Победы и поражения

Каким был для театра минувший год

 
Комиссия Госдумы по нравственности в 2013 году проверила спектакль Серебренникова «Человек-подушка»
Отставки и назначения, провалы и яркие премьеры, скандалы и свежие тенденции… «Театрал» составил картину 2013 года.

Недоразумения и конфликты


В 2013 году небывало активизировались сторонники и защитники консервативно-патриархальных ценностей, представленные как зрителями, так и чиновниками.

– Роскомнадзор присвоил детскому спектаклю «Волшебная флейта» (Краснодарский театр кукол) маркировку «18+».

– В Северной столице неизвестные, называющие себя петербургскими казаками, провели акцию протеста, расценив спектакль Томаса Остермайера «Смерть в Венеции» как пропаганду гомосексуализма. Ночью они исписали ругательствами стены МДТ-Театра Европы, а у входа в Молодежный театр на Фонтанке нарисовали голову свиньи с надписью «Додин».

– Зритель грозится подать в суд на «Коляда-театр» за то, что в спектакле «Букет» актеры плюются и разбрасываются хлебом.

– Следствие проводило проверку спектакля Кирилла Серебренникова «Человек-подушка» на наличие «сцен педофилии» и «сцен насилия с участием детей». Инициатором проверки, по словам режиссера, стала «комиссия Госдумы по нравственности».

– Депутаты Ставропольской краевой думы предложили отменить показ рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда». С этой просьбой к ним обратились представители общественной организации «Родительский комитет».

– Сотрудники петербургского музея современного искусства «Эрарта» обнаружили на стене здания надпись «педофилы» перед показом спектакля Леонида Мозгового «Лолита» по Набокову. Ранее вандалы дважды атаковали здание Музея Набокова в центре Петербурга.

– Зам. губернатора Алтайского края Даниил Бессарабов отреагировал на письмо театрального зрителя, который требовал закрыть спектакль «Остров Рикоту» в Алтайском театре имени Шукшина. Зритель обвинил постановку в экстремизме и поругании православных икон и святых образов. Выяснилось, что речь идет лишь об одной сцене, где на разделочной доске с трудом угадывался святой лик. Специальная комиссия сочла, что сцена абсолютно оправдана сюжетом, однако губернатор распорядился из спектакля ее удалить.

Увольнения


2013 год был отмечен весьма громкими уходами со своих постов театральных руководителей, которые во многом определяли театральную политику своих регионов.

– Заместитель руководителя Департамента культуры Москвы Евгения Шерменева занимала свою должность с 2011 года. За время ее работы появился «Гоголь-центр», Олег Меньшиков назначен худруком Театра Ермоловой, Борис Юхананов – худруком Театра Станиславского, а Клим – «Центра драматургии и режиссуры». Кроме того, в Театр на Таганке пришла «Группа юбилейного года».

В числе причин своего ухода Евгения Борисовна назвала нереализованные программы модернизации в сфере театрального искусства, предложенные ею руководству.

В регионах:

– Режиссер Борис Павлович, в короткий срок превративший кировский Театр на Спасской в центр современного искусства, покинул пост худрука после идеологического конфликта с директором театра.

– Аналогичная ситуация произошла в Краснодаре: режиссер Александр Огарев, не дожидаясь окончания контракта, расстался с местным Театром драмы, где за два сезона поставил спектакли, о которых заговорила столичная критика (в их числе «Гамлет», «Панночка» и «Кошка на раскаленной крыше»).

Назначения


Экс-директор Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Владимир Урин назначен гендиректором Большого театра вместо Анатолия Иксанова. Поводом послужила целая серия скандалов, охватившая главный театр страны: с начала года о Большом театре говорили исключительно как о месте, где процветают интриги и коррупция. На этом фоне творческие успехи отошли на второй план. Сам Урин, приступая к работе в новой должности, заявил, что не планирует революционных действий и надеется на поддержку коллектива.

Его пост в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко занял бывший зам Ара Карапетян. А судьбу Анатолия Иксанова решили на федеральном уровне, назначив советником министра культуры по вопросам театра.

Иван Вырыпаев сменил Эдуарда Боякова в должности художественного руководителя театра «Практика». Бояков же возглавил Воронежскую академию искусств.

Вячеслав Полунин стал худруком Большого Санкт-Петербургского цирка на Фонтанке. Правда, это назначение работники цирка приняли в штыки, написав открытое письмо Путину, в котором пожаловались на то, что Полунин намерен переоборудовать зал, устроив на месте арены ультрасовременную сцену.

В регионах:

– Сменилось руководство двух томских театров. В ТЮЗе в качестве главного режиссера работает теперь Илья Ротенберг, а Александр Огарев возглавил Томскую драму.

– Дмитрий Егоров назначен главным режиссером Молодежного театра Алтая в Барнауле, сменив на этом посту ушедшего из жизни Валерия Золотухина. В свою очередь, вместо Егорова питерский Оn.Театр возглавил Семен Серзин.

– Главным режиссером Рязанского театра драмы стал артист столичного Театра Моссовета Сергей Виноградов.

Трагедия


После зверского нападения на худрука балета Сергея Филина Большой театр оказался в центре сразу нескольких скандалов.

– Главное управление МВД выявило хищение 90 млн. рублей, выделенных на реконструкцию театра.

– Руководство театра отказалось продлевать контракт с Николаем Цискаридзе, который не раз выступал в СМИ с конструктивной критикой дирекции ГАБТа.

– Следствие по делу о нападении на Сергея Филина обрастает новыми подробностями. В частности, Цискаридзе сообщил, что между Филиным и организовавшим на него нападение Павлом Дмитриченко противостояние нарастало давно: «На собраниях он не раз выражал свое недовольство тем, как распределяются гранты и выходные».

– Весной прима-балерина Светлана Лунькина, живущая ныне в Канаде, заявила в СМИ, что ее «выживали из коллектива», поскольку руководство отдавало ее роль дочери крупного предпринимателя. С аналогичными заявлениями выступила Анастасия Волочкова.

– В июне западные СМИ написали о теневой стороне жизни Большого театра – о продаже так называемых черных билетов, которые продают перекупщики, неформально сотрудничающие с администрацией театра и завышающие цену в десятки раз.

Юбилеи


– Главным юбилейным событием стали празднования 150-летия Станиславского. Они включали в себя множество мероприятий, в том числе и Международную конференцию «Станиславский и мировой театр», которая прошла в МХТ имени Чехова. Там же состоялся юбилейный вечер под названием «Вне системы», над которым работали драматург Михаил Дурненков и режиссер Кирилл Серебренников.

– Значимым стало и 100-летие со дня рождения драматурга Виктора Розова. Проект, который прошел в РАМТе, начался с переиздания воспоминаний Розова и выставки «Я – счастливый человек» в Бахрушинском музее. Состоялись также режиссерские лаборатории «Розовские чтения» и театральный фестиваль «В поисках Розова». А МХТ выпустил альбом воспоминаний «Счастливый современник» (автор-составитель – шеф-редактор «Театрала» Виктор Борзенко).

Пожары и бедствия


– В феврале театры Челябинска пострадали от метеоритного дождя. В Театре драмы разбито 80 стекол, аналогичные проблемы – в Камерном театре и бывшем ТЮЗе, где в результате нарушилась теплоизоляция.

– В марте горел Российский университет театрального искусства (ГИТИС). Пожар распространился на площади 500 кв. м. Его последствия были устранены в течение лета, и 1 сентября занятия в старом здании возобновились.

– Летом дальневосточные театры пострадали от последствий наводнения. Был организован сбор средств в их поддержку, в котором участвовали многие российские театры.

– В ноябре пожар вспыхнул на чердаке «Школы современной пьесы» и практически уничтожил здание театра 1864 года постройки. Реконструкция займет несколько лет. Театр играет спектакли на других площадках.

– В декабре загорелся московский Театр русской драмы под руководством Михаила Щепенко. Очаг возгорания возник в зрительном зале, пламя затронуло и зрительское фойе. Как и в случае с «ШСП», театр вернется в свой дом после реконструкции.

Меценат года


Общественный совет премии «Звезда Театрала-2013» назвал Михаила Прохорова «Меценатом года» (репортаж о церемонии читайте на стр. 34). Получая награду, Михаил Дмитриевич сказал:

– Наш фонд уже больше 10 лет поддерживает театры. Но только сейчас нас перестали стесняться. Нас стали пускать в гримерки, за кулисы. И сложились уникальные отношения, которые вышли наконец за рамки отношений работников культуры и, как это модно говорить, спонсоров.

То есть отношения стали семейными. И чем больше я изучаю кухню театра, тем больше делаю вывод, что театр и бизнес практически не различаются. Это, наверное, не случайно. Потому что золотой век русского театра был именно тогда, когда театром управляли бизнесмены. Я имею в виду в первую очередь Станиславского.

Сейчас в мире набирает силу такая тенденция: крупные бизнесмены после своей смерти завещают состояние на развитие культуры. Я думаю, что инициатива замечательна. Но если в российских условиях ждать, когда наши бизнесмены, которые отличаются неплохим здоровьем, завещают родине свое состояние, культура может не выдержать. Поэтому я призываю что-нибудь сделать при жизни, а не ждать, когда твой век закончится. Это актуально, поскольку наша великая страна аж 0,54% ВВП тратит на культуру, что в 4,5 раза меньше, чем великая Эстония. Поэтому в принципе есть чем заниматься.

И в заключении я хочу поблагодарить организаторов «Звезды Театрала» за пропаганду благотворительности. Я считаю, что именно благотворительность и является настоящей духовной скрепой.

Парадокс


Коллективное письмо артистов Театра на Таганке к Сергею Капкову с просьбой вернуть в театр Юрия Любимова вызвало удивление не только в театральном сообществе. Удивило оно и Юрия Любимова. На внезапное предложение сотрудничества от артистов, которые еще два сезона назад обвиняли режиссера в несправедливом к себе отношении, он ответил отказом.

Закон


Премьер-министр Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект о контрактной системе работы творческих сотрудников, согласно которому в течение года после его принятия все артисты, находящиеся на бессрочных договорах, должны будут пройти конкурс. Законопроект был одобрен на заседании правительства 30 мая. Цель нововведения – оптимизация трупп, избавление от искусственного их «раздувания», создание механизмов избавления от так называемого «балласта» и освобождение мест для молодых актеров. Минкультуры подготовило законопроект, вводящий конкурсы раз в пять лет на профессиональную состоятельность для работников творческой сферы – артистов балета, оперы, цирков и драмтеатров. Законопроект разрабатывался по инициативе СТД.

Беспамятство


Многолетние обещания таганрогских властей открыть музей в доме, где прошли детство и юность Фаины Раневской, в очередной раз не сбылись. Напомним, в 2012 году управление культуры города сообщало «Театралу», что музей непременно появится в 2013 году, поскольку для создания экспозиции «давно все готово». Однако позже выяснилось, что согласно музейному закону, необходимо выселить жильцов и из прилегающих квартир, а на это в городском бюджете средства не предусмотрены. В итоге, вопрос об открытии музея снова откладывается. В одном из ближайших номеров «Театрал» вернется к этой теме.

Глухи оказались чиновники и к памяти Всеволода Мейерхольда: великий режиссер покоится в Общей могиле №1 на Донском кладбище («Театрал» писал об этом не раз). Однако на могиле нет даже мраморной таблички, указывающей на это.

По-прежнему в запустении могила великого трагика пушкинской поры Павла Мочалова. Для реставрации старинного захоронения требуются немалые средства. «Театрал» в очередной раз со своих страниц предлагает Малому театру объединить усилия и провести специальную акцию по сбору средств для спасения памятника.

Смена власти


Руководство поменялось в целом ряде крупных театров.

– В Московском драматическом Театре Станиславского на место Валерия Беляковича назначен Борис Юхананов (ученик Анатолия Васильева). В обновленном виде театр откроется весной.

– В феврале Темур Чхеидзе оставил пост худрука в БДТ им. Товстоногова. Его должность занял режиссер Андрей Могучий, которого поддержали корифеи труппы во главе с Олегом Басилашвили. Сейчас в театре продолжается реконструкция, которая завершится к лету. Спектакли идут на сцене Каменноостровского театра (филиал БДТ).

– В начале марта Сергей Безруков стал худруком Московского областного дома «Кузьминки», в состав которого входят сразу три очага культуры – Драматический театр имени Островского, Московский областной государственный камерный театр и театр «Русский балет». Все они были объединены вместе под общим названием Московский губернский театр.

Новые сцены


Два старейших театра Петербурга один за другим завершили строительство новых сцен. Торжественное открытие Мариинки-2 совпало с юбилеем художественного руководителя (2 мая), а Александринка-2 открылась международным театральным фестивалем (15 мая).

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор театра Karlsson Hause Анна Павинская: «Мы любим риск»

    У репертуарного театра в России есть очевидное преимущество: здесь возможен риск. Например, не сложился спектакль, и постановку списали уже на генеральной репетиции. Но в частном театре, наверное, подобные риски недопустимы. ...
  • Артисты «Ленкома» попросили присвоить театру имя Марка Захарова

    Артисты «Ленкома» обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой присвоить театру имя Марка Захарова, который был художественным руководителем коллектива. «Сейчас подготовлено обращение от труппы театра, со всеми народными артистами и другими уважаемыми артистами, на имя Сергея Семеновича Собянина о том, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», – сказал ТАСС председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. ...
  • Мосгорсуд отменил возврат дела «Седьмой студии» в прокуратуру

    Во вторник, 8 октября, Мосгорсуд признал незаконным возвращение в прокуратуру уголовного дела «Седьмой студии» и постановил вернуть дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда. Это решение принято по ходатайству прокуратуры. ...
  • В устав Большого театра внесли изменения

    Назначения и отставки в филиалах Большого театра будут согласовываться с Министерством культуры РФ. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России». ...
Читайте также