Народный выбор

Зрители подвели итоги прошлого сезона и отметили 10-летие «Театрала»

 
На церемонии вручения наград «Звезда Театрала» (2 декабря в Театре Вахтангова) родился анекдот. Монтировщик сцены спрашивает у Критикессы:
«Вы про Шекспира что-нибудь слышали?»
«Что значит, «слышали»? – отвечает она. – Я на Шекспире защищалась». – «Ну, подробности вашей личной жизни меня не интересуют».
Монтировщика играл Эдуард Радзюкевич, Критикессу – Юлия Рутберг. И за время церемонии их диалоги создавали праздничную, по-вахтанговски гротесковую атмосферу. Например, в самом начале вечера Критикесса выходит на сцену и, глядя в сторону сидящего в зале директора Театра Вахтангова Кирилла Крока, говорит:

– Я так рада, что премия происходит на этой потрясающей сцене. Какая люстра, какие кресла! Просто какой-то «Крокус-сити».

Публика шутку оценила, хотя в ней заключалась солидная доля правды: ровно год назад Кирилл Крок предложил «Театралу» проводить церемонию именно здесь – в стенах Театра Вахтангова. Таким образом, поистине народная премия, где лауреатов определяют зрители (самое массовое жюри), стала гостьей самого посещаемого театра Москвы. С его легкой подачи впервые за всю шестилетнюю историю премии билеты на «Звезду Театрала» можно было купить. И у поклонников театра появилась возможность лично побывать на празднике.

Готовили сюрприз


О том, как щедро и искренне вахтанговцы помогали «Театралу» подготовиться к церемонии, можно написать отдельную статью.

Например, для Юрия Яковлева, который под занавес должен был получать награду в номинации «Легенда сцены», режиссер-постановщик вечера Владимир Иванов и автор сценария Сергей Плотов придумали сюрприз: предполагалось, что едва актер поднимется на сцену, из-за кулис выйдет его бесчисленная династия – жена, два сына, дочь и, конечно, внуки… Однако сюрприза не получилось. Буквально накануне церемонии Яковлев ушел из жизни.

Читатели звонили в редакцию:

– Будет ли «Звезда Театрала»?

Не раз звучали советы и вовсе ее отменить: дескать, как можно устраивать праздник в доме, где произошло такое несчастье!

Смерть Юрия Яковлева вызвала острые переживания у всех. Наверное, в эти дни не было человека, который не скорбел бы в связи с уходом из жизни всенародно любимого артиста. А для гостей церемонии это еще и двойной удар, ведь Юрий Васильевич давно не выступал ни в каких вечерах и концертах (его можно было увидеть лишь в спектакле «Пристань»). И участие в торжественной церемонии подогревало интерес. О том, что Яковлев стал «Легендой сцены», редакция сообщила еще летом.

Актер обрадовался:

– Вы не поверите, но у меня совсем мало театральных наград.

Правда, по какому-то странному провидению прокомментировал:

– Главное – дожить.

В последующие месяцы из его уст эта мысль звучала еще не раз. И все же он очень старался… Охотно дал подробное интервью «Театралу» (хотя не общался с прессой уже много лет) и снова… признавался в любви к своему театру, несмотря на то что здесь он переживал порой и не очень счастливые времена.

Юрий Яковлев готовился к церемонии. И уже находясь в больнице, передавал приветы редакции:

– Ко второму декабря станет легче – собираюсь прийти.

До последнего не терял надежды. И говорил, не скрывая иронии: дескать, как я могу не прийти, ведь специально купил новую рубашку.

«Не забуду встречу с Яковлевым»


В день, когда Яковлева не стало, дирекция Театра Вахтангова приняла решение: церемонию не отменять. Напротив, ее посвятили памяти артиста. И многие, кто поднимался в этот вечер на сцену, говорили о нем. В их числе оказался, например, Василий Бочкарев – актер Малого театра, победивший в номинации «Лучшая мужская роль».

– Получилось так, что эта премия протянула ниточку между Театром Вахтангова и Малым театром: спектакль «Село Степанчиково» поставил Антон Юрьевич Яковлев. И Малый театр, и все, кто занят в этой постановке, безумно благодарны ему – за необыкновенную любовь, за умение создать ансамбль и за то, что ему пришла идея сделать спектакль по Достоевскому. Я уверен, что в момент, когда Антону спустилась эта идея, рядом с ним был Юрий Васильевич Яковлев.

Актеры всегда учатся у своих коллег. Вот и я как зритель посмотрел недавно спектакль «Пристань». И увидел такую грандиозную игру Юрия Яковлева, к которой можно только стремиться. Мы его очень-очень любили все. И когда Юрий Васильевич пришел в гримерную и сказал слова, которые я никогда не забуду, для меня это было самое лучшее мгновение в профессии, самая большая благодарность за труд.

«Спектакль я смотрела четыре раза»


Шесть лет назад «Звезда Театрала» замышлялась как премия, призванная выразить зрительскую любовь (напомним, что на протяжении сезона зрители номинируют своих звезд на сайте журнала www.teatral-online.ru, после чего проводится голосование, в ходе которого и определяется победитель). Правда, в этом году любовь перешла все мыслимые границы.

Дело в том, что во время голосования сайт не раз подвергался хакерским атакам: кто-то из «поклонников театра» запустил программу, которая в сотни раз накручивает голоса. В итоге it-специалистам пришлось зачищать сайт от всевозможных «накруток», чтобы выборы проходили максимально честно.

