Госпожа удача

Галина Волчек рассказала о партии в джин, в которой нет победителей

 
После долгого молчания Галина Волчек накануне своего юбилея показала премьеру спектакля «Игра в джин». Пьесу Кобурна о двух обитателях американского дома престарелых художественный руководитель «Современника» впервые увидела более 30 лет назад на сцене бродвейского театра и отложила в копилку памяти за неимением в труппе подходящих по возрасту актеров. Сейчас «спектакль на двоих» с блеском сыграли премьеры театра – Лия Ахеджакова и Валентин Гафт.
Гликерия Николаевна Федотова вспоминала, как на следующий день после дебюта (прошел с успехом – цветы, аплодисменты) она пришла к своему учителю Михаилу Семеновичу Щепкину. Он вздохнул: «Ну что, думаешь, твоему мастерству аплодировали? Твоему свежему личику, твоему юному голоску. Если бы я, старик, сыграл так плохо, как ты вчера, – меня бы освистали!»

Театр – жестокое искусство. С каждым годом зрители все требовательнее к своим кумирам, все нетерпимее к своим любимцам. Каждый раз надо выходить и побеждать заново – мастерством и талантом, куражом и мудростью. Лия Ахеджакова и Валентин Гафт побеждать и убеждать умеют. Взяв старую бенефисную пьесу Дональда Ли Кобурна, Галина Волчек дала двум своим премьерам прекрасную основу для вышивки театральной гладью.

Два больных немолодых человека – Фонсия Дорси и Веллер Мартин – встречаются и знакомятся в доме престарелых (в минуту раздражения его можно обозвать «домом смерти», на бюрократическом волапюке – «семьей расширенного типа»). Ни к нему, ни к ней никто не приходит в дни посещений, и они коротают эти субботы за карточным столом. Он – старый ас игры в джин. Она – сказочный везунчик. И ее фарт раз за разом побеждает его опыт. От прихотливости фортуны («Ну не нравишься ты мне!») впору сбеситься. И безобидная карточная игра все больше приобретает привкус поединка. Сначала психологического. Мирные беседы о прошлых занятиях и теперешних болезнях, о родителях, о бывших мужьях и женах, об образовании (Фонсия так и не окончила среднюю школу), о невнимательных детях сменяются подковырками и болезненными намеками: «Ваш сын вас ненавидит!» или «Может, вы просто плохой коммерсант и сами виноваты, что все потеряли!»

Хорошо сделанная пьеса позволяет актерам развернуть целый диапазон чувств и арсенал средств. Фарсовые эпизоды и всплески темперамента, минуты драматической скорби и интеллектуальный поединок. Словом, все 300 штампов, которые каждый большой артист оттачивает за жизнь, тут есть где применить.

Лия Ахеджакова наделила свою героиню хрупкостью и юмором, несгибаемым характером и некоторой толикой раздражающего упрямства. Она кокетливо меняет наряды, принимает изысканно-задумчивые позы, прикрывает, когда смеется, рот рукой. Укладывает на сиденье кресла гору подушек и лихо вспрыгивает на свой трон. Хрупкая, маленькая (едва достигающая плеча своего партнера) Дорси вызывает желание немедленно защитить эту девочку-бабушку с громадным плюшевым мишкой в руках от окружающего страшного мира, да и от нее самой. От ее взбалмошности и непоседливости, от детской бескомпромиссности и старческого эгоизма.

Валентин Гафт подарил своему герою саркастический ум и силу духа, незаурядность крупной личности и раздражительность человека, которому слишком часто перечат. Высокий, худой, сильный старик самозабвенно кричит на партнершу, выплескивая все обиды на свою несложившуюся жизнь.

Галина Волчек поместила героев Кобурна в некое подобие заброшенной больницы, где сгружены кресла-каталки, кушетки, разномастные диваны, стулья и столы. Композитор Александр Бакши наполнил пространство шумами и шорохами, звуками грозы и грома, голосами и музыкой, как будто за стенами колышется беспокойный людской океан. Сценограф Павел Каплевич выбрал для стен дома престарелых полупрозрачные стеклянные плитки, кое-где уже надбитые. А художник по свету Дамир Исмагилов заставил эти стены мерцать и светиться то пурпурно-красным, то нежно-розовым, по стенам бегают хороводы теней и силуэты деревьев. К финалу окна распахнутся, откроются верхние люки, и вихрь принесет сотни игральных карт.

Люди играют с судьбой в азартные игры, радуются выигрышам, огорчаются проигрышам. Но рано или поздно провидение подводит итог, и вдруг выясняется, что никому не интересно, сколько очков ты набрал. А в зачет идет только то, как себя вел с партнерами по жизни – детьми и родственниками, соседями и компаньонами. И даже если ты успел поругаться со всеми и остаться совсем один перед лицом все ближе подступающей смерти, судьба все равно даст шанс разделить последний час с визави по карточному столу, чтобы остался кто-то, кто о тебе пожалеет…

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Алексей Кузнецов представит «Случайно затянувшуюся связь»

    Актер Театра им. Вахтангова, педагог Щукинского театрального института Алексей Кузнецов подготовил инсценировку спектакля «Случайно затянувшаяся связь», посвященного судьбам Осипа Мандельштама и Бернарда Шоу. Спектакль сыграют в театральном лофте «Компас» 22 и 24 октября. ...
  • В «Театре.doc» выходит премьера по стихам современного поэта

    Премьера спектакля «Мелиемелинам» по стихам современного поэта Всеволода Емелина состоится 22 октября в «Театре.doc». Постановку осуществила Мастерская Руслана Маликова, режиссера, хорошо известного постоянным зрителям театра по спектаклям «Манагер», «Синий слесарь», а также «Война молдаван за картонную коробку», «Трансфер» и «Сентябрь. ...
  • В Театре на Малой Бронной появится «Норма»

    Спектакль Максима Диденко по роману Владимира Сорокина «Норма» станет первой премьерой Театра на Малой Бронной в новом сезоне (показы пройдут 6 и 7 ноября) во «Дворце на Яузе». Как сообщал «Театрал», в связи с предстоящей реконструкцией, свои ближайшие премьеры театр выпускает на временной площадке (окончательно переезд состоится во второй половине сезона). ...
  • Миндаугас Карбаускис готовит премьеру

    Первой премьерой сезона Театра им. Маяковского (Сцена на Сретенке) станет спектакль по роману Уильяма Фолкнера «Когда я умирала». В сценической версии театра произведение получило название «Йокнапатофа» – в честь вымышленного округа на юге США, в котором разворачиваются события большинства произведений Фолкнера. ...
Читайте также