У танца есть душа

Премия журнала «Балет» «Душа танца» отметила 20-летие

 
В зале Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко 30 апреля не было ни одного свободного места: так много оказалось (по)читателей журнала «Балет», его премии и Жана-Жоржа Новерра, реформатора балета, в чей день рождения 29 апреля отмечается международный день танца.
«Искусство заключается в умении скрыть искусство», оставив взору воплощенное в танце вдохновение, писал Новерр в своих классических «Письмах о балете». Участники вечера были по-разному, но очень близки к воплощению этой универсальной формулы, и все стремились быть еще ближе. Публика была рада всем, - ну а как не радоваться картине «Тени» из «Баядерки» в постановке Натальи Макаровой, где солируют находящиеся на пике формы Наталья Сомова и Сергей Полунин, лауреты номинации «Звезда», как не умилиться чествующим своего педагога Ингу Воронину младшеклассникам московского хореографического училища в номере «Суворовцы» Владимира Варковицкого, где мальчики маршируют, а девочки порхают в тюниках,  шеренги «бабочек» и «солдатиков» плетутся змейками и чертят линейками сцену, куда некоторые из детей вернутся уже взрослыми.

Лауреаты «Души танца» не просто выходят на сцену за статуэткой, они танцуют, выбирая для этого вечера яркий номер.  Даже директор «Штатс Балет Берлин» Владимир Малахов нашел время и прилетел выступить с современным номером «Старик и я» Ханса ван Манена, как и Марина Романовская, директор витебского фестиваля современной хореографии – вместе с Натальей Макаровой, давно живущей в Америке, Малахов, Романовская и Макарова были награждены за пропаганду отечественной хореографии за рубежом. Эта награда -  важная часть общего смысла «Души танца», поддерживающей отечественную хореографию в целом. Бежавшая на Запад «невозвращенка», обласканный судьбой руководитель крупного балетного дома, продолжательница традиций витебского авангарда – все они связаны с русской хореографией разными и крепкими нитями. Романовскую чествовал «Тотем» Елены Богданович в исполнении всегда великолепной Марины Никитиной – как гран-при витебского фестиваля 2003 года дожил до наших дней в таком свежем виде, известно только неизменно спортивной Марине и крепкому в композиции и структурах хореографу Богданович.

«Старик и я» - трагикомический номер на двоих, - Малахов танцевал с солисткой «Штатс балет Берлин» Беатрис Кноп. Женщина в расцвете лет дразнит старика, который слишком хорошо знает, что старик, и долго не отвечает на страстные и продуманные заигрывани. Возникающее все-таки адажио  мучительно коротко и полно знанием о том, что оно последнее, шаги в разные стороны полны взрывчаткой разнонаправленного движения «вместе» и «прочь».

Очень слаженно и нежно показались прима-балерина Михайловского театра Анжелина Воронцова («Звезда») и солист Большого театра Денис Родькин («Восходящая звезда») в па де де из балета «Талисман» Петипа – все треволнения любимой ученицы Цискаридзе, ушедшей из Большого вслед за своим педагогом после скандала вокруг Сергея Филина, словно остались позади, и таланты Воронцовой сияют ровным светом в самых разнообразных партиях, а Родькин набирает такой ураганный темперамент, что впору вспомнить Мариса Лиепу, на которого Родькин и внешне чем-то похож. Еще одна «восходящая звезда», солист Мариинского театра Андрей Ермаков продемонстрировал в па де де из «Корсара» такую убедительную героику, что стало ясно – скоро Большой и Мариинка смогут помериться Спартаками – Родькиным и Ермаковым.

Удачно сложился развлекательный блок – «Татарочка» и «Сиртаки» ансамбля Игоря Моисеева чествовали нынешнего руководителя ансамбля Елену Щербакову, в прошлом блистательную исполнительницу многих номеров ансамбля, особенно яркую в молдавских танцах. При Щербаковой вышло несколько академических трудов об основателе ансамбля Игоре Моисееве, далеко ушедших от парадных буклетов и раскрывших часть богатств истории советского танца, в том числе пластического эксперимента на формальном поле фольклорного материала. Книги – ислледователям, а вот бесперебойный напор и отрепетированные трюки «моисеевцев» вызывают у публики неизменный экстаз.

Па де де из «Арлекинады» на музыку Дриго  показало комические таланты примы казанского оперного театра Кристины Андреевой и солиста Олега Ивенко, «Мачо» - хореографический и исполнительский талант солиста театра Бориса Эймана Олега Габышева: с таким емким юмором мачо давно не смеялись над собой (а Габышев фактурно «мачо-мачо»), а «Умирающий лебедь» в хореографии Алексея Мирошниченко солистов пермской оперы Инны Билаш и Степана Демина вышел таким забавно любовным, что строгая и много сил отдавшая эксперименту Наталья Касаткина, комментировавшая в вип-партере церемонию невзирая на лица, даже не поняла, о чем сказал покусившийся на классику Мирошниченко, получая призовую статуэтку: «Извините за наглость».

Советник губарнатора Красноярского края Геннадий Рукша прилетел специально на церемонию вручить статуэтку руководителю киностудии Большого театра Никите Тихонову, чей талант понимания движения и умение работать с архивами сохранили  на кинопленке многих классиков. Ведущий вечера Геннадий Янин, получивший приз за Тихонова, напомнил Рукше о планах проведения фестиваля балетного видео в Красноярске – и советник губернатора от них не отказался.

Премий, награждающих театральных журналистов, почти не осталось – после исчезновения премии имени Кугеля только фонд Станиславского отмечает иногда театроведов. У Души танца» есть номинация «пресс-лидер» - в этом году ее лауреатами стали фотограф Владимир Луповской и доктор искусствоведения из Петербурга Игорь Ступников.

Основатель премии и многолетний главный редактор журнала «Балет» Валерия Иосифовна Уральская не была бы собой, если бы не пригласила на сцену сотрудников театра и друзей журнала, всех, кто помогал провести вечер и поддерживал «Балет» долгие годы, и не вручила им цветы, особые статуэтки и подарки. «Спектакль балета – коллективное творчество всех участников постановки», - учил Новерр когда еще. Объединенные таланты всегда преуспевают – о нехитром и вечно свежем секрете «Душа  танца» напомнила в ..дцатый раз забывчивому, вечно соперничающему миру искусства.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
  • Михаил Ефремов обратился к министру МВД

    Актер Михаил Ефремов записал видеообращение министру МВД Колокольцеву в стихах (автор текста Андрей Орлов (Орлуша). Напомним, 31 июля в Москве арестовали актера театра «Современник» за пародию на пьяного полицейского. ...
  • «Доверия ей мы оказать не можем»

    На пресс-конференции, которая состоялась в понедельник, 5 августа, в ТАСС, худрук театра «У Никитских ворот» Марк Розовский ответил на вопрос о дальнейшей работе в его театре бухгалтера Нины Масляевой, обвиняемой по делу «Седьмой студии». ...
Читайте также


Читайте также

  • Сергей Полунин озаботился «хореографией будущего»

    Российский хореограф и артист балета Сергей Полунин открыл Благотворительный фонд поддержки и развития искусств. Организация планирует оказывать помощь как начинающим талантливым танцовщикам, так и профессионалам.   Целью создания своего благотворительного фонда Сергей Полунин считает поиск одаренных детей во всех регионах России и других странах, оказание поддержки подающим надежды артистам балета, композиторам, хореографам и художникам. ...
  • Эхо Жизели

    И без того яркая танцевальная программа Международного фестиваля имени Чехова завершилась на высокой ноте – «Жизелью» Английского национального балета (Лондон) в постановке Акрам Хана – одного из самых знаменитых, ярких, своеобразных хореографов наших дней. ...
  • В МАМТе представят «Дон Кихота» в редакции Нуреева

    Первой балетной премьерой Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко станет балет Людвига Минкуса «Дон Кихот» в хореографической редакции Рудольфа Нуреева, которая на российской сцене будет представлена впервые. ...
  • Большой театр снова ждут в Ковент-Гардене

    На рубеже июля-августа балетная труппа Большого театра вновь представит на сцене Ковент-Гардена в Лондоне свои лучшие постановки – «Спартак», «Лебединое озеро», «Светлый ручей» и «Дон Кихот».   Примечательно, что в XXI столетии балетная труппа ГАБТа гастролирует в Лондоне уже в шестой раз. ...
Читайте также