Римас Туминас

О Пушкине – прозой

 
– Поскольку Пушкина можно слушать и понимать только по-русски, я немного опасаюсь за перевод, который неизбежен на гастролях, – говорит Римас ТУМИНАС. – Как воспримут русскую поэзию в других странах – вот что меня беспокоит. Но я надеюсь, что нам удастся передать смысл произведения через картины, через пластику. Пришлось выполнить такой киномонтаж поэтических картин. А если картины выстроены правильно, они будут понятны и без текста, и я думаю это восполнит языковые проблемы.

– В странах, куда вы отправляетесь, довольно многочисленные русские диаспоры…

– Я никогда не рассчитываю на русскоговорящих людей. Нельзя думать, что если в зале будет половина людей, понимающих язык, это существенно облегчит работу. Это не так. Просто для того, чтобы быть понятыми, актерам надо играть ярче, стремительнее, выразительнее, сохраняя при этом атмосферу спектакля. Надо представить, что рассказываешь что-то детям. Говорить очень простым театральным языком и тогда тебя поймут и примут.

– Вы ведь довольно сильно сократили текст поэмы.

– Да, пришлось поработать над текстом самого Пушкина. У него ведь всего несколько диалогов: Онегин и Татьяна, Онегин и Ленский, няня с Татьяной, диалог с читателем. Вот и все. Как это вставить в картину? Как сделать, чтобы поэтический текст звучал? Это очень сложно. Пришлось значительно сократить часть поэмы. Но, сокращая, я был очень внимателен тексту, к композиции, чтобы не пропустить чего-то важного. Следовал театральному закону – если есть хоть малейший намек на драматургию, надо играть. А что невозможно сыграть, передал через картину.

Я думал, что пушкинисты, театроведы, историки будут упрекать меня в этом. Но получилось так, что вроде никто этого и не заметил.

А поскольку упреков нет, значит все получилось. Значит, как-то удалось обмануть зрителя. Чехов же говорил, что, когда он пишет, он обманывает всех. Вот и у меня еще с юности есть такое ощущение, что я обманываю публику. Ставлю спектакль, и зритель мне верит. Всегда думаю, вот придет день, меня уличат в обмане и будут судить. И не знаю, сколько дадут за такой обман.

– Но пока за ваш, так называемый обман, вы получаете только награды. И даже коллеги по режиссерскому цеху называют вас художником высокого класса.

– Сам я так не считаю и не чувствую в себе художника. Я никогда не употребляю такие обороты, как «в моем творчестве», «о моем творческом пути», или «моя карьера». Меня неоднократно приглашали на передачу «Линия жизни», а я не могу согласиться – ну, нет никакой линии. Подождите, еще рано. Вот поставлю еще несколько классических названий, воплощу еще несколько тем, тогда может быть скажу «мое творчество».

– Стало быть, в ваших планах классика?

– В общем-то, да, классика. Сейчас репетирую Кановича. Это литовский автор, который двадцать лет тому назад эмигрировал и живет сейчас в Тель-Авиве. Все, кто читает его романы, и артисты, занятые в спектакле, просто восхищены текстом. Его глубиной, мудростью. Такой текст встречается не часто. И тема очень жизненная – дорога наша, дорога наших отцов, дорога к детям, где бы они ни жили. Мы вечно идем к своим детям, а они уходят от нас все дальше и дальше. И мы никогда так и не доедем до них.

Вот такая история. Правда, тут есть один щекотливый момент. Действие происходит в Литве, в Вильнюсе, и я боюсь, что начнут говорить: «Ну, вот, Туминас уже про себя начал ставить, про свой дом».

– Литва ваш дом, но, говорят, что именно в Вильнюсе вы жутко волновались во время показа «Евгения Онегина»…

– Да, я всегда боюсь свои спектакли везти в Литву. Понимаете, здесь некая есть ирония. Скажем, скрытая обида, что вот, покинул нас, предал, отдался России. И даже успешность Театра Вахтангова, связывают с ситуацией литовского театра, которому сейчас очень нелегко и многие считают, что при мне такого не случилось бы. Но, тем не менее, театралы, я имею ввиду актеры и зрители очень тепло приняли спектакль. А критики молчали, не знали, что им говорить, что делать. Тем более, они знакомы с нашей прессой, оценками. И что добавишь, что еще скажешь?

Но я действительно очень сильно переживал, потому что приезжаешь с открытой душой – вот я, я свой. А тебе в ответ: «Ну, и что? Что вообще в твоем спектакле? Ничего особенного. Ничего удивительного». Литовский менталитет. Я бы даже сказал, такой мягкий цинизм. Он существует. И вот этого боишься. Открыться своим труднее всего. Я боялся, волновался. Но, слава актерам, они это ощущали. Они почувствовали необходимость сыграть чисто, профессионально хорошо, вдохновенно. И вот эту такую, скажем, битву мы выиграли.

– Ваши актеры рассказывали, что были в недоумении от реакции литовской публики, которая молчала смотрела спектакль. В Москве принято аплодировать после удачных сцен.

– Да, это действительно так. Когда-то Алла Пугачева, выступая в Литве, выбежала в антракте со сцены и, металась по гримерной со словами: «Это провал! Зрители сидят молча. Это провал!» и, несмотря на то, что она немного знала литовскую публику, ей это было непривычно. А наш продюсер удивился и говорит: «Нет, это огромный успех. Просто зрители не мешали вашему выступлению». Литовцам свойственна сдержанность, внимательность. Они боятся нарушить действие своими аплодисментами. Все эмоции выливаются в конце. Наверное, так и должно быть.

Московская публика, российская, она не такая, она гораздо эмоциональнее. И порою это мешает, они просто «захлопывают» сцены. У меня трудно идет сцена «именины». Я хочу там подвесить небольшую угрозу, ожидание какой-то опасности. Чтобы напряженно было. А зрители не дают этого сделать. После каждой песни, после каждого выступления аплодисменты. И мы боремся с собой. Стараемся не кокетничать с публикой, не играть в поддавки.

Но опять же не это главное. Важно, чтобы спектакль был хороший. Чтобы он был и театрален, и зрелищен, и глубок, и нежен, и красив. Он может быть грустный, и даже трагичный. Но обязательно это должна быть хорошая жизненная история. А для этого надо много работать и тогда господь улыбнется нам.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
  • «Она писала просто, ясно и безукоризненно точно»

    Наталья Крымова была камертоном не только театральной жизни. Многие годы ее статьи и телепередачи были одной из редких возможностей услышать живое слово, звучащее «поверх барьеров». Вместе с «Театралом» ее сегодня вспоминают коллеги. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр «У Никитских ворот» отправляется в гастрольный тур по… Москве

    Начиная с 17 января театр под руководством Марка Розовского целый ряд спектаклей текущего репертуара будет играть на других площадках столицы. Таким образом, в пятницу, 17 января, например, «Песни нашей коммуналки» исполнят в Доме ученых, но в тот же вечер на Старой сцене театра состоится спектакль «Ганди молчал по субботам». ...
  • БДТ приедет на гастроли в Москву

    Сразу два спектакля БДТ им. Товстоногова представят в российской столице в конце января. На сцене Театра наций состоится московская премьера спектакля Ивана Вырыпаева «Волнение» с Алисой Фрейндлих в главной роли, а в Театре им. ...
  • Программа «Большие гастроли» завершила шестой сезон

    В понедельник, 23 декабря, на сцене Зимнего театра в Сочи были подведены итоги программы Федерального центра поддержки гастрольной деятельности «Большие гастроли». В 2019 году были достигнуты наивысшие показатели за все время существования проекта – в программе приняли участие 267 театров, было показано более 2 тыс. ...
  • Московский кинофестиваль снова пройдет в апреле

    Руководство Московского международного кинофестиваля (ММКФ) объявило даты проведения 42-го по счету киносмотра.   «42-й Московский международный кинофестиваль пройдет в 2020 году с 22 по 29 апреля», - цитирует ТАСС сообщение дирекции фестиваля. ...
Читайте также