Но была и еще одна интрига. В минувшем сезоне сразу четыре спектакля стали безусловными лидерами: «Евгений Онегин» Римаса Туминаса (Театр Вахтангова), «Идеальный муж» Константина Богомолова (МХТ им. Чехова), «Коварство и любовь» Льва Додина (МДТ – Театр Европы) и «Добрый человек из Сезуана» Юрия Бутусова (Театр Пушкина). Все они попали в шорт-лист премии, но до последнего трудно было предугадать, чья постановка одержит победу: картина менялась ежедневно.

Зрители оказались перед сложным выбором: все постановки блестящие, все достойны главного приза. Но в этом и заключается особенность народной премии: здесь важна скорее эмоциональная составляющая. В итоге победил «Идеальный муж», который в прошлом сезоне буквально расколол театральную Москву на сторонников и ярых противников творчества Константина Богомолова.

Об этом сказала и Ксения Ларина (обозреватель «Эха Москвы»), которая поднялась на сцену, чтобы наградить артистов:

– Спектакль я смотрела четыре раза, такое со мной бывало только в глубоком детстве. Это какая-то неподъемная махина, как и все, что делает Константин Богомолов. Я очень рада, что «Идеальный муж» именно зрителями назван лучшим, а не только театральными критиками. Хотя все критики из-за него передрались и друг с другом не разговаривают.

Ксения напомнила, что буквально накануне, во время спектакля «Идеальный муж», на сцене случилась драка: некие «православные активисты» устроили в театре дебош, пытаясь сорвать действие:

– Фактически Константин Богомолов своего добился, ведь на сцену выскочили те самые персонажи, с которыми борется режиссер. Провокация сработала, а Богомолов, как известно, ставит блестящие провокации.

Театр без границ


О «Звезде Театрала» написали многие СМИ, однако победа «Идеального мужа» обсуждалась в репортажах не столь яростно. То ли спектакль померк на фоне недавнего скандала вокруг «Карамазовых» (свежая премьера того же Богомолова в МХТ), то ли часто звучащее имя Юрия Яковлева примирило людей разных творческих лагерей. Но как бы то ни было, в этот вечер казалось, что не существует границ между старым и новым театром, между ярким гражданским высказыванием и высокохудожественным спектаклем, между традицией и экспериментом…

Фактически в этом главная роль «Звезды Театрала» – собирать под своим флагом наиболее яркие тенденции сезона: дать зрителям возможность номинировать и голосовать за своих кумиров. Ведь практика показывает, что реальным лидером может стать совсем не тот, кого считает высоколобый лагерь экспертов.

Кстати, в этом году за «Звезду Театрала» боролись академический Малый театр и ультрасовременный «Гоголь-центр», классический РАМТ и авангардная «Школа драматического искусства», «Ленком» и МДТ… Всех не перечислишь («Звезда Театрала» вручалась в пятнадцати номинациях), все театры разные, у каждого свои методы и стили, но все это был – один современный театр.

«Жизнь продолжается»


Театр, как известно, организм живой. И, выбирая летом Алису Фрейндлих в качестве «Легенды сцены», невозможно было предугадать – подстроиться под ее рабочий график. В итоге церемония награждения совпала по времени с питерской премьерой актрисы. В Москву за наградой Алиса Бруновна приехать не смогла, но поблагодарила зрителей по видеотрансляции.

– Я понимаю, что должна нести ответственность за свое отсутствие, но я не думаю, что для кого-то это будет удивлением, – обратилась Фрейндлих к зрителям с большого видеоэкрана. – Потому что перед премьерой всегда есть такое напряжение, момент, что называется концентрацией и во времени, и в самой душе. Поэтому слишком близко, пятого числа, эта премьера предполагается, а второе, уже о каком-то выходном дне не может быть и речи. Я ну не совпала, что ли, с вашими пожеланиями, хотя мне очень бы хотелось. Когда мне позвонили и сказали, что я лауреат «Звезды Театрала» в номинации «Легенда сцены», то я сразу рванула в Толковый словарь Даля и прочитала, что легенда – это предание о чем-то чудесном, но давнем. С одной стороны, хорошо, что помнят, а с другой – пытаюсь опровергнуть, что это что-то нечто давнее. Здесь хочется напомнить, что премьера может быть провальной, но она будет. Это уже знак того, что жизнь продолжается.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Звезда Театрала»-2019: билеты уже в продаже!

    Друзья! Премия «Звезда Театрала» открыла продажу билетов на торжественную церемонию вручения наград, которая в этом году будет проходить 2 декабря – по доброй традиции, на сцене Театра Вахтангова. Приглашаем присоединиться к празднику и напоминаем, что «Звезда Театрала» – уникальный шанс увидеть в один вечер весь цвет российского театрального искусства. ...
  • Претенденты на «Звезду Театрала» в номинации «Лучшая мужская роль»

    2 декабря в Театре Вахтангова станут известны имена победителей «Звезды Театрала». До конца осени еще можно успеть повлиять на результаты голосования и выбрать своих фаворитов в 17-ти номинациях. В этот раз мы представляем претендентов в номинации «Лучшая мужская роль». ...
  • Боярская, Муравьева, Симонова – номинанты на «Звезду Театрала»

    Имена лауреатов «Звезды Театрала» объявят 2 декабря на церемонии вручения премии в Театре Вахтангова. Напоминаем, что до конца осени зрители могут выбрать своего фаворита в каждой из 17-ти номинаций. А мы продолжаем представлять претендентов на победу. ...
  • Виктюк, Кончаловский, Серебренников – номинанты «Звезды Театрала»

    До объявления победителей премии «Звезда Театрала» остается чуть меньше двух месяцев. Напоминаем, что до конца осени любой зритель может выбрать своего фаворита в каждой из 17-ти номинаций. Имена лауреатов будут объявлены 2 декабря на торжественной церемонии в Театре Вахтангова, а пока мы представляем претендентов на победу за лучшую режиссерскую работу сезона. ...
Читайте также