У танца есть душа

Премия журнала «Балет» «Душа танца» отметила 20-летие

 
В зале Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко 30 апреля не было ни одного свободного места: так много оказалось (по)читателей журнала «Балет», его премии и Жана-Жоржа Новерра, реформатора балета, в чей день рождения 29 апреля отмечается международный день танца.
«Искусство заключается в умении скрыть искусство», оставив взору воплощенное в танце вдохновение, писал Новерр в своих классических «Письмах о балете». Участники вечера были по-разному, но очень близки к воплощению этой универсальной формулы, и все стремились быть еще ближе. Публика была рада всем, - ну а как не радоваться картине «Тени» из «Баядерки» в постановке Натальи Макаровой, где солируют находящиеся на пике формы Наталья Сомова и Сергей Полунин, лауреты номинации «Звезда», как не умилиться чествующим своего педагога Ингу Воронину младшеклассникам московского хореографического училища в номере «Суворовцы» Владимира Варковицкого, где мальчики маршируют, а девочки порхают в тюниках,  шеренги «бабочек» и «солдатиков» плетутся змейками и чертят линейками сцену, куда некоторые из детей вернутся уже взрослыми.

Лауреаты «Души танца» не просто выходят на сцену за статуэткой, они танцуют, выбирая для этого вечера яркий номер.  Даже директор «Штатс Балет Берлин» Владимир Малахов нашел время и прилетел выступить с современным номером «Старик и я» Ханса ван Манена, как и Марина Романовская, директор витебского фестиваля современной хореографии – вместе с Натальей Макаровой, давно живущей в Америке, Малахов, Романовская и Макарова были награждены за пропаганду отечественной хореографии за рубежом. Эта награда -  важная часть общего смысла «Души танца», поддерживающей отечественную хореографию в целом. Бежавшая на Запад «невозвращенка», обласканный судьбой руководитель крупного балетного дома, продолжательница традиций витебского авангарда – все они связаны с русской хореографией разными и крепкими нитями. Романовскую чествовал «Тотем» Елены Богданович в исполнении всегда великолепной Марины Никитиной – как гран-при витебского фестиваля 2003 года дожил до наших дней в таком свежем виде, известно только неизменно спортивной Марине и крепкому в композиции и структурах хореографу Богданович.

«Старик и я» - трагикомический номер на двоих, - Малахов танцевал с солисткой «Штатс балет Берлин» Беатрис Кноп. Женщина в расцвете лет дразнит старика, который слишком хорошо знает, что старик, и долго не отвечает на страстные и продуманные заигрывани. Возникающее все-таки адажио  мучительно коротко и полно знанием о том, что оно последнее, шаги в разные стороны полны взрывчаткой разнонаправленного движения «вместе» и «прочь».

Очень слаженно и нежно показались прима-балерина Михайловского театра Анжелина Воронцова («Звезда») и солист Большого театра Денис Родькин («Восходящая звезда») в па де де из балета «Талисман» Петипа – все треволнения любимой ученицы Цискаридзе, ушедшей из Большого вслед за своим педагогом после скандала вокруг Сергея Филина, словно остались позади, и таланты Воронцовой сияют ровным светом в самых разнообразных партиях, а Родькин набирает такой ураганный темперамент, что впору вспомнить Мариса Лиепу, на которого Родькин и внешне чем-то похож. Еще одна «восходящая звезда», солист Мариинского театра Андрей Ермаков продемонстрировал в па де де из «Корсара» такую убедительную героику, что стало ясно – скоро Большой и Мариинка смогут помериться Спартаками – Родькиным и Ермаковым.

Удачно сложился развлекательный блок – «Татарочка» и «Сиртаки» ансамбля Игоря Моисеева чествовали нынешнего руководителя ансамбля Елену Щербакову, в прошлом блистательную исполнительницу многих номеров ансамбля, особенно яркую в молдавских танцах. При Щербаковой вышло несколько академических трудов об основателе ансамбля Игоре Моисееве, далеко ушедших от парадных буклетов и раскрывших часть богатств истории советского танца, в том числе пластического эксперимента на формальном поле фольклорного материала. Книги – ислледователям, а вот бесперебойный напор и отрепетированные трюки «моисеевцев» вызывают у публики неизменный экстаз.

Па де де из «Арлекинады» на музыку Дриго  показало комические таланты примы казанского оперного театра Кристины Андреевой и солиста Олега Ивенко, «Мачо» - хореографический и исполнительский талант солиста театра Бориса Эймана Олега Габышева: с таким емким юмором мачо давно не смеялись над собой (а Габышев фактурно «мачо-мачо»), а «Умирающий лебедь» в хореографии Алексея Мирошниченко солистов пермской оперы Инны Билаш и Степана Демина вышел таким забавно любовным, что строгая и много сил отдавшая эксперименту Наталья Касаткина, комментировавшая в вип-партере церемонию невзирая на лица, даже не поняла, о чем сказал покусившийся на классику Мирошниченко, получая призовую статуэтку: «Извините за наглость».

Советник губарнатора Красноярского края Геннадий Рукша прилетел специально на церемонию вручить статуэтку руководителю киностудии Большого театра Никите Тихонову, чей талант понимания движения и умение работать с архивами сохранили  на кинопленке многих классиков. Ведущий вечера Геннадий Янин, получивший приз за Тихонова, напомнил Рукше о планах проведения фестиваля балетного видео в Красноярске – и советник губернатора от них не отказался.

Премий, награждающих театральных журналистов, почти не осталось – после исчезновения премии имени Кугеля только фонд Станиславского отмечает иногда театроведов. У Души танца» есть номинация «пресс-лидер» - в этом году ее лауреатами стали фотограф Владимир Луповской и доктор искусствоведения из Петербурга Игорь Ступников.

Основатель премии и многолетний главный редактор журнала «Балет» Валерия Иосифовна Уральская не была бы собой, если бы не пригласила на сцену сотрудников театра и друзей журнала, всех, кто помогал провести вечер и поддерживал «Балет» долгие годы, и не вручила им цветы, особые статуэтки и подарки. «Спектакль балета – коллективное творчество всех участников постановки», - учил Новерр когда еще. Объединенные таланты всегда преуспевают – о нехитром и вечно свежем секрете «Душа  танца» напомнила в ..дцатый раз забывчивому, вечно соперничающему миру искусства.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
Читайте также


Читайте также

  • Иржи Килиан получит почетный приз Benois de la dansе

    Номинанты XXVII Международного балетного приза Benois de la dansе, известного в творческих кругах как балетный «Оскар», объявлены в четверг в Большом театре.   Объявление победителей состоится 21 мая на Исторической сцене Большого театра. ...
  • Солист Большого театра Лантратов повредил ногу

    Премьер Большого театра Владислав Лантратов не будет выступать в этом сезоне в связи с травмой ноги, полученной во время спектакля «Зимняя сказка».   «К сожалению, выбыл из строя до конца сезона. Но вернусь, обещаю, и мы еще зажжем. ...
  • Академия Вагановой отметит 110-летие первых балетов «Русских сезонов»

    Международная научно-практическая конференция «Дягилев: искусство продюсирования. Вчера, сегодня, завтра!» пройдет в Академии русского балета им. Вагановой. Встреча приурочена ко дню рождения Сергея Дягилева и 110-летию первых балетов «Русских сезонов», им организованных. ...
  • Во МХАТе им. Горького покажут балет

    Этой весной во МХАТе им. Горького покажут премьеру балетной постановки Артура Питы с участием Натальи Осиповой. Спектакль поставлен по малоизвестной сказке Андерсена «История одной матери». «Идея постановки родилась у знаменитого британского хореографа Артура Питы после того, как в руки ему попала книга рисунков итальянского художника AkaB к «Истории одной матери», - сообщается на сайте МХАТа. ...
Читайте также