Маленькие трагедии

Жизнь Моцарта не дает покоя австрийским кулинарам

 
Сколько существует рецептов, посвященных великому композитору? Сосчитать невозможно. Булочки, безе, печенье, конфеты, пирожные и, конечно же, торты. Но при всем многообразии десертов есть у них одно общее качество, как и в музыке Моцарта, – «многослойность», сочетание несочетаемого.
Впрочем, не только музыка, но и жизнь Моцарта тоже состояла из самых невероятных историй. Например, когда мальчику было шесть лет, итальянская церковь обвинила его в воровстве.

Последний шанс


Дело в том, что с раннего возраста отец возил Вольфганга по Европе, зарабатывая деньги на концертах маленького гения. Особым успехом пользовался трюк: любой желающий мог исполнить музыкальное произведение, после чего Моцарт садился к инструменту и повторял его с точностью до звука. На это чудо собирались посмотреть толпы. Но в Италии трюк провалился.

Началось с того, что в Сикстинской капелле Моцарт услышал многоголосое сочинение местного композитора, которое длилось полчаса, а затем повторил его. Однако священнослужители решили, будто мальчик накануне украл ноты и… произведение выучил. Поднялся скандал: подозрения пали на отца Моцарта как на соучастника. А за кражу церковного имущества полагалось жестокое наказание.

Но отец уговорил собравшихся дать сыну еще один шанс. Испытания длились несколько часов. И что бы ни сыграли присутствующие, Моцарт в точности все повторял…

«Невесту украли»


Он еще и не раз попадал в парадоксальные ситуации. Например, написав в 26-летнем возрасте оперу «Похищение из сераля», – партитуру отнес императору. Но тот, покрутив в руках экземпляр, сказал:

– Ужасно много нот, милый мой Моцарт.

На что композитор ответил:

– Ровно столько, сколько нужно, ваше величество.

Случай стал хрестоматийным: не дело императора советовать Моцарту, сколько должно быть нот.

А опера, кстати, быстро обрела славу, хотя в этом произведении сочетались стили, которые, казалось бы, сочетать невозможно – немецкий, итальянский и турецкий.

Оперу «Похищение из сераля» заказали ему в преддверии весьма важного события – летом 1782 года в Вену должен был прибыть русский великий князь. Написать музыку надо было в кратчайшие сроки, а еще предстояло построить декорации, отрепетировать с певцами.

Мелодии, обгоняя одна другую, зазвучали в голове 26-летнего музыканта. Случалось, что за день он сочинял две-три арии, которые без изменения входили в общую партитуру, однако его душа была неспокойна. Вот уже два года Моцарт был влюблен в Констанцу Вебер. Девушка отвечала взаимностью, но только вот родители влюбленных этот союз не одобряли.

В той опере по сюжету главную героиню (которую, кстати, тоже звали Констанца) похищали из турецкого сераля. В горячем воображении влюбленного Моцарта эти два образа – вымышленной невесты и реально любимой слились воедино. И юноша решил выкрасть невесту из родительского дома, как только отгремит премьера.

Обставлено это было почти в таких же декорациях, как в опере. «Турецкий» плащ похитителя, скрывающий его лицо, шелковая накидка, окутывающая фигурку девушки, ночь, звезды. Только вместо корабля была черная карета. И похищение, и тайное венчание удались. Констанца стала законной женой Моцарта и, кстати, оставалась ею до конца его жизни.

А опера утерла нос сочинителям «зингшпилей» (веселая пьеса с музыкой). Гете говорил, не скрывая восторга: «Все наши стремления к простоте оказались напрасными, когда появилось «Похищение из сераля».

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Все, что правильно – красиво, а все красивое – правильно»

    Для кого звучит первый звонок? Когда не следует пропускать даму вперед? Как обратиться к незнакомому человеку? На эти и другие вопросы отвечает специалист по этикету Татьяна БЕЛОУСОВА. Правило третьего звонка Покупка билета – стратегический момент. ...
  • Юдашкин разработал стиль для капельдинеров Александринки

    Театральный сезон 2019/20 билетеры Новой сцены Александринского театра встречают в форменной одежде от кутюрье Валентина Юдашкина. Корпоративный тотал-лук разработан в темных тонах и стилистически соответствует творческой концепции Новой сцены. ...
  • Обед по Маркесу и набор Венички

    Театр начинается с вешалки, а спектакль – с буфета. Именно так происходит в Студии театрального искусства, куда на сей раз отправился корреспондент нашего журнала.   АДРЕС: УЛИЦА СТАНИСЛАВСКОГО, ДОМ 21, СТР. 7 К зрителям здесь относятся как к дорогим гостям – усаживают за большой дубовый стол и угощают театральными блюдами. ...
  • Война и мир на тарелке

    «Театрал» продолжает путешествие по театральным кафе и ресторанам Москвы. На сей раз мы отправимся в изысканный «Brasserie Мост», который буквально окружают ведущие театры столицы. Большой, Малый, Театр оперетты, РАМТ, МХТ…Чуть дальше находится МАМТ им. ...
Читайте также