькин и внешне чем-то похож. Еще одна «восходящая звезда», солист Мариинского театра Андрей Ермаков продемонстрировал в па де де из «Корсара» такую убедительную героику, что стало ясно – скоро Большой и Мариинка смогут помериться Спартаками – Родькиным и Ермаковым.

Удачно сложился развлекательный блок – «Татарочка» и «Сиртаки» ансамбля Игоря Моисеева чествовали нынешнего руководителя ансамбля Елену Щербакову, в прошлом блистательную исполнительницу многих номеров ансамбля, особенно яркую в молдавских танцах. При Щербаковой вышло несколько академических трудов об основателе ансамбля Игоре Моисееве, далеко ушедших от парадных буклетов и раскрывших часть богатств истории советского танца, в том числе пластического эксперимента на формальном поле фольклорного материала. Книги – ислледователям, а вот бесперебойный напор и отрепетированные трюки «моисеевцев» вызывают у публики неизменный экстаз.

Па де де из «Арлекинады» на музыку Дриго  показало комические таланты примы казанского оперного театра Кристины Андреевой и солиста Олега Ивенко, «Мачо» - хореографический и исполнительский талант солиста театра Бориса Эймана Олега Габышева: с таким емким юмором мачо давно не смеялись над собой (а Габышев фактурно «мачо-мачо»), а «Умирающий лебедь» в хореографии Алексея Мирошниченко солистов пермской оперы Инны Билаш и Степана Демина вышел таким забавно любовным, что строгая и много сил отдавшая эксперименту Наталья Касаткина, комментировавшая в вип-партере церемонию невзирая на лица, даже не поняла, о чем сказал покусившийся на классику Мирошниченко, получая призовую статуэтку: «Извините за наглость».

Советник губарнатора Красноярского края Геннадий Рукша прилетел специально на церемонию вручить статуэтку руководителю киностудии Большого театра Никите Тихонову, чей талант понимания движения и умение работать с архивами сохранили  на кинопленке многих классиков. Ведущий вечера Геннадий Янин, получивший приз за Тихонова, напомнил Рукше о планах проведения фестиваля балетного видео в Красноярске – и советник губернатора от них не отказался.

Премий, награждающих театральных журналистов, почти не осталось – после исчезновения премии имени Кугеля только фонд Станиславского отмечает иногда театроведов. У Души танца» есть номинация «пресс-лидер» - в этом году ее лауреатами стали фотограф Владимир Луповской и доктор искусствоведения из Петербурга Игорь Ступников.

Основатель премии и многолетний главный редактор журнала «Балет» Валерия Иосифовна Уральская не была бы собой, если бы не пригласила на сцену сотрудников театра и друзей журнала, всех, кто помогал провести вечер и поддерживал «Балет» долгие годы, и не вручила им цветы, особые статуэтки и подарки. «Спектакль балета – коллективное творчество всех участников постановки», - учил Новерр когда еще. Объединенные таланты всегда преуспевают – о нехитром и вечно свежем секрете «Душа  танца» напомнила в ..дцатый раз забывчивому, вечно соперничающему миру искусства.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «Это станет сенсацией в театральном мире»

    19 февраля в зале правления Центробанка России состоялось первое заседание Оргкомитета по празднованию 100-летия Театра Вахтангова (Оргкомитет образован распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2020 года как исполнение Указа Президента от 2 августа 2019 года), – говорит Кирилл Крок. ...
  • Третьяковка приглашает в русскую сказку

    В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась интерактивная выставка-путешествие «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». На экспозиции представлено более 70 произведений – живопись, графика, скульптура, инсталляция и видеоарт. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
Читайте также


Читайте также

  • Фильм к 100-летию великого хореографа выходит в прокат

    Документальный фильм «Каннингем», снятый Аллой Ковган как посвящение мастеру, рассказывает историю великого американского хореографа. Мерс Каннингем не только поставил множество знаковых спектаклей, но и фактически воспитал новое поколение хореографов. ...
  • Большой театр готовится к гастролям в Омане

    Балет «Онегин» в хореографии Джона Крэнко представят в столице Омана, где с 23 по 25 января пройдут гастроли Большого театра. В нынешнем сезоне это не первый визит ГАБТа на Аравийский полуостров. В конце прошлого года (31 октября – 1 ноября) на сцене Королевской оперы Маската с успехом проходили выступления оперной труппы и оркестра: Большой театр представил на главной сцене Омана оперу «История Кая и Герды» Баневича. ...
  • Вечная Жизель

    В Большом театре поставили «Жизель» Адана – cпектакль уже имеющийся в репертуаре в хореографической редакции Юрия Григоровича выпуска 1987 года. Новая постановка Алексея Ратманского – пятнадцатая версия, быть может, самого прекрасного романтического балета на сцене первого театра страны. ...
  • Артисты балета почтят память Мариса Лиепы

    В Москве готовится гала-концерт «Марис Лиепа. С любовью», посвященный памяти выдающегося артиста, одного из самых ярких представителей блистательной плеяды отечественных танцовщиков, совершивших в шестидесятые годы прошлого века настоящую революцию в области мужского танца, изменив представление о его значении и возможностях. ...
Читайте